Классный час на тему «Международный день глухонемых людей», 11 класс

Конспект классного часа для 11 класса «Страна глухих. Международному дню глухонемых людей посвящается»

Прославлен тот боец, что верною рукою

Добьется, невредим, победного венца.

Но честь, двойная честь бесстрашному герою,

Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.

О. Скороходова

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре памятных дат Международного дня глухонемых людей.

2. Формировать понимание значения данного дня в календаре памятных дат.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, которым посвящен этот день.

Форма проведения: информ-дайджест.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию по теме часа.

2. Найти информационные источники (книги, журналы, газетные публикации), свидетельствующие о жизни и деятельности глухонемых людей.

3. Найти репродукции картин глухонемых художников.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза, прикрыть плотно руками уши и оказаться в полном безмолвии.

Учащиеся выполняют задание.

Трудное это состояние, не правда ли? Нам тяжело его пережить в течение нескольких минут. А если это на всю жизнь? Мы отправляемся с вами в страну глухих. Какая она? Кто в ней жил и живет? Каково жить в этой стране? Об этом рассказ наших ребят.

Сегодня мы познакомимся с датой в календаре, которая заставляет нас обратить внимание на то, что глухонемые люди живут рядом с нами, нуждаются в нас, надеются на нашу помощь и поддержку. Я благодарю ребят, которые собрали информацию о таких людях и готовы поделиться ею с вами.

Ученик. Международный день глухонемых людей отмечается по инициативе Организации Объединенных Наций с 1951 г.

Ученица. По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Слух можно потерять в результате травмы, болезни или врожденных пороков.

Ученик. В 1926 г. в России было создано Всероссийское общество глухих людей.

Ученица. В 1760 г. аббат де Л' Эпе основал первую школу - Парижский институт глухонемых во Франции. Он был основоположником мимического метода общения с глухонемыми людьми, автором языка жестов.

Ученик. Именно благодаря его открытию Международная федерация глухонемых людей в 1950-е гг. разработала систему жестов для обслуживания международных мероприятий глухих людей: конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных мероприятий.

Ученица. На нашей большой планете более 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, - это язык взглядов и жестов. Им пользуются глухонемые люди.

Ученик. Иногда можно слышать, что глухие люди замкнуты и необщительны. Однако позволю себе с этим не согласиться. Готовясь к информационному часу, я нашел статью, содержание которой относится непосредственно к теме нашего разговора.

Я предлагаю ее вам прочитать, чтобы обменяться мнениями.

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи...

Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право встать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом она говорит о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что женщина правой рукой быстро водит по наколотой по системе Брайля бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она.

Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве кандидатской диссертации О.И. Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания ее книги.

Книга О.И. Скороходовой не развивала науку о слепоглухих людях, не продолжала ее - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

Она родилась 11 мая 1911 г. на Украине, в селе Белозерка недалеко от Херсона. Ее родители были бедные крестьяне.

В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 г. угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала — батрачила у священника... Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим золотым детством до того дня, как я заболела».

В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Ольга заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично - речь. Наступила полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей рассказывали о том, что происходит вокруг. Мать Ольги - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Ольга Скороходова напишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...» А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полубессознательном состоянии, Ольгу забрала к себе ее тетка. Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей.

В начале 1925 г. слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский. «Для меня, - писала Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И. А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».

Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного брайлевского шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 г., когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел нескоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве... Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга Скороходова обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:

Молодая весна многозвучий полна,

Прилетела из дальнего края.

Зашумели леса, заблестела гроза,

Пробужденье природы встречая...

О.И. Скороходова любила и понимала скульптуру. Когда она рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха...

Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним. Но в 1933 г. после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь... Между Ольгой и отцом завязывается переписка.

Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.

Ольга получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора Соколянского она вела записи того, как она воспринимает мир. Впоследствии эти записи ей очень пригодились.

Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых ее воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была О. Скороходова. В 1943 г. наши войска освободили Харьков. Через год она была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

Наступил 1947 г., О. И. Скороходова опубликовала свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского. В 1948 г. она становится научным сотрудником (позднее - старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР - ныне Институт коррекционной педагогики РАО.

Имя и труды О. Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность.

В 1954 г. вышла в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского.

В 1961 г. О.И. Скороходова блестяще защитила кандидатскую диссертацию, и ей присвоили ученую степень кандидата педагогических наук.

Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и О.И. Скороходова: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться...

Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей судьбой.

Работа над книгами приносила ей радость. В 1972 г. вышел из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присудили первую премию Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические Функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи... Она помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. С ее помощью была открыта в подмосковном Павловском Посаде школа-интернат для слепоглухонемых детей.

О.И. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций международного уровня. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые и писатели, учителя и многочисленные читатели со всего света.

Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:

Я прошла сквозь мрак и бури,

Я пути искала к свету –

К жизни творческой, богатой...

И нашла! Запомни это!

Классный руководитель. Страна глухих... Она существует, она есть. В этой стране живут большие и маленькие, взрослые и дети. Как известно, сегодня в мире действуют различные программы реабилитации больных тугоухостью и глухотой, у них есть свой язык, специальные школы, свои общества по интересам и т. д. Все это, безусловно, помогает людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью. Среди слепоглухих было и есть немало талантливых людей. В этом вы убедились, прочитав статью. Я прошу вас высказать свое мнение о прочитанном в статье.

Обсуждение статьи с учащимися.

Ученик. Готовясь к информационному часу, мы узнали, что десятки замечательных людей прошлого были глухими.

Ученица. И это нисколько не помешало им не только состояться в жизни, но и обессмертить свое имя великими творениями.

Ученик. К примеру, Пьер де Ронсар - поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».

Ученица. Глухим был известный французский писатель В. Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери».

Ученик. Бетховен, величайший композитор своего времени, один из самых исполняемых в современном музыкальном мире, был глухим.

Ученица. Итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Десен, писатель Жан Жак Руссо - это люди, имена которых известны в мире благодаря их творениям.

Ученик. Страна глухих - это вовсе не страна, в которой нет творчества, жизни, радости, любви. Это страна, в которой люди, лишенные радости видеть и слышать, зачастую - говорить, часто делают то, что не под силу имеющим возможность слышать и видеть,

Ученица. К примеру, недавно в Киеве открылась выставка картин, нарисованных людьми с расстройствами слуха. Это вторая международная выставка глухих художников на Украине. В экспозицию вошли 160 картин 50 художников. Кроме представителей Украины, свои работы показали профессионалы и любители из России, Беларуси и Польши. Вот что сказала одна из участниц выставки: «Мне кажется, глухие люди рисуют намного лучше, чем те, которые слышат. Мне нравятся реалистичные картины глухих художников. Они рисуют так, как видят, ничего не добавляя».

Ученик. Это пример из сегодняшнего дня. Мы же хотим рассказать о людях прошлого, картины которых известны всему миру. Но мало кто знает, что эти художники, авторы выдающихся произведений, были глухими.

Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.

Ученица. Я приглашаю вас в Испанию, в город Сарагосу. Здесь родился знаменитый испанский художник Франсиско Гойя. История жизни Ф. Гойи начинается в 1746 г. Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, отец работал шлифовальщиком металлов.

Ученик. Свое обучение как художник Гойя начинает в Испании, а продолжает в Италии. Возвратившись на родину, он становится художником-портретистом.

Ученица. По мере того когда возрастала его известность, сын шлифовальщика из Сарагосы наслаждался своим успехом и признанием. В одном письме другу Гойя писал об аудиенции У короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть «всех почестей, которые, благодаря Богу, получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины», добавляя: «Я, поцеловав их Руки, никогда не испытывал так много счастья».

Ученик. Слава давала ему больше работы по заказам. Для него позируют аристократы и члены королевской семьи, политики, законодатели и высокие сановники церкви, а также поэты, художники, актеры и тореадоры. Успех был приятен, но одновременно художник скучал, так как ему хотелось писать только то, что он любил.

Ученица. В 1792 г., будучи в Севилье, он тяжело заболел, и это заболевание оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту в возрасте 46 лет. Близкое соприкосновение с глухотой и одиночеством, в которые он был погружен, изменило его искусство навсегда. Кроме работ на заказ Гойя начал писать картины исключительно для самого себя. Его произведения с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением.

Ученик. Если глухота Гойи повлияла положительно повлияла на его искусство, то нельзя сказать то же самое о его профессиональной жизни.

Ученица. В 1795 г., вскоре после утраты слуха, он был избран директором Школы живописи Королевской академии искусств Сан-Фернандо, но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояние здоровья. Примерно 10 лет он добивался места генерального директора академии, но терпел поражение при голосовании: 28 из 29 членов академии были против него из-за его глухоты.

Ученик. И лишь в конце жизни он смог получить место на государственной службе как придворный художник.

Ученица. Известным художником, глухим от рождения, был испанец, современник Гойи, Роберто Готье Прадес. Свое наследство, заработанное им рисованием картин, он оставил на обучение и воспитание различных поколений глухих детей.

В мае 1805 г. он обратился в Королевский колледж художников с ходатайством учить читать, писать и рисовать глухих талантливых детей. Предложение Прадеса очаровало членов совета правления, они решили, что обучать детей должен глухой художник. Королевский колледж с удовольствием принял это предложение, и вскоре глухие учащиеся начали получать уроки рисунка у Роберто Готье Прадеса.

Ученик. Однажды Марка Твена попросили назвать людей, которых можно было бы считать самыми замечательными личностями XX столетия.

Ученица. И что же он ответил?

Ученик. Он назвал самыми известными личностями Наполеона Бонапарта и Елену Келлер.

Ученица. Имя Наполеона Бонапарта, пусть и самым печальным образом, известно всем. Кто такая Елена Келлер, знают немногие.

Ученик. Елена Аламс Келлер была лишена слуха и зрения, она прожила свои 87 лет в темноте и тишине. Вот с каким письмом она обратилась к своим потомкам:

«Я, будучи незрячей, могу дать один совет тем, кто видит этот чудесный мир.

Я могу дать одно предостережение тем, кто не использует дар Божий - свое зрение - полностью.

Употребляйте свои глаза так, как будто завтра вы окажетесь слепыми. Это же можно применить и к другим внешним чувствам.

Слушайте музыку голосов, пение птиц, могучие звуки органа, слушайте так, как будто завтра вы станете глухими».

Ученица. Одаренная от природы энергичным, жизнерадостным и целеустремленным характером, а также сильным желанием выражать и передавать мысли, она вышла навстречу жизни, чтобы усвоить ее уроки. Американке из Алабамы, возможно, не суждено было прославиться на весь мир, если бы не трагедия, случившаяся с ней в возрасте полутора лет, когда в результате болезни маленькая Елена потеряла зрение и слух.

Ученик. Слепоглухонемая девочка выросла и написала семь книг! В это трудно поверить... Благодаря своей учительнице Энн Салливан и ничуть не меньше - своей жизненной силе и любви к миру Елена Келлер одержала победу над физическим недугом и стала символом человеческой воли. Для всех, не только для Марка Твена.

Классный руководитель. Закончится Международный день глухонемых людей. Но он не должен закончиться в наших делах и поступках. Главное, чтобы мы с вами помнили и говорили об этих людях не только в этот день. Мы должны их видеть среди нас, пытаться помочь, если они нуждаются в нашей помощи, сделать так, чтобы они почувствовали, что мы их слышим без призыва о помощи.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Наталья Викторовна Устимова # 28 декабря 2015 в 22:33 0
А где слова о значении слов толерантный?Можно же было добавить чтение стихов с декламацией что- то уж больно грустно и печально на вашем празднике и что это праздник совсем уж не чувствуется.
Светлана Олеговна Адонина # 1 февраля 2016 в 18:37 0
Спасибо за материал! Я считаю, что в наше время у учащихся необходимо воспитывать чувство уважения к людям с ограниченными возможностями