Классный час на тему толерантность в 10 классе

Конспект классного часа для 10 класса

Цель: развитие толерантности.

Прежде чем научить детей толерантности по отношению к людям другой национальности, необходимо научить их не выделять из своего коллектива «изгоев».

Если вы хотите улучшить отношение коллектива к так называемым «изолированным» или «отверженным» детям, то можно использовать данную методику. Игра проводится в большой комнате.

Психологический смысл игры-теста:

1) углубить и расширить личностное самосознание одного из участников занятия, выбранного по усмотрению учителя;

2) утвердить в глазах группы значимость данной конкретной личности;

3) косвенным путем (через реализацию игрового задания) выявить отношение данной личности к каждому из членов группы.

Ход классного часа

Учитель выделяет из группы одного человека («изолированного») и предлагает ему встать или сесть в центр игровой площадки. Далее всех остальных просят тесно сгрудиться вокруг этого человека. После паузы в две-три минуты ему говорится следующее: «Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты - другие люди. Те из них, чье притяжение ощущается сильнее, естественно, займут место ближе к вам. Те, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе «оторвутся» от вас. Закройте глаза, сосредоточьтесь... Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочередно сообщите, в каком направлении ему (или ей) следует отходить. Пока человек не отдалится на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству притяжения, командуйте: «Еще... еще... стоп!» Те, кому вы так и не сказали «стоп!», вообще покидают игровую площадку. Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на месте, либо приближать его к себе на дистанцию до 30 см. Начали!».

Такая инструкция умышленно допускает комичные ситуации «изгнания» или «максимального приближения»: это оживляет занятие. В то же время игра непроизвольно настраивает и «отверженного» и группу на достаточно серьезный лад.

После расположения участников игры вокруг «светила» учитель дает «отверженному» вторую инструкцию: «Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо ли вам в нем?.. Если не вполне, можете внести любые изменения в расположение окружающих вас людей. Добивайтесь такой их расстановки, чтобы испытывать чувство комфорта данной среды».

Как правило, некоторые изменения «отверженным» вносятся. Нередко при этом он просит вернуться на площадку одного-двух из тех, кого поначалу «изгнал», а также по-новому группирует между собой пары, тройки «планет».

Расстановку людей после первой инструкции можно толковать как демонстрацию «отверженным» своих симпатий и антипатий. В действительности среди лиц, удаленных на значительное расстояние либо вообще «изгнанных», подчас находятся те, кому «отверженный» оказывает особое предпочтение, но из стыдливости хочет скрыть это от группы. Точно так же среди людей «приближенных» могут попасться люди, безразличные ему, или те, свою враждебность к которым он считает нужным замаскировать перед группой.

Расстановка людей после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений «отверженного», но все же носит отпечаток «желаемого», «воображаемого» им положения вещей. Все это, впрочем, весьма информативно для учителя.

Фиксация складывающихся соотношений на доске или на бумаге нежелательна - учителю лучше положиться на свою память и соответствующие заметки делать потом. Нежелательно также последующее обсуждение группой действий «отверженного». Учитель объявляет: «Право всякого - формировать "свое" пространство в этой игре так, как ему подсказывает интуиция. Люди могут быть весьма схожи образом мысли, но интуиция все-таки у каждого своя». Как бы подкрепляя иллюстрацией этот принцип, учитель организует очередной тур игры с новым «отверженным». За время, отведенное для занятия, не рекомендуется делать «светилом» более трех человек подряд: игра может надоесть. Если же многие из группы выражают желание определить «свое пространство», то продолжение игры переносится на другой раз.

Данную методику рекомендуется использовать несколько раз. Сравнивая действия конкретного «отверженного» сегодня и полгода или год назад, учитель получает представление об изменениях связей и статусе данной личности в группе.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 10 класса по творчеству Цветаевой

Патриотический классный час, 10 класс

Классный час для 10 класса на тему «Как провести свободное время»

Физико-математический бой 10 класс

Классный час для 10 класса по выявлению лидеров в коллективе

Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 22:03 +1
Внеклассное мероприятие имеет познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Спасибо за разработку.