Классный час на тему «Всемирный день туризма», 10 класс

Классный час в 10 классе «О туризме и туристах. Всемирному дню туризма посвящается»

Из Акапулько в Биарриц,

Всепроникающий, как атом,

Турист сквозь толщу госграниц

Пролазит с фотоаппаратом.

Да, видно, так устроен свет –

Здесь равновесия победа:

Раз существует домосед,

То должен быть и непоседа!

Из стихотворения бывалого туриста

 

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой.

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой.

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы.

Гимн туристов

Задачи

1. Показать значение туризма в жизни человека и человечества.

2. Вызвать интерес и желание учащихся как можно больше узнать о туризме как о прогрессивном явлении в мировой цивилизации.

3. Способствовать пониманию значения туризма для поддержания здоровья человека, развития его физической и нравственной культуры.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа

1. Составить карту туристических маршрутов класса за 10 лет.

2. Подготовить фотовыставку «Туристскими тропами».

3. Провести конкурс туристской песни.

4. Подготовить памятку туристам будущего.

5. Изучить историю туризма. Составить туристскую азбуку.

6. Разделить класс на группы. Каждой группе дать свое задание.

Первая группа - составить карту туристических маршрутов класса за 10 лет.

Для этого необходимо заглянуть в архив класса, просмотреть все фотографии, сочинения и нанести на лист ватмана туристические маршруты, по которым прошли учащиеся класса за 10 лет.

Вторая группа - подготовить фотовыставку «Туристскими тропами». Она может быть посвящена туристским тропам своего региона. Эта фотовыставка - своеобразный путеводитель для туристов, которые могли бы посетить данный регион.

Третья группа - провести в классе конкурс туристской песни, который включает не только исполнение песен, но и рассказ об истории их создания.

Четвертая группа - подготовить памятки туристам XXI в. Памятки можно предложить учащимся средних классов, собирающимся в туристические походы по родному краю.

Пятая группа - провести информационно-познавательный час, в ходе которого рассказать об истории туризма.

Шестая группа - подготовить презентацию по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Выходят ведущие.

Ведущий 1. Уважаемые гости! Ребята! Мы хотим вас познакомить с первым номером иллюстрированного журнала «Туристскими тропами».

Ведущий 2. Сегодня в номере - история появления в календаре памятных дат Всемирного дня туризма...

Ведущий 1. О туризме в России...

Ведущий 2. В гостях у наших соседей. В объективе - Беларусь. ..

Ведущий 3. Глазами туриста. В мире интересных явлений...

Ведущий 1. Советы бывалых туристов...

Ведущий 2. Выдающиеся путешественники страны и мира.

Презентация сопровождает выступление ведущих.

Ведущий 1. Всемирный день туризма - праздник очень многих, праздник тех, кто хотя бы один раз, освободившись от ежедневной суеты, путешествовал по берегу речки, по лесу, по полю или по другим местам, которыми так богата наша земля!

Ведущий 2. Всемирный день туризма - профессиональный праздник людей, непосредственно занятых в сфере туристического бизнеса: сотрудников туристических компаний, музейных работников, руководителей и персонала гостиничных комплексов - всех, кто профессионально обеспечивает полноценный отдых.

Ведущий 3. Всемирный день туризма отмечается в большинстве стран мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу.

Ведущий 1. Мы открываем первую страницу нашего журнала. Она посвящена истории Всемирного дня туризма.

Ведущий 2. Всемирный день туризма учрежден на III сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации (ВТО), состоявшейся в 1979 г. в Маниле.

Ведущий 3. Отмечается он с 1980 г. ежегодно 27 сентября.

Ведущий 1. Это не просто день в календаре. Он проводится с целью пропаганды туризма, освещения его вклада в развитие культурных связей, обеспечения взаимопонимания между народами.

Ведущий 2. Туризм - это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха, и считается, что День туризма может способствовать поддержанию здоровья населения многих стран.

Ведущий 3. Этот день торжественно отмечают в большинстве стран мира. Во многих крупных городах 27 сентября проходят слеты туристов, интересные фестивали, праздники, а школьники во главе с учителями и родителями проходят специальные туристические маршруты, отдыхают на природе.

Ведущий 1. А сейчас мы приглашаем вас к разговору о туризме в нашей стране. В гостях у журнала - руководитель туристической фирмы и эксперт в области туристического бизнеса.

Ведущий 2. Наш вопрос эксперту. Можно ли считать, что Россия - это страна с давними туристическими традициями?

Эксперт. Безусловно. В течение многих лет значительная часть населения нашей страны пользовалась туристическими услугами, в результате чего потребность в них стала массовой. Она стала нормой жизни, частью национальной культуры. Достаточно заглянуть в семейные альбомы, чтобы убедиться в том, что туризм - это занятие, которое культивируется в каждой семье.

Ведущий 3. Что изменилось с формированием рыночной экономики?

Эксперт. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Эта отрасль развивалась ускоренными темпами, возросла конкуренция и вместе с ней - качество услуг.

Ведущий 1. А я хочу пригласить к разговору руководителя туристической фирмы. Почему вы выбрали туристический бизнес как сферу приложения своих сил и способ зарабатывания денег?

Руководитель турфирмы. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Этот бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам (небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристические услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат).

Ведущий 2. Каковы перспективы развития туризма в России?

Эксперт. По прогнозу Всемирной туристической организации, к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран, которые являются самыми популярными среди туристов.

Руководитель турфирмы. Хочу добавить, что, по оценке экспертов Всемирной туристической организации, Российская Федерация занимает 15-е место в мировой классификации по посещаемости иностранцами.

Ведущий 3. Какие туристические маршруты наиболее востребованы гостями нашей страны?

Руководитель турфирмы. Российская Федерация привлекает иностранных гостей своей древней историей, памятниками, маршрутами по Золотому кольцу, рекам Сибири, центральной части России.

Ведущий 1. Способствует ли туризм занятости населения?

Эксперт. Безусловно. По оценкам специалистов, в 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире был занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в этой сфере не используется высококвалифицированный труд.

Руководитель турфирмы. Кроме этого, международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию, а также на формирование культуры самих туристов.

Ведущий 2. Что бы вы хотели пожелать тем, кто собирается отправиться в туристические поездки и походы?

Эксперт. Туризм - самое потрясающее занятие. Именно туризм подарит здоровье и отличное настроение, а что еще нужно человеку для счастья? Ведь став туристом, человек доказал, что он мужествен и смел, умен и находчив, не боится трудностей и способен обрести счастье в единении с природой.

Руководитель турфирмы. Я желаю всем туристам найти как можно больше нехоженых тропинок, неизведанных мест и открытий. Пусть им сопутствуют прекрасная погода, ясное небо. Пусть удача и успех не покидают никогда, пусть сопровождают туристов только лишь верные и преданные друзья, способные разделить минуты счастья и торжества, понять радостные чувства и помочь в трудные мгновения, поддержать в нужный момент и предотвратить беду.

Ведущий 3. Спасибо вам за рассказ. И напоследок - куда бы вы предложили нам совершить небольшое и не очень далекое путешествие прямо сейчас?

Руководитель турфирмы. Я предлагаю вам заглянуть к нашим соседям - белорусам. Поверьте, здесь вы откроете для себя много интересного и необычного, несмотря на то что белорусы, как и русские, славяне.

Ведущий 1. И мы решили представить на страницах нашего журнала краткий туристический обзор Беларуси. Слово нашему репортеру. В объективе - Беларусь.

Репортер (сопровождает выступление презентацией). Добры день! Так приветствуют белорусы своих гостей. Так обращаюсь и я к вам, уважаемые гости нашего журнала!

Беларусь - лакомый кусочек для экотуристов всего мира. Здесь сохранились крупнейшие в Европе лесные массивы, которые называют «зеленым золотом». В этой стране более 11 тыс. озер и 20 тыс. рек и ручьев.

По площади, занимаемой болотами, Беларуси нет равных в Европе. Это 11,5% территории республики, при этом 6,1% относятся к особо охраняемым местам.

А еще я приглашаю вас пройтись по самым интересным местам белорусского экологического туризма. Начнем со старейшего и наиболее известного объекта - национального парка «Беловежская пуща». Здесь реализуется проект «Пуща без границ», главной целью которого является поддержка деятельности, направленной на устойчивое развитие региона по обе стороны белорусско-польской границы. Продолжением его станет экологическая программа «Тропа белого аиста». Новый проект будет включать сооружение смотровых башен, развитие малого гостиничного бизнеса и даже стилизованную реконструкцию одной из деревень на окраине парка.

Хочу отметить, что Беларусь с полным правом можно назвать страной под крыльями аиста. Их здесь много - летающих, мирно гуляющих рядом с асфальтовыми трассами, вьющих гнезда в деревнях и городах.

Ведущий 2. Благодарим за короткий, но интересный рассказ нашего корреспондента и надеемся увидеть все то, о чем он нам рассказал, своими глазами.

А сейчас обратимся к новой рубрике. Она называется «Глазами туриста». Прочитаем, о чем нам поведал журналист М. Таранов.

Учащиеся читают статью в группах и обмениваются мнениями.

Южноамериканские индейцы, жившие по берегам реки Ориноко, верили, что души умерших поселяются в скалах и время от времени люди слышат их стоны. В Югославии каменные фигуры, созданные стараниями ветра и влаги, тоже по ночам издают различные звуки, пугая людей. В Египте при восходе солнца звучат всемирно известные колоссы Мемнона. В тридцати пяти километрах от Кабула есть гора Рег-Раван. Когда несколько человек сходят с нее, раздается звук, похожий на барабанный бой. Подобное явление замечено в чилийской долине Копиано. Встречаются такие холмы и в Калифорнии. Слышатся стоны и на горе Джебель-Накуг, что высится на берегу Красного моря. Когда человек взбирается на ее вершину, мелкие камни под ногами начинают стонать. В недрах горы, считают местные жители, скрыт монастырь, звук колоколов которого и пробивается иногда на поверхность. В России тоже можно встретить «поющие» камни. Например, у поморов есть старинное предание о «поющем» камне, скрывающемся в лесах. Если человеку посчастливится услышать «песнь» этого легендарного камня, то на всю жизнь ему обеспечена удача.

Примерно в шестидесяти километрах от побережья Белого моря карельские ученые обнаружили невзрачный валун. По их мнению, именно он и является «поющим» камнем из древних легенд. Вице- президент Международной академии меганауки Алексей Попов утверждает, что этот валун поставлен древними жителями Карелии. В давние времена люди считали, что он обладает магическими и лечебными свойствами. Обнаружить в дремучих лесах легендарный камень помогли ученым местные жители. Они рассказали о том, что «поющий» валун находится близ реки Чурумжа в Кемском районе Карелии. На плоской вершине скалистой возвышенности участники экспедиции и обнаружили чудо-камень.

Ученые, долго наблюдали за карельским валуном. И в конце концов установили, каким образом ему удается петь. Оказалось, это происходит благодаря узкой щели между плоской вершиной скалы и нижней частью валуна, куда задувает ветер, который и заставляет камень издавать музыкальные звуки, временами напоминающие многоголосое пение. В зависимости от силы ветра и положения валуна, слегка покачивающегося на вершине, изменяется длительность и высота звуков.

- Все зависело от силы ветра и от положения камня, - пояснил А. Попов. - Получается, что плоская каменная подставка не только служит для создания пространства между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникают звуки, но и выступает в качестве своеобразного шарнира.

Ученые предположили, что эта каменная скульптура имеет рукотворное происхождение и является языческим капищем древних саамов, населявших эту территорию 5-6 тыс. лет назад. Подобные каменные сооружения во множестве находят на территории Карелии, но впервые на вершине сопки были обнаружены не «мертвые» «молчащие» камни, а «живой» «поющий» валун.

Правда, в 1972 г. экспедиция Карельского филиала Академии наук СССР находила «музыкальный» камень-валун. Музыкантом был сам человек. Он ударял по камню булыжником, и камень отзывался мелодичным звуком. Кроме карельских «поющих» валунов, удивительные свойства которых можно объяснить с научной точки зрения, на территории России можно встретить и другие феноменальные камни - своеобразные «дразнилки».

Здесь уже традиционная наука оказывается беспомощной. Такой удивительный камень, точнее скалу, обнаружил инженер одного из московских машиностроительных заводов во время отпуска в Горном Алтае.

7 мая инженер, собирая после привала пожитки, уронил стеклянную спиртовку, и она вдребезги разбилась о лежавший на земле камень. Разозленный утратой нужной в горах вещи, инженер в сердцах громко крикнул: «Вот черт!» Прошла секунда, и вдруг прямо около уха незадачливого путешественника кто-то рявкнул: «Треч тов!» Он от страха присел. В горах стояла тишина. Тогда он крикнул: «Кто тут?» И получил ответ: «Тут отк!»

Около часа играл инженер со странным эхом, повторяющим все слова наоборот. Потом решил исследовать необычное явление. Он пометил место, где слышал необычное «эхо-оборотень», вбитым в щель между камнями большим суком сушняка и отправился в сторону, откуда доносилось эхо. Там, прямо напротив места, где он стоял, возвышалась 15-метровая скала. Инженер стал ее ощупывать - искать, отчего возникает такое необычное эхо. Скала не отличалась от других, которые он встречал на Алтае, разве что гранит был темнее обычного. Вдруг он почувствовал, что расцарапал руку, и, разозлясь, крикнул: «Дура!» И вдруг твердая поверхность скалы заметно задрожала и прогнулась. Он заинтересовался и снова еще громче прокричал «заветное» слово. Скала снова прогнулась. Только еще глубже. Несколько часов ползал человек вокруг скалы и орал все, что приходило в голову. Его старания увенчались успехом: он нашел еще пять мест, в которых поверхность скалы прогибалась не от механического давления, а от звука.

С чем могло быть связано невероятное «эхо-оборотень» и столь же невероятное прогибание поверхности скалы, не смогли объяснить ни сам путешественник, ни ученые, к которым он обращался.

Ведущий 3. Вот с какими необычными явлениями может встретиться турист в своих путешествиях по нашей Родине и за ее рубежами.

Ведущий 1. Мы приготовили несколько советов начинающим туристам от бывалых путешественников.

Ведущий 2. В первую очередь туристу, путешествующему вдали от благ цивилизации, очень важно вовремя и быстро разжечь костер.

Ведущий 3. Вот что по этому поводу говорят бывалые туристы.

Выступают учащиеся класса, подготовившие свои советы.

Первая группа

Ученик. Проблемы с разжиганием костра обычно возникают после дождя, когда нет сухих веток.

1. Необходимо найти в лесу сухостой - старые, уже высохшие деревья, которые еще не успели упасть на землю, - обычно они намокают только снаружи, оставаясь внутри сухими.

2. При разжигании костра в сырую погоду любого туриста могут выручить заранее заготовленные тоненькие палочки из оргстекла. Они отлично горят и способны просушить и поджечь мелкие веточки, дав начало большому костру.

3. Необходимо с вечера заворачивать часть сухих дров в полиэтиленовый пакет.

4. Чтобы не вырубать на каждой стоянке рогатины и перекладину для приготовления еды на костре, можно пользоваться отрезком стального троса, к которому с двух сторон необходимо привязать капроновую веревку.

5. Привязывать трос можно между деревьями на нужной высоте и вешать на него посуду с помощью стальных крючьев.

6. Чтобы снимать с огня горячий котелок, необходимо положить в рюкзак плотную брезентовую рукавицу.

Вторая группа

Ученик 1. Как пройти маршрут максимально красиво по отношению к окружающему пространству, гостеприимством которого мы пользуемся?

Ученик 2. Ответ простой. Нужно сделать так, чтобы не осталось никаких следов нашего пребывания в лесу. Для этого необходимо прислушаться к следующим советам.

1. Нельзя рубить живой лес. Если стоит высохшее на первый взгляд деревце, нужно убедиться в отсутствии на его ветках почек или зеленых листьев (их может быть не более 5%). Если они имеются, стоит поискать более достойные дрова: это дерево гореть не будет.

2. Нельзя оставлять после себя мусор - ни на маршруте, ни на стоянке. Желательно ввести в своей туристской группе должности экологов - тех, кто будет следить за чистотой стоянки. Необходимо взять в поход 20-30 полиэтиленовых пакетов средних размеров с ручками, чтобы собирать весь мусор. Минут за 15-20 до ухода с места стоянки необходимо забросить остатки дров в костер. На получившийся большой огонь ложится весь накопившийся за предыдущий день мусор.

3. Нельзя брать в поход предметы из опасного для жизни материала. Самый страшный загрязнитель леса - стекло. Осколки стекол могут поранить человека или животное. В поход не стоит брать стеклянные бутылки и банки. Лучше их заменить на пластиковые.

4. Нельзя издеваться над природой! Нельзя отмечать свое пребывание в красивых местах высеканием надписей «Тут был я» на камне или дереве. Нельзя завязывать на ветках деревьев разноцветные лоскутки и полиэтиленовые мешочки. Это может повредить кору дерева. Нельзя ломать живые деревья для установки палаток и разжигания костра. Нельзя превращать место своего пребывания на природе в свалку. Лучше потратить это время на то, чтобы выбрать удачный ракурс и сделать несколько хороших фотографий, которые станут замечательным подтверждением вашей принадлежности к великому братству туристов.

Ведущий 1. Большое спасибо за советы. Они нам, конечно, пригодятся.

Ведущий 2. А завершить наш выпуск мы хотели бы рассказом о людях, которых можно с полным правом назвать людьми мира. Ведь для настоящих туристов нет границ и расстояний. Благодаря им мы узнали так много интересного о различных странах, обычаях и традициях других народов.

Ведущий З. К ним можно отнести выдающегося ученого из Норвегии Тура Хейердала.

Ведущий 1. У нас на связи наши корреспонденты в Осло. Мы в Музее Тура Хейердала.

Корреспондент. Тур Хейердал - путешественник, археолог, антрополог, писатель. Родился 6 октября 1914 г. Он являлся активистом «зеленой политики» и был награжден многочисленными медалями и премиями. Тур Хейердал был также удостоен 11 почетных степеней различных университетов Европы и Америки. Его другом и последователем в России был врач и путешественник Юрий Сенкевич.

Чтобы больше узнать о них, я рекомендую вам заглянуть в биографические книги.

Ведущий 2. А какие книги Хейердала можно прочитать у нас в стране?

Корреспондент. О великом путешественнике и его путешествиях вы можете прочесть в книгах «Аку-Аку», «В поисках рая», «Путешествие на Ра», «Путешествие на "Тигрисе"»... Да что перечислять! В любой библиотеке вы найдете переведенные на русский язык книги Тура Хейердала. И ни одна из них не окажется скучной, потому что всегда начинается с тайны.

Ведущий 3. Спасибо, Осло. Этот выпуск нашего журнала мы завершаем туристической викториной, вопросы которой были объявлены заранее.

Викторина, посвященная туризму

1. Кто из перечисленных людей является изобретателем акваланга?

а) капитан Немо;

б) Иван Федорович Крузенштерн;

в) Жак Ив Кусто. +

2. В боксе судей называют:

а) рефери,  +

б) брейкеры;

в) рингеры.

3. Как на Руси назывались деньги достоинством 15 руб. из серебра?

а) фунт;

б) империал;  +

в) инком.

4. Какое из этих слов выложил Кай в сказке «Снежная королева»?

а) снежинка;

б) вечность,  +

в) теплота.

5. Почему арабские путешественники, отправляясь в дальние страны караваном, передвигались по пустыне ночью?

а) чтобы ориентироваться по звездам; +

б) чтобы избежать встречи с разбойниками;

в) потому что ночью прохладнее.

6. Какие из этих товаров обычно перевозились по Великому шелковому пути?

а) древесина, хлопок, железо;

б) туфли, носки, тапочки;

в) фарфор, нефрит, пряности.  +

7. Кто из европейцев первым достиг Австралии?

а) капитан Кук;  +

б) Дирк Харточ;

в) Абел Тасман.

8. Какую болезнь можно предотвратить, если есть лимоны?

а) чесотку;

б) бешенство;

в) цингу.  +

9. Какой климат на Марсе?

а) очень жаркий;

б) очень холодный:  +

в) примерно такой же, как на Земле.

10. Как называются огромные куски движущегося льда?

а) торосы;

б) ледяные поля;  +

в) полыньи.

11. Какое название у знаменитого плота Тура Хейердала?

а) «Ра»;

б) «Тур Хейердал»;

в) «Кон-Тики».  +

12. Какую премию получил в свое время Тур Хейердал за свой знаменитый документальный фильм «Кон-Тики»?

а) «Ника»;

б) «Оскар»;  +

в) «Золотой лев».

13. В скольких экспедициях Тура Хейердала участвовал знаменитый путешественник из России Ю. Сенкевич?

а) в одной;

б) в двух;

в) в трех.  +

14. Какую передачу, посвященную путешественникам и путешествиям, вел на телевидении Ю. Сенкевич?

а) «Клуб путешественников»;  +

б) «Очевидное - невероятное»;

в) «За пределами возможного».

15. Кому из знаменитых путешественников принадлежит высказывание: «Рыба ищет, где глубже, а человек - где рыба»?

а) Жаку Иву Кусто;  +

б) Миклухо-Маклаю;

в) Туру Хейердалу.

16. Какому водоему в центре России посвятил свой фильм Жак Ив Кусто?

а) озеру Селигер;

б) озеру Байкал;   +

в) реке Волге.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Татьяна Владимировна Орлова # 19 января 2016 в 22:29 0
Интересный сценарий, даже самой захотелось побывать на таком мероприятии.голос Вам!
Светлана Олеговна Адонина # 1 февраля 2016 в 18:40 0
Сейчас молодежь не заставишь участвовать в такого рода мероприятиях как туризм (туристические походы), поэтому такие мероприятия должны вызывать интерес.