Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час на тему нравственного воспитания в 10-11 классах

Тема «Зависть»

Автор: Полякова Вера Ивановна, учитель математики МБОУ «Панфиловская средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области

Цель:

Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Задачи:

- Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;

- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;

- Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.

Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа;

2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.

Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.

Сценарий классного часа.

I) Подведение учащихся к теме классного часа.

(мультфильм о двух мальчиках и шарике)

Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот сюжет?

(учащиеся обсуждают увиденное)

Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

Учитель: Верно! О зависти.

(На уроке вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые комментирует классный руководитель, заостряя внимание на теме и цели классного часа)

Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)

Завидуют: (все эти пункты на слайде № 1).

1)    Успехам одноклассников;

2)    Чужим деньгам;

3)    Соседям, переселившимся в новую квартиру;

4)    Человеку, купившему машину;

5)    Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;

6)    Отличным оценкам одноклассника;

7)    Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Вопрос: А чему ещё можно завидовать?

II)  Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)

А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)

(Видеоролик. Песня «Зависть»)

Учитель: - Как А. Розембаум называет зависть?

Учащиеся: Раковая опухоль.

Учитель: Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?

(Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».)

Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».

Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.

(Слайд № 2. Перечислены все 6 пороков)

1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)

2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)

3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)

4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)

5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)

6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)

Учитель: - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?

III)  (видео – ролик) Стихи С. Бранта

Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.

Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?

На экране (слайд № 3 все 4 пункта):

1)    Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2)    Подлость.  Свою вину переложить на чужие плечи.

3)    Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4)    Убийство (самое страшное, что может произойти)

Учитель: - А имеем ли мы на это право?

(Учащиеся пытаются ответить на вопрос)

Обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог создал, человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет! Нет!

IV)  Презентация.

(Ребята читают по очереди)

Вопрос: Как уберечь себя от зависти?

V)  Притча о зависти.

Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

Классный руководитель: - Продолжите фразу.

- Что ответил мастер ученикам?

- Как вы думаете?

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

VI)  Заключение. Итоги классного часа.

(Видеоролик «Окно»)

Последние слова – пожелания учителя.

Стихи Омара Хайяма.

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

Используемые источники:

Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовер­шен­ствование личности».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 11 классе на тему: Семья

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Мила Кузьмина # 27 августа 2013 в 20:29 +1
Спасибо за классный час. Тема актуальна. С удовольствием предложу своим классным руководителям старших классов. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний.В сценарии красной нитью видно воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.
Полякова Вера # 13 сентября 2013 в 20:13 +1
Спасибо, Мила! Очень мило с Вашей стороны.
татьяна # 1 октября 2013 в 17:48 +1
очень интересный материал
olya.literator # 5 января 2014 в 07:17 +1
Замечательно! С вашего позволения воспользуюсь. Не вижу презентации. Видио-ролики сама ищу.
Татьяна # 16 января 2014 в 17:37 0
Спасибо. Замечательный материал, обязательно воспользуюсь
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 10:28 0
Спасибо за представленный материал классного часа. Тема актуальна. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний, что позволяет так легко без назидания вести разговор о человеческих пороках /зависти/.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:40 0
Спасибо за представленный материал классного часа. Тема актуальна. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний, что позволяет так легко без назидания вести разговор о человеческих пороках /зависти/.
Павлова Ольга Владимировна # 10 апреля 2014 в 22:29 0
Учитель совершенно не читал Библии. Это же некомпетентно - выставлять цитаты якобы из нее!
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 22:07 0
Спасибо за такое насыщенное, поучительное и нравственное занятие с применением мультимедийной презентации, использованием художественного слова. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 21:55 0
Материал хороший. Тема актуальна, виден нестандартный подход. Обязательно воспользуюсь
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:10 0
Добрый вечер! Классный час поднимает актуальную проблему не только детей, но и взрослых.Думаю, все, что услышали старшеклассники, пригодится в жизни. Спасибо!
Лада Геннадьевна Попова # 9 августа 2016 в 16:57 0
Очень хорошая разработка. Тема "Зависть" не так часто обсуждается с учениками, а зря. В наш меркантильный век, нужно уделять таким воспитательным направлениям больше внимания.