Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Методическая разработка классного часа по экологии для старшеклассников

Тема: Земля - наша общая забота

Задачи: координация действий класса, школы, властных структур, общественных организаций по решению экологических проблем города (района); разработать конкретный план по решению проблемы; активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; развивать инициативу и чувство ответственности; заострить внимание на значимости активной гражданской позиции учащихся; вселить чувство уверенности в выполнимости задач благодаря общим усилиям.

Подготовительная работа: приглашение гостей-участников работы; планирование проведения классного часа с зам. директора по воспитательной работе; координация действий, планов, выступлений с представителями властных структур, экоцентра, лесничества; предварительная работа с инициативной группой класса и учителями биологии; работа инициативной группы с учащимися класса, школы; анализ анкетирования; работа инициативной группы класса, учителей биологии и зам. директора по воспитательной работе по сбору и обработке конкретных предложений.

Участники: учащиеся класса; классный руководитель; представители властных структур; администрации школы; экологического центра; лесничества; совета школы; учителя биологии; психолог; представители организаций-шефов.

Ход мероприятия

Дело знай, а попусту не болтай.

Русская народная пословица

Классный руководитель говорит о цели классного часа, представляет гостей. Заместитель директора по воспитательной работе докладывает о проделанной работе по подготовке встречи, знакомит с результатами анкетирования школьников.

Материалы, используемые для подготовки встречи и дальнейшей работы по планированию.

Опросник. Соответствует ли моя школа идеям устойчивого развития?

Данный опросник является своего рода тестом. Попросите отвечать на вопросы максимально объективно. Задача состоит не в том, чтобы дать глубокую научную оценку ситуации в школе, а в том, чтобы помочь как самим учащимся, так и администрации школы критически взглянуть на свою работу и получить идеи по повышению эффективности эколого-образовательной работы.

Школа в контексте проблем общества

1. Ведется ли в вашей школе работа по экологическому образованию?

2. Осуществляется ли в школе программа (система мер) по борьбе с курением, пьянством и наркоманией?

3. Имеет ли место в школьной столовой внедрение идеи рационального питания?

4. Существует ли в вашей школе должность психолога, социального педагога?

5. Принимают ли родители активное участие в жизни вашей школы?

6. Проводятся ли в вашей школе «дни самоуправления»?

7. Влияет ли местная общественность на жизнь школы?

8. Существует ли в вашей школе комната (зал) для релаксации?

9. Оформляются ли школьные помещения с учетом возможного влияния на психологическое состояние учащихся?

10. Участвуют ли школьники в какой-либо благотворительной деятельности?

11. Существуют ли у школы связи с какими-либо зарубежными учебными заведениями?

Школа и природа

12. Есть ли на пришкольной территории участок, имитирующий природную экосистему (луг, пруд, сад, лес)?

13. Используются ли в учебном процессе окружающие школу природные объекты и пришкольный участок (включая огороды, теплицы, дендрарии)?

14. Организуются ли для учащихся «экологические тропы», экскурсии и выезды на природу?

15. Участвует ли школа в какой-либо природоохранной или природовосстановительной работе?

16. Осуществляется ли на пришкольном участке силами школьников работа по посадке деревьев, благоустройству территории, созданию искусственных гнездовий и кормушек для птиц?

17. Состоит ли школа в какой-либо общественной экологической организации?

18. Озеленяются ли внутренние помещения школы?

19. Ведется ли в школе «экологическая пропаганда» (информационные стенды, плакаты по вопросам охраны природы)?

Школа и проблемы экономии воды

20. Имеется ли в штате школы сотрудник, на которого возложен контроль за экономным использованием воды?

21. Есть ли в школе плакаты, напоминающие об экономии воды?

22. Обсуждаются ли вопросы, связанные с экономией воды в школе, на педагогических советах, на уроках, внеклассных мероприятиях?

23. Собираются ли в специальную емкость и утилизируются ли жидкие химические отходы, образующиеся при демонстрациях и лабораторных работах?

24. Оборудуются ли сливные бачки в туалетах приспособлениями, позволяющими экономить воду?

25. «Текут» ли в вашей школе краны?

26. Регулярно ли проверяется состояние водопроводной системы в школе?

27. Проводится ли ежегодный обзор и анализ потребления воды школой?

Школа в контексте энергетических проблем

28. Информированы ли учащиеся и персонал школы о причинах необходимости экономии и эффективного использования тепла и электроэнергии?

29. Освещаются ли проблемы получения и использования тепла и электроэнергии на внеклассных занятиях и внешкольных мероприятиях?

30. Изменилась ли динамика потребления тепла и электроэнергии в школе в сторону уменьшения в сравнении с тем же периодом предыдущего года?

31. Учитывается ли энергетическая экономичность оборудования при его покупке школой (например, лампы, потребляющие меньшее количество электроэнергии)?

32. Имеется ли в штате школы сотрудник, на которого возложен контроль за экономным использованием тепла и электроэнергии?

33. Хорошо ли теплоизолировано здание?

34. На всех ли окнах есть теплоизоляция от сквозняков?

35. Защищены ли входные двери от сквозняков?

36. Проводится ли периодическое мытье окон для того, чтобы они лучше пропускали дневной свет?

37. Всегда ли выключен свет в пустых помещениях?

Школа и проблемы потребления

38. Освещаются ли вопросы, связанные с проблемами вторичного использования отходов, на уроках, внеклассных занятиях и внешкольных мероприятиях?

39. Организуется ли в школе регулярный сбор макулатуры, металлолома?

40. Организуется ли в школе регулярный сбор алюминиевых банок и батареек для сдачи в переработку?

41. Передаются ли пищевые отходы школьной столовой частным лицам или организациям для откорма животных?

42. Учитываются ли при покупке оборудования и канцтоваров для школы в числе прочих следующие критерии:

— использовано минимум упаковочного материала;

— изготовлено из вторично переработанного сырья;

— имеются обозначения, отражающие соответствие международным экологическим стандартам;

— произведено местной промышленностью.

43. Освещаются ли на уроках, внеклассных часах, внешкольных мероприятиях вопросы «зеленого потребления»? Как выбрать товары

— наименее вредные для здоровья;

— сделанные с использованием минимума природных ресурсов;

— производство и использование которых наносит наименьший ущерб окружающей среде.

АНКЕТА для старших школьников

(В целях совершенствования процесса формирования экологической компетентности школьников, а также выработки методических рекомендаций, повышающих эффективность эколого-образовательного и воспитательного процесса.)

Прежде чем что-либо отметить, внимательно прочтите содержание вопроса и все варианты ответов. В большинстве случаев вам достаточно обвести кружком цифру напротив того ответа, который совпадаете вашим мнением. Если среди предложенных вариантов ответов вы не найдете приемлемого для себя, напишите, пожалуйста, свой ответ.

1. Где вы предпочитаете проводить свободное от учебы время?

Дома                                                   1

У друзей                                             2

В социокультурном учреждении       3

На лоне природы                                4

2. Какие проблемы, на ваш взгляд, являются на сегодняшний день важнейшими для нашей страны?

Социально-политические                       1

Национальные                                         2

Экологические                                         3

Экономические                                        4

Нравственные                                         5

3. Как вы считаете, какой из социальных институтов может наиболее успешно способствовать экологическому образованию и воспитанию?

Семья                                                    1

Детский сад                                           2

Школа                                                    3

Средства массовой информации       4

Социокультурные учреждения            5

4. Где на сегодняшний день экологические проблемы обсуждаются наиболее активно?

В семье                                                    1

В школе                                                    2

В средствах массовой информации      3

В социокультурных учреждениях           4

5. Из каких источников вы получаете более полную информацию по проблемам экологии? (Ответьте по каждой строке).

 

Получаю часто

Получаю изредка

Практически не получаю

Печать

3

2

1

Радио

3

2

1

Телевидение

3

2

1

Учебные занятия в школе

3

2

1

Беседы с родителями

3

2

1

Беседы с друзьями и знакомыми

3

2

1

Занятия в экологическом объединении

3

2

1

Другое

3

2

1

6. Как вы считаете, достаточное ли внимание уделяется в вашей школе проблемам экологического образования и воспитания?

Вполне достаточно             1

Недостаточно                      2

Затрудняюсь ответить        3

7. Проводятся ли в вашей школе мероприятия, посвященные экологическим проблемам?

Проводятся часто                                                                              1

Проводятся иногда                                                                            2

Наверное, проводятся, но я этой информацией не располагаю   3

Не проводятся                                                                                    4

8. Считаете ли вы целесообразным ввести в школьную программу новую дисциплину «Экология»?

Считаю целесообразным           1

Не считаю целесообразным       2

Затрудняюсь ответить                3

9. Как вы оцениваете свой уровень экологической подготовки?

Достаточный                    1

Недостаточный                2

Затрудняюсь ответить     3

10. Считаете ли вы необходимым получение дополнительного экологического образования?

Считаю                             1

Не считаю                         2

Затрудняюсь ответить     3

А теперь вопросы для тех, кто занимается в каком-либо экологическом объединении.

11. Как долго вы занимаетесь в экологическом объединении?

Первый год       1

1-3 года             2

4-5 лет               3

6-10 лет             4

12. Что более всего привлекает вас в вашем объединении? (Выберите не более трех вариантов, наиболее значимых для вас.)

Возможность лучше познакомиться с проблемами экологии и расширить свой кругозор              1

Получение знаний, навыков и умений в сфере экологической деятельности       2

Участие в исследовательской работе              3

Возможность интересно провести время, завязать новые знакомства         4

Возможность участвовать в смотрах, конкурсах, выставках, олимпиадах и т.д.               5

Использование полученных знаний для учебы в школе              6

Работа с любимым руководителем                  7

Возможность получения профессиональной ориентации             8

Другое                   9

13. Удовлетворяют ли вас занятия в данном объединении?

Безусловно удовлетворяют                          1

В основном удовлетворяют                          2

В большей степени не удовлетворяют        3

Совершенно не удовлетворяют                   4

Затрудняюсь ответить                                   5

14. Как вы используете знания и навыки, полученные в объединении, в сфере своей учебы, досуга?

 

Часто

Изредка

Не использую

Выступаю с сообщениями и докладами по месту учёбы

3

2

1

Знакомлю с полученной информацией знакомых, друзей, родственников

3

2

1

Готовлюсь к профессиональной деятельности

3

2

1

Занимаюсь природоохранной и природовосстановительной деятельностью

3

2

1

Другие формы (укажите)

3

2

1

15. В какой форме вы предпочитаете получать экологическую информацию в вашем объединении?

В теоретическом изложении                          1

В форме исследовательской работы            2

В форме ролевой (имитационной) игры       3

В сочетании различных методов                   4

16. Как вы считаете, какое влияние на процесс экологического образования и воспитания оказывает использование национального обрядового наследия, отражающего отношение человека к природе? (Просим ответить по каждой строке.)

 

Оказывает большое влияние

Частично оказывает влияние

Практически не оказывает влияния

Русские народные праздники, обычаи, обряды

3

2

1

Русские народные песни

3

2

1

Русские народные сказки

3

2

1

Русские народные песни

3

2

1

Русские народные художественные промыслы

3

2

1

17. Как часто проходят занятия в вашем объединении?

1 раз в квартал           1

1-2 раза в месяц         2

1 раз в неделю            3

Чаще                            4

А теперь несколько вопросов, касающихся вашего отношения к общим проблемам экологии.

18. Какая экологическая проблема в вашем районе кажется вам наиболее важной?

Отсутствие экологической культуры населения                         1

Отсутствие достаточного количества зеленых насаждений      2

Высокий уровень загрязнения воздуха                                        3

Проблема свалок и отходов                                                          4

Другое                                                                                              5

19. Как часто вам приходится сталкиваться с фактами варварского отношения к природе?

Практически каждый день      1

Часто                                        2

Иногда                                      3

Редко                                        4

Никогда                                    5

20. Что вы сделаете, если окажетесь свидетелем нанесения явного ущерба природе?

Пройду мимо                                                            1

Вызову милицию                                                      2

Обращусь к общественности                                  3

Строго отчитаю виновных                                       4

Напишу в газету                                                       5

Попытаюсь сам исправить нанесенный ущерб     6

21. Отдыхая в лесу (у реки), вы предпочитаете

— гулять                                                                                         1

— собирать ягоды, грибы, лекарственные травы                       2

— рисовать, читать, писать стихи, фотографировать и т. д.     3

— расчищать лес (русло реки)                                                     4

— огораживать муравейники                                                        5

— другое                                                                                         6

22. Обладаете ли вы необходимыми знаниями и навыками при чрезвычайных экологических ситуациях, вызванных

 

Нет

Да

Частично

аварией

3

2

1

землетрясением

3

2

1

радиоактивным заражением

3

2

1

химическим заражением

3

2

1

23. В каких природоохранных и природовосстановительных мероприятиях вы участвовали и как часто? (Ответьте по каждой строке).

 

Практически

Регулярно

От случая к случаю

Уборка и благоустройство территории вокруг дома, школы и т.д.

3

2

1

Изготовление кормушек, домиков для птиц, огораживание муравейников, подкормка диких животных

3

2

1

Участие в операциях «зеленого» и «голубого» патруля

3

2

1

Участие в озеленении школьных и других помещений

3

2

1

Выступление с научными докладами на экологическую тему

3

2

1

Участие в ролевых экологических играх

3

2

1

Участие в различных массовых мероприятиях и кампаниях, посвящённых экологическим проблемам

3

2

1

Работа в школьном лесничестве, на пришкольном участке

3

2

1

Участие в научно-исследовательской работе

3

2

1

Составление и реализация экологического проекта

3

2

1

Другое

3

2

1

24. Какие домашние животные содержатся в вашей семье?

Кошка                                1

Собака                              2

Аквариумные рыбки         3

Птички                               4

Морская свинка                5

Хомячок                             6

Другое                                7

25. Сколько вам лет?

10-14            1

15-17            2

26. Ваш пол?

Мужской               1

Женский               2

Спасибо!

Исходя из результатов опроса, анкетирования, обсуждения конкретных предложений, проблем и забот школы, города (района) может быть выстроена конкретная программа действий.

Например:

— озеленение школьных кабинетов и рекреаций;

— составление экологических паспортов кабинетов;

— изучение среды обитания в школе;

— трудовые десанты (школа, школьная территория, помощь шефам и т.д.);

— работа в школьной теплице;

— озеленение школьного двора и близлежащей территории;

— посадка «Аллеи славы»;

— уход за школьными клумбами;

— акция «Птицы»;

— работа «Зеленого патруля»;

— выступления агитбригады «ЧИП» (Человек и природа);

— «зеленая страничка» школьной стенгазеты, радиогазеты;

— работа экологического лагеря;

— создание школьной «Книги природы»;

— оформление уголка «Наша природа» в школьном музее;

— работа школьного лесничества;

— презентация информационно-познавательных программ по экологии;

— заседания школьных клубов по теме «Мы и природа»;

— сбор макулатуры, металлолома;

— школьная операция «Хозяин» (утепление кабинетов, ремонт и т.д.);

— изготовление и установка предупредительных экологических знаков;

— составление экологического кодекса учащихся (и жителей города, района);

— рейд «Экономия»;

— операция «Охотники за мусором»;

— цикл выступлений и отчетов по теме «Наше участие в решении экологических проблем»;

— создание экологической игротеки;

— проведение совместных рейдов с представителями экологической службы города, лесничества;

— охранные походы в природу;

— создание «Живых уголков» для учащихся младших классов.

Такие предложения могут стать планом-программой для работы всей школы. А активисты класса могут возглавить некоторые из направлений работы и проводить работу в параллелях. Представители властных структур, лесничества, экоцентра, попечительского совета школы рассматривают вопросы финансирования программы, освещение ее в местной печати, проведение цикла передач по радио, оказание помощи по обеспечению материалами «экологической пропаганды» и т.д., то есть намечают план совместных действий по оказанию помощи школе в реализации всей программы.

Так как работа в течение встречи предстоит напряженная, ее участникам может быть предложен чай и упражнения для релаксации (проводит присутствующий на встрече психолог). Например:

Место для отступления

Расслабьтесь. Представьте себе какое-нибудь место, где вы чувствуете себя хорошо и в безопасности; например, пейзаж — место, где вы можете ощутить покой и уверенность в себе. Вы можете в любое время прийти туда и уйти. Рассмотрите внимательнее краски и снова и снова соединяйте свои ощущения в гармонии. Послушайте звуки — щебетание птиц (можно включить звукозапись), почувствуйте запахи травы. Цветов (внесите букеты цветов), ощутите поверхность коры деревьев, мысленно дотроньтесь до веток. Соедините свои ощущения. Создайте себе место для отступления, которое вы можете всегда посетить, когда вам нужно почувствовать себя в безопасности.

Важно, чтобы представленная вами картина была как можно более конкретной и плавной, чтобы можно было совмещать как можно больше чувственных восприятий — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Нет комментариев. Ваш будет первым!