Классный час «Поиск профессии», 10-11 класс

Методическая разработка классного часа для старшеклассников по профориентации. Тема «Проверка профессионального соответствия»

Форма проведения: тестирование.

Цель: помочь учащимся определить свой тип профессионального соответствия по шкале Е.А. Климова.

Подготовка

• Необходимо распечатать на каждый ученический стол но экземпляру вопросов тестирования.

• Приготовить каждому учащемуся лист с таблицей шкалы по типам профессиональною соответствия и номерами вопросов.

• Ознакомить учащихся с правилами заполнения таблицы.

• Научить ребят обрабатывать результаты теста

Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

Содержание классного часа

Учитель: Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии.

Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей, способностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, живет счастливо.

Стихийность выбора профессии весьма нepeдкo приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем; она приводит иногда к профессиональному заболеванию, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям.

Давайте серьезно обсудим проблему выбора будущей профессии, а для начала найдите свое соответствие согласно профессиональной шкале профессора, академика А. Е. Климова.

Тест на проверку профессионального соответствия

Правила работы с тестом:

Внимательно прочитайте вопрос. На него вы должны дать четыре ответа, которые затем оценить по балльной шкале: 0, 1, 2.

Вы должны поставить себе определенную оценку в соответствии с вопросом.

1-я колонка: «Умение».

Насколько вы хорошо умеете это делать? (У)

а) Делаю, как правило, хорошо — 2 балла;

б) делаю средне — 1 балл;

в) делаю плохо (совсем не умею) — 0 баллов.

2-я колонка: «Отношение». Нравится ли вам это делать? (О)

а) Нравится, приятно, легко — 2 балла;

б) нейтрально (все равно) — 1 балл;

в) не нравится (неприятно, неинтересно, трудно) — О баллов.

3-я колонка: «Желание».

Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу? (Ж)

а) Да — 2 балла;

б) все равно — 1 балл;

в) нет — 0 баллов.

4-я колонка: «Совершенствование».

Хотели бы вы совершенствоваться в этих действиях? (С)

а) Да — 2 балла;

б) все равно — 1 балл;

в) нет — 0 баллов.

Свои баллы вы заносите в таблицу

I

II

III

IV

V

 

У

О

Ж

С

 

У

О

Ж

С

 

У

О

Ж

С

 

У

О

Ж

С

 

У

О

Ж

С

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

21

 

 

 

 

22

 

 

 

 

23

 

 

 

 

24

 

 

 

 

25

 

 

 

 

26

 

 

 

 

27

 

 

 

 

28

 

 

 

 

29

 

 

 

 

30

 

 

 

 

31

 

 

 

 

32

 

 

 

 

33

 

 

 

 

34

 

 

 

 

35

 

 

 

 

36

 

 

 

 

37

 

 

 

 

38

 

 

 

 

39

 

 

 

 

40

 

 

 

 

41

 

 

 

 

42

 

 

 

 

43

 

 

 

 

44

 

 

 

 

45

 

 

 

 

46

 

 

 

 

47

 

 

 

 

48

 

 

 

 

49

 

 

 

 

50

 

 

 

 

Примечание: «У» — умение, «О» — отношение, «Ж» — желание, «С» — совершенствование.

Вопросы тестирования:

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в ней неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, «не выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текстов основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разобраться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдений в специальный дневник.

9. Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Изучать химические процессы, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.

14. Создавать произведения графики, живописи, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (утюг, пылесос, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить клетки, лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные признаки, повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь это устно или письменно обосновать.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений, ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных по формулам и без них, выполнять действия, выводить на их основе различные закономерности, следствия, обобщения.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии — читать научно- популярную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией — составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение фигур, предметов в пространстве (черчение, стереометрия, геометрия).

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках, в питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный подход (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При уходе за растениями или животными с удовольствием заниматься физическим трудом, легко переносить неблагоприятные погодные условия, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Обработка результатов

Итак, каждый ответ имеет четыре позиции.

• Если первая позиция «У» оценена в «О» баллов, то последующие оценки на это утверждение аннулируются.

• Самая важная первая позиция «У».

• Далее сравниваются соотношения по позициям «У», «О», «Ж», «С» по каждой шкале (I—V) и находится их сумма.

• Вы соответствуете тому типу профессии, для которого получена наибольшая сумма баллов.

• Надо иметь в виду, что максимальная сумма должна быть не менее 50 баллов,

• Если сумма менее 50 баллов, то вы по своим данным не имеете четкого соответствия той или иной профессии.

• По номеру шкалы вы узнаете о соответствии своих личностных качеств определенной профессии. Шкала по профориентации разработана академиком Е. А. Климовым, а данный опросник — модифицированный вариант Л. Н. Кабардовой.

Каждая шкала характеризует соответствие личности определенному типу профессии.

I шкала — профессии типа «человек—знаковая система» (математик, оператор, машинистка).

II шкала — профессии типа «человек—техника» (инженер, водитель).

III шкала — профессии типа «человек—природа» (биолог, агроном и др.).

IV шкала — профессии типа «человек—художественный образ» (художник, писатель, музыкант и др.).

V шкала — профессии типа «человек—человек» (врач, учитель, юрист и др.).

Заключение

Учитель: Проделанная работа и полученные предварительные результаты данного тестирования покажут ваши определенные склонности при выборе будущей профессии. Однако не надо огорчаться, если у вас нет пока еще четко выработанных критериев и готовности отнести себя к представленным категориям. Эти варианты «условны», и хотя многие специалисты пользуются шкалой, жизнь гораздо сложнее и многообразнее. Человек, творчески относящийся к любому, даже не очень любимому делу, находит в нем положительные стороны, интерес, благодаря нетривиальному подходу и достигает больших успехов. А о творчестве мы поговорим с вами на следующем занятии.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по психологии, 10-11 класс. Профессии

Классный час «Выбор профессии», 9-10 класс

Классный час в 9 классе на тему Профориентация

Классный час для старшеклассников «Трудовое законодательство для несовершеннолетних», 9-11 класс

Классный час «Как проявить себя и свои способности», 10-11 класс

Ольга Степановна Капитонова # 16 марта 2016 в 13:27 +1
Актуальная разработка! Пригодится для классных руководителей выпускных классов! Важно, что в классном часе бОльшую роль отводится не учителю, а именно учащимся, их выбору, осознанию профессиональных качеств! Удачи!
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 17:24 0
Какая замечательная разработка! Я являюсь классным руководителем 10 класса и вопрос профориентации будущих выпускников очень актуален для меня. Такой разнообразный материал! автору огромное спасибо.
Наталья Юрьевна Киркун # 31 марта 2016 в 18:17 0
очень актуально! большое спасибо, как раз собиралась провести в своем 11 классе!
Елена # 30 сентября 2016 в 20:47 0
Здравствуйте! Очень понравилось мероприятие. Не могли бы вы указать источник материалов, использованных в данном сценарии? Спасибо!