Классный час «Право выбора», 9 класс

Беседа - откровенный разговор за круглым столом с учащимися старших классов «Право выбора...»

Цели и задачи: найти общую точку соприкосновения в решении молодежной проблемы; добиться взаимопонимания между педагогом, родителями и учащимися, тесного сотрудничества педагога с родителями в воспитании учащихся.

Практически в каждой школе, в классе есть свои большие и маленькие проблемы, о которых стоит поговорить и попытаться совместными усилиями педагогов, родителей и учащихся их разрешить. Толчком для такого столь откровенного разговора могут послужить неуспеваемость, вызывающее поведение отдельных учащихся в классе и т. п.

Каким получится разговор, зависит в первую очередь от самого организатора и ведущего мероприятия - классного руководителя. Если он сам настроен на позитивный, искренний и открытый диалог, отдача будет максимальной, то есть цели и задачи, планируемые им, будут выполнены.

Следует избегать менторского, «назидательного» тона в общении с учащимися, вряд ли это расположит последних к искренней беседе. Доброжелательность и демократичность - залог успешного проведения данного мероприятия. Так же необходимо избегать взаимных упреков в несостоятельности, как со стороны родителей, так и со стороны учащихся. Важно привлечение и непосредственное участие школьного психолога, который настроит разговор на нужный лад, оказывая квалифицированными рекомендациями необходимую психологическую помощь и родителям, и учащимся.

Основные вопросы:

«Мы - не маленькие дети...» - выступления учащихся.

«Взрослые дети или юношеский максимализм?» — выступления родителей.

«Пойми себя сам» - мнение психолога.

«Я выбираю, ты выбираешь...» - ответы психолога на ряд актуальных вопросов.

«Все в твоих руках, ты это знай!» - конечная цель откровенного разговора.

Ход мероприятия

Ведущий. Каждый из нас в своей жизни, независимо от своего желания, осознанно или нет, постоянно совершает выбор, касающийся каких-либо мелочей жизни или кардинальных изменений. Иногда это происходит спонтанно, иногда легкомысленно, а иногда вполне осознанно и глубоко продумано. Все зависит от обстоятельств и нашей жизненной позиции. Ну, про обстоятельства — понятно, каждый из нас довольно часто попадает в зависимость от них, а вот что касается жизненной позиции, здесь множество знаков вопроса, на которые мы должны сообща ответить. Итак, тема нашего разговора: «Право выбора....... Слово для выступления представляется... (называется фамилия и имя выступающего).

1-й выступающий. Право выбора, жизненная позиция... Все это сплошная болтология! Жизненная позиция обретается с годами вместе с житейской мудростью, а в 16-17 лет за нас уважаемые взрослые все решают. С пеленок за нас решают, пойти ли в детский сад или воспитываться дома, какой иностранный язык изучать в школе, с кем дружить, а кого обходить за версту; как одеваться и как себя вести и т. д. и т. п. Хотим мы или нет, наше мнение в расчет не принимается, малы еще!

И вообще нет у нас никаких прав, только одни обязанности: учиться, учиться и еще раз учиться; почитать и уважать старших; быть гордостью своей семьи, школы, страны.

А я не желаю быть исполнителем чьей-то навязанной мне воли, пусть даже любящих и любимых родителей, уважаемой школы. Я хочу почувствовать себя личностью, способной на самостоятельный поступок и обладать реальными, а не формальными правами. Каждый человек имеет право на самовыражение и на свободу действий. Почему, например, я должен одеваться, согласно вкусу родителей или указаниям дирекции школы? Между прочим, молодежная мода - одно из средств самовыражения. Почему нас постоянно заставляют выглядеть, мыслить и вести себя одинаково? Почему в средних классах я должен ходить на уроки ненавистного черчения, хотя твердо уверен, что никогда не стану чертежником или инженером. Для чего я должен бессмысленно заучивать теоремы, которые не пригодятся мне в жизни. Время, бездарно потраченное на нелюбимые и не нужные, на мой взгляд, предметы, можно было с пользой провести в тренажерном зале или за компьютером. По крайней мере, время провел с пользой для головы и тела.

Я за то, чтобы право выбора всегда оставалось за мной, а не родителями и школой... Молодежь часто обвиняют в бездействии и инфантильности, инертности, неумении принять важного кардиального решения в жизни. На это можно ответить известной пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь»...

Ведущий (обращаясь к выступающему). Если я правильно понял, непонимание старшего поколения младшего, лишает последних активности в выборе своего жизненного пути? То есть право выбора не всегда остается за вами?

Выступающий. Совершенно верно. Я думаю, многие из присутствующих здесь со мной согласятся.

Ведущий. Кто еще желает выступить и высказать свою точку зрения по данному вопросу?

2-й выступающий. Я согласен с предыдущим выступающим. Мне нечего добавить к его выступлению. Единственно, что мне тоже надоело - отношение к себе со стороны взрослых, как к несмышленышу, неоперившемуся птенцу, которого необходимо постоянно опекать и воспитывать. Я тоже за свободу и раскованность, я против неравноправия и бесправия по отношению к молодежи. Мы способны на гораздо большее, в нас надо поверить, а не пилить своими нравоучениями. Зачастую наше неадекватное поведение - это протест против бессмыслицы и серости жизни. Я не хочу жить как мои родители, от зарплаты до зарплаты, тянуть лямку на малооплачиваемой работе, годами подрывая здоровье, вкалывать, зарабатывая себе уважение и почет, но не имея возможности пользоваться благами жизни. Я хочу лучшей доли и добиться большего, а для этого я сам должен все решить и взвесить. Старшее поколение не должно навязывать свои ошибки и несостоятельность следующему поколению, которое должно идти своей дорогой. Так дайте нам сделать свой выбор!

Ведущий (обращаясь к аудитории). Как я понял, только что было озвучено мнение большей части здесь присутствующих? Ну что ж, послушаем мнение наших уважаемых и любимых родителей. Слово предоставляется... (называется имя и отчество выступающего).

Родители. Думаю, что, выражая свое мнение, я озвучиваю мнения многих родителей. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок состоялся в жизни, реализовал свои силы, был здоров и счастлив. Вы, подрастающее поколение, только-только начинаете свой жизненный путь. Впереди у вас будет все: свои радости и разочарования, маленькие и большие победы, но и неизбежные потери; свои великие открытия, удачи, но и ошибки...

Со своей стороны, пройдя свой жизненный путь и приобретя определенный житейский опыт, мы стремимся оградить, уберечь вас, ребята, от нежелательных ошибок, направить в лучшую сторону и передать все то лучшее, что успели приобрести за свой отрезок жизни. Мы хотим, чтобы вы, наши дети, были лучше нас и смогли достичь, не растрачиваясь на мелочи, всего того, чего не успели добиться и достичь мы в силу разных обстоятельств.

Все, что мы делаем для вас, только из благих побуждений, поэтому не стоит нашу заботу и любовь воспринимать, как посягательство на вашу свободу. Вы имеете свободу выбора, но в приделах разумного, ибо ни один человек на земле не может абсолютно быть свободным от своих обязанностей и долга.

Быть может, кто-то из нас, взрослых, действительно своими действиями подавляет вашу инициативность и стремление к самостоятельности. Так докажите своими действиями, что вы действительно духовно созрели для самостоятельного принятия жизненно важных решений. Ваше неадекватное поведение не решит назревшую проблему, а только ее усугубит. Лично я за доверительные и уважительные отношения. Возникла проблема? Так давайте ее решим вместе, сообща исправим создавшееся положение. Вопрос только в том, готовы ли вы сами к тому, чтобы понять и перестроить себя, верно оценить свои возможности и перспективы, наметить дальнейшие действия в достижении жизненных целей...

Ведущий. Мы благодарим (называет имя-отчество выступающего) за тактичное и деликатное выступление. Отцы и дети - извечный конфликт двух поколений, который, к сожалению, длится не одно тысячелетие. Старшее поколение прошлых столетий в своих высказываниях о молодежи были более резки и несдержанны. Послушаем же их... (Далее учащимися озвучиваются реплики старших поколений, крайне недовольных молодыми.)

«...Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его приделом...»

(Надпись на гробнице фараона, около 3500 лет до нашей эры.)

«...Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокачественны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру...»

(Надпись на вавилонском сосуде, около трех тысяч лет до нашей эры.)

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.»

(Египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры.)

«...Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна...»

(Гесиод - древнегреческий историк, живший около 720 года до нашей эры.)

«...Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие...»

(Сократ — древнегреческий мыслитель, жил примерно около 470-399 лет до нашей эры.)

Ведущий. Судя по репликам, дошедших до нас из далекого прошлого, век от века недовольство молодым поколением только возрастало. Так в чем же тут дело? Быть может, в предвзятом и слишком суровым отношением к подрастающему поколению или во взаимном непонимании? Я надеюсь, что прояснить ситуацию по данному вопросу нам поможет психолог (называет имя-отчество следующего выступающего).

Психолог. Суть проблемы молодежи всех поколений, на мой взгляд, вот в чем: те удовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они желают получить сразу. В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться. (Обращается к аудитории.) Как я поняла из предыдущих выступлений ребят, абсолютно все из вас здесь присутствующих считают себя вполне взрослыми людьми, так? (Ответ аудитории.)

Однако взрослость не есть нечто однозначное. Она бывает физиологической, психологической и социальной. Вы действительно, с точки зрения физиологии, вполне созрели для того, чтобы вас считали взрослыми. Но в психологическом плане, хотя вы и готовы вести себя как взрослые, но не научились управлять собой и своим поведением.

С социальной точки зрения, раз вы получили паспорт, это уже говорит о том, что общество признает в вас взрослого человека, несущего правовую ответственность за свои поступки. Но в то же время вы еще не обладаете экономической самостоятельностью, не можете внести свой вклад в трудовую жизнь общества и не создали еще свою собственную семейную ячейку. В конечном итоге физическая взрослость и психосоциальная незрелость порождают много трудностей и проблем, конфликтов с собой, с окружающими вас людьми.

Необходимо осознать, что с возрастом и требования жизни по отношению к вам становятся более жесткими. Надо воспринимать это как неизбежную необходимость и быть к этому готовым, то есть активно и осознанно формировать самого себя, свои отношения с миром, искать и утверждать свою позицию в изменившихся жизненных условиях. Юношеские годы самые счастливые, но и самые трудные. Вы молоды, полны сил и желаний, уверены в себе и в завтрашнем дне. Ваша жизнь обеспечена и защищена, вы имеете возможность развиваться и совершенствоваться, не думая ежедневно о «хлебе своем насущном», ведь об этом заботятся ваши родители

Но время юности - время радикальных перемен в жизни и выбора жизненного пути, стиля жизни, принципов, профессии и т. п. От этих и других, не менее важных решений, зависит дальнейшая жизнь каждого молодого человека. Неясность перспективы в будущем волнует и тревожит, отсюда и раздражение, злость и подавленность, проявление агрессии, несдержанность чувств, порождающие разного рода проблемы.

Необходимо разобраться в себе, своих чувствах, решить, что следует ждать от жизни и к чему стремиться; какие качества вашего характера помогут в реализации ваших жизненных планов, а от каких необходимо избавиться. Помните, что каждый ваш поступок отражается на окружающих вас людях. Терпимость, доброжелательность, скромность, высокие требования не только к другим, но, в первую очередь, к себе помогут справиться вам с любой проблемой.

Ну, а насчет завышенных требований к молодежи со стороны старшего поколения - вопрос очень сложный и противоречивый. Если на протяжении многих тысячелетий два поколения так и не пришли к полному взаимопониманию, упрекая друг друга во всех «смертных грехах», вряд ли можно за несколько минут разрешить данную проблему. Свое выступление мне хочется закончить словами Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время заметил:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай - деспот меж людей...

Ведущий. У Александра Сергеевича есть гак же и другие строки, которые, как нельзя, кстати, созвучны теме нашего разговора:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

Я благодарю вас, уважаемая ... (называет психолога по имени- отчеству) за интересное выступление. (Обращается к аудитории.) Быть может, у вас, ребята, имеются вопросы, на которые может ответить... (называет психолога по имени-отчеству).

Вопрос к психологу: Мне иногда бывает очень обидно за несправедливые, на мой взгляд, упреки со стороны взрослых, высказанные при этом довольно резким тоном, что провоцирует меня на ответную грубость и хамство. Если представители старшего поколения с их жизненным опытом и выдержкой позволяют себе такое отношение к молодежи, то нам - молодым остается только защищаться от таких «нападков» ответной агрессией...

Ответ психолога: Иоганн Гёте как-то сказал: «Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее». В данном случае, к сожалению, вина взрослого очевидна. Необходимо держать свои чувства под контролем, не давать эмоциям, даже справедливым, на ваш взгляд, обрушиваться на головы виновных. Обязательно последует не менее эмоциональный ответ. Такт, деликатность и понимание помогут любому человеку, независимо от его возраста, избежать любой конфликтной ситуации.

Вопрос к психологу: Мне хочется вернуться к началу нашего разговора. Почему стремление молодежи к самовыражению вызывает у старшего поколения, мягко говоря, непонимание и всяческое осуждение? Я имею в виду манеру одеваться, стиль общения, поведения и тому подобное.

Ответ психолога: В последнее время молодежь стремится к большей раскованности, внутренней свободе, что, естественно, сказывается и на ее манере поведения, общения, манере одеваться. Право каждого человека - самому выбрать то, что соответствует его вкусам, представлениям о моде. Но все-таки только ли наше личное дело - наша внешность и манера одеваться? Да, если я умею себя вести достойно в обществе, то есть я вежлив, доброжелателен, непринужден. Нет, если я «показываю себя» в своем «экстравагантном» и «умопомрачительном» наряде, вызывающе и неподобающе веду себя.

Каковы вкусы человека, таков и он сам. Издавна считалось самым прекрасным в человеке - простота в характере, в манерах, в стиле. Во всем должна быть своя мера, а в основе чувства меры лежит, прежде всего, уважение к себе и окружающим. Один из древних философов (Сократ) напутствовал своих молодых учеников такими словами: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - изящество»...

Ведущий. Ну что ж, подводя итог нашему нелегкому, но интересному разговору, мы пришли к следующему выводу: отношение к личности, независимо от ее возрастных данных, складывается по делам и поступкам. Право выбора всегда оставалось и остается за тем, кто физически, морально и психологически готов его сделать. Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к большим переменам и к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь. Удачи всем присутствующим во всех их делах и начинаниях и ... спасибо за откровенный разговор...

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Классный час «Наш класс», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!