Классный час «Счастье — это...», 9-11 класс

Разработка классного счастья для старшеклассников «Счастье — это...»

Цель: Помочь старшеклассникам в понимании сложнейшей нравственной и философской категории.

Форма: Диспут.

Участники: Классный руководитель, ученики класса. Подготовительный этап: Творческой группе учащихся дается задание подобрать высказывания знаменитых людей о счастье.

Ход классного часа:

Классный руководитель предлагает учащимся поразмышлять вместе над одним из сложнейших вопросов, волновавших человека во все времена: что такое счастье? По-латыни счастье — «фортуна». В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни — приставка съ- - в значении «хороший» и часть — «доля», «удел». Первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие». В словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение счастья: «Счастье — это чувство и состояние высшего удовлетворения». Семантика слова «счастье» отражает представление разных народов о нем: для одних это шанс, удача в жизни, для других — часть его жизни и участие в счастье другого человека.

Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как, впрочем, и само ощущение счастья.

Что же такое счастье?

Одни говорят — это страсти,

Карты, вино, увлеченья —

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье —

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживаний.

По мнению четвертых, это —

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Есть и такое мнение,

Что счастье — это горение,

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека —

В зависимости от человека.

Э. Асадов

Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей по поводу того, что такое счастье. Творческой группе было дано задание подобрать такие высказывания. Сейчас они предложат их на ваше рассмотрение. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово «счастье». Слово творческой группе:

• Человек, который думает только о себе и ищет  во всем свою выгоду, не может быть счастливым.

Хочешь жить для себя, живи для других.

Сенека

• Счастлив тот, кто считает себя счастливым.

Г. Филдинг

• Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках.

С. Шарп

• Здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

• Счастье — это состояние устойчивой радости.

Г. Лейбниц

• Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам.

М.Ю. Лермонтов

• Величайшее в мире счастье — это уверенность в том, что нас любят. Любят за то, что мы такие, какие мы есть.

В. Гюго

• Счастье — это настоящая любовь к людям и способность сделать ради этой любви хотя бы немного.

Б. Оконелл

• Один из самых верных способов достигнуть счастья — это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку.

Ж. Кондорсе

• Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Платон

Далее ведущий предлагает следующие темы для диспута:

• Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

• Можно ли научить быть счастливым?

• Можно ли научиться быть счастливым?

• Почему умение стать счастливым это целое искусство?

• Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?

Наиболее сильные положительные чувства вызывает любовь, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь, если она взаимна, заряжает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. В. Высоцкий в «Балладе о любви» писал:

Я дышу и, значит, я люблю,

Я люблю и, значит, я живу.

Свежий ветер избранных пленил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал.

Потому что, если б не любил

Значит бы не жил, значит не дышал!

Как вы понимаете смысл этих стихов? Согласны ли вы с его утверждением? Ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в мрачном настроении. Вам, наверное, знакома и та и другая категория людей. Сколько людей загоняют себя в каторжные мучения, насколько озлобляются, проявляют нетерпимость в отношении всего, что их окружает, и не осознают, что человек — система самонастраивающаяся, и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, зависят его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущение счастья.

Если вы не читали сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», то обязательно прочтите ее и постарайтесь запомнить простые уроки, которые дает вдумчивому читателю Маленький принц:

1. Цени хорошее и старайся сделать его еще лучшим.

2. Умей отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь.

3. Если ты «приручишь» и отдашь взамен свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье, и не за тридесять земель, а у себя дома. Сейчас я хочу с вашей помощью составить анкету, а вы в зависимости от того, есть ли у вас это качество или нет, ставите в ней «плюс» или «минус».

Далее учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты «Счастливы ли вы?»

— Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость.

— Мне приятно и радостно ходить в школу.

— Меня ничто не раздражает.

— Я чувствую прилив сил.

— Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.

— Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам.

— Я ощущаю себя счастливым человеком.

— Дома после школы я чувствую приятную усталость.

— У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых.

— Люди любят приходить ко мне в гости.

— Я не обижаюсь, когда надо мною по-доброму подшучивают.

— Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.

— Я не таю обиды на людей и не держу на них зла.

— Я верю в красоту, добро и разум.

Поздравляю тех, у кого больше плюсов, значит, у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов, задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.

Создать приятный эмоциональный фон классного часа поможет веселая игра «Зашифрованная пословица», которая проводится в группах. Учащимся раздаются открытки, на которых написаны пословицы, поговорки о счастье. Они должны сложить их правильно и с помощью мимики объяснить их смысл. Остальные группы должны отгадать, о какой пословице или поговорке идет речь.

Тексты открыток:

• «Счастье в руки не поймаешь».

• «Счастье дороже богатства».

• «Счастье с несчастьем близко живут».

• «Счастье не в кошельке — счастье в руках».

Далее учитель подводит итоги дискуссии:

• Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они:

— Делай добро!

— Люби и прощай людей!

— Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.

— Найди свой смысл в жизни.

— Бойся обидеть человека.

— Умей дарить людям радость.

— Будь вежлив, доброжелателен к людям.

— Вырабатывай в себе следующие качества: помогай людям, будь справедлив, не унижай, будь милосерден, дорожи честью семьи, школы.

Эти нравственные нормы стали нормами нашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.

В завершение классного часа предоставьте слово учащимся для обмена мнениями по поводу состоявшегося разговора.

Рекомендуем посмотреть:

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Нет комментариев. Ваш будет первым!