Классный час «Сущность и назначение человека», 11 класс

Методическая разработка классного часа для старшеклассников 10-11 класс. Тема «Сущность и назначение человека»

Форма проведения: беседа с элементами драматизации.

Цель:

• дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений о сущности и назначении человека в этом мире;

• помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.

Подготовка

• Подобрать группу учащихся, которые представят философские воззрения разных эпох по данной теме.

• Помочь ребятам в поисках дополнительной литературы и работе по выделению главных и существенных моментов в трудах различных авторов.

• Подобрать портреты ученых-философов для демонстрации их через эпидиаскоп.

• В связи с тем, что вопросы теста затрагивают некоторые моменты душевного состояния ребят, деликатнее подготовить и провести анонимное тестирование, а результаты обсудить индивидуально с психологом.

Содержание классного часа

Часть первая. 

«Мудрые о вечном»

Учитель: Ребята, к нам пришли в гости мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора, — сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых мужей и попытаемся осмыслить их высказывания, преломив через время столетий. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского

Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо... Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Выдающийся гуманист, эпохи Возрождения

...Человек — это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души (anima) — как бы некоего божества (numen) и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623—1662)

Французский математик, физик и философ

• Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть.

• Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!

• Человек несомненно сотворен для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.

• Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются над тем, что это такое: быть королем, быть человеком.

• Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.

• Славолюбие — самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почет — заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания ее достичь.

Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Роберт Оуэн (1771—1858)

Великий английский мыслитель, социалист-утопист

Ученик: Что такое человек?

Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Ученик: Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Оуэн: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.

Ученик: Каким образом произошел человек?

Оуэн: Еще неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе... Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.

Ученик: В чем состоит счастье человека?

Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.

Ученик: В чем состоит несчастье человека?

Оуэн: В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Людвиг Фейербах (1804—1872)

Выдающийся немецкий философ XIX в.

Особым: назначением человек обладает лишь как существо моральное, т. е. как социальное, гражданское, политическое.

Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.

Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо.

Часто приходится слышать о том, что мы не знаем, какое человек имеет назначение. Кто рассуждает так, тот переносит свою собственную неопределенность на других людей.

Кто не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения.

Максим Алексеевич Антонович (1835—1918)

Русский демократ-просветитель, последователь Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»

Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

Над этим вопросом трудилось много мудрых умов и много почтенных голов.

Самый естественный и ничем не опровержимый ответ на приведенный вопрос тот, что человек существует для того, чтобы существовать, живет для того, чтобы жить.

Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная.

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошей жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т.п. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным все: подлости, мошенничества, всякого рода бесчестные дела, раболепство, торговля телом и душою, измена, предательство и т.д. Так что если вы спросите какого-ни- будь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.

Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это? Ужели в самом деле разумная добродетель не только не составляет естественной потребности человеческой природы, но даже не гармонирует с нею? Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.

Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, словом, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.

Источник удовольствия для честного и нравственного человека в нем самом, тогда как для бесчестного богача он вне, в случайных, преходящих обстоятельствах, а внутри он, может быть, терпит целый ад, и его мучит совесть, голос которой он не может заесть обжорством, запить пьянством и заглушить всевозможными чувственными наслаждениями.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)

Русский философ XX в.

Проблема человека есть основная проблема философии. Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя.

Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогеническое значение и означает новую стадию жизни космической.

Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть вторая, «Обсуждение»

Учитель предлагает обсудить вопросы, которые затронули в своих выступлениях философы различных эпох:

1. Чем отличается человек от животного?

2. Что такое «добродетель»?

3. Понятие «удовольствия» в вашем представлении.

4. Что важнее — богатство душевное или материальное?

5. Каково назначение человека в вашем понимании?

6. Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?

7. Какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм — это роман, из которого вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

• Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

М. Аврелий

• Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

• Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

• Не завидуй тому, кто сильней и богат. За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.

О. Хайям

Афоризмы О. Уайльда

• Как это глупо — говорить о «неопытной и невежественной юности». Я с уважением слушаю суждения только тех, кто много меня моложе. Молодежь нас опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.

• Жизнь — слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.

• Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата.

• В жизни есть только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.

• В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь — простая штука, и в ней что проще, то и правильнее.

• Если хочешь получить от жизни удовольствие, следует хоть в чем-то быть серьезным.

• Жизнь — всего лишь дурная четверть часа, состоящая -из чудесных секунд.

• Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

• Жизнь — самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох.

• Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и радостей, все это кажется каким-то сном или грезой. Что такое нереальное, если не те страсти, которые когда-то жгли, точно огнем? Что такое невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил?

Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.

• Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.

• Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их и можно переносить. Соответственно, все то, что мир всегда воспринимал всерьез, относится к комедийной стороне жизни.

• Переделать других — очень легко, себя — намного труднее.

О. Уайльд

• Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла.

В. Розанов

• Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия.

М. Бубер

• Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет, это единственно серьезный вопрос.

• Неизбежно только одно — смерть, всего остального можно избежать.

А. Камю

• Сорваться — эффектнее, чем устоять,

Разбить — романтичнее, чем уберечь.

Отречься — приятнее, чем настоять,

И самая легкая вещь — умереть.

Н. Матвеева

• Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.

С. Моэм

• Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

• Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.

В. Белинский

• Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

П. Бомарше

• Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

Ф. Бэкон

• Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.

П. Валери

• Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Ф. Достоевский

• Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это в сущности одно и то же.

Г. Лессинг

• Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.

М. Эбнер-Эшенбах

• Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

• Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

В. Ключевский

• Я не боюсь смерти. Значит, жизнь — моя!

В, Шукшин

• Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.

• Первое условие бессмертия — смерть.

• Жизнь занимает у людей слишком много времени.

Е. Лец

• Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному — борьбе за освобождение человечества.

Н. Островский

• Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Жизнь — совсем не такая простая и легкая штука, которую молено было бы изучить и постигнуть вполне по наставлениям родителей и по казенным учебникам.

Д. Писарев

• Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.

Л. Толстой

Жизнь — это вопрос времени.

В. Резников

• Жизнь — вещь грубая. Ты вышел в долгий путь — значит, где-нибудь и подскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «Умереть бы!» — и, стало быть, солжешь.

• В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит.

Сенека

• Жизнь — игрушка настолько глупая, что ее дарят только младенцам.

Б. Манвилл

• Вы все хотите быть честным по отношению к жизни. Но жизнь такая свинья, она все равно вас надует.

К. Ижиковский

• Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

Д.Э. Смит

• Умереть — значит присоединиться к большинству.

Петпроний В моей смерти прошу винить мою жизнь.

Г. Мамкин

• Завтра никогда не наступает; длится вечное сегодня. Не будущее замкнется смертью, а длящееся настоящее. Не завтра будет смерть, а когда-нибудь сегодня.

Г. Ландау

• Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем?

А. Моруа

• Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем.

Б. Крутнер

• Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге.

Э. Кроткий

Часть третья. «Вы живете в согласии с самим собой?»

Психологическое тестирование

(анонимное)

Свернись в себя самого.

Смотри внутрь себя.

Марк Аврелий

Ребятам предлагается психологический тест из 15 вопросов. На вопросы надо отвечать «Да», «Нет», «Не знаю».

Тестовые вопросы:

1. Я вполне доволен собой.

2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.

4. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.

5. Кроме мелких промахов, мне нечего себе поставить в вину.

6. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.

7. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны моими внутренними конфликтами или душевным разладом.

8. Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.

9. Вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.

10. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотелось бы.

11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы больше, чем могу сейчас определить.

12. Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека.

13. Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место и т. д.), то я позволяю себе «переболеть».

14. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.

15. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.

Подсчет результатов

Ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5,7, 9, 11, 13 — 10 баллов.

Ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 — 10 баллов.

Ответы «Не знаю» — 5 баллов.

Подсчитайте свои очки.

100—150 баллов

Ваши ответы показывают не только, что вы живете в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и касающихся взаимоотношений с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50—99 баллов

Очевидно, вы живете не в полном согласии с самим(ой) собой. В вас много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование каких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точно оценить свои возможности и одновременно проявить больше терпимости по отношению к себе (вы человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0—49 баллов

Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном отсутствии принятия себя и согласия с самим собой. Но, несмотря ни на что, будьте другом себе. Для этого подсчитайте, сколько предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. Не мучайте себя упражнениями воображения. Начните делать то, чего желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск или мешает ваш внутренний страх.

Заключение

Учитель подводит итоги классного часа:

• благодарит ребят, которые выступали в роли философов, подчеркивая, что они не только подготовили интересные сообщения, но и искренне попытались их донести до аудитории, выбрав главные и существенные моменты данной темы;

• высказывает мысль, что полученная информация помогла многим ребятам, которые не задумывались или затруднялись поставить перед собой такие, на первый взгляд, простые, но, с другой стороны, очень глубокие философские вопросы;

• отмечает обсуждение, которое прошло активно и показало, что тема о сущности и назначении человека в этом мире вечно волновала умы человечества, что она очень актуальна и в наши дни;

• вопросы, поставленные в тесте, помогут ребятам задуматься о самом себе и объективно соотнести свои мысли и действия с окружающим миром.

Основной вывод

Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. Человек задает себе мучительные вопросы: ради чего он живет? Есть ли какой-нибудь смысл в жизни?

В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни.

Однако человеку нужны духовно-нравственные критерии жизненной позиции. Ему мало просто жить, ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».

Человек живет в обществе среди людей, близких, далеких, и именно в отношениях с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В обществе ему дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна.

Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает.

Человек как личность реализует свой творческий потенциал в своих деяниях. Он продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!