Классный час «Влюбленность? Дружба? Любовь?», 10-11 класс

Разработка классного часа на духовно-нравственное воспитание старшеклассников

Тема: Влюбленность? Дружба? Любовь?

Цель: Духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Диспут.

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: Предложите учащимся подготовить стихи о любви, музыкальное сопровождение классного часа.

Вступительное слово учителя

Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь — это то, о чем мы постоянно думаем, о чем во все века пишут поэты, певцы слагают песни, писатели пишут романы, режиссеры снимают фильмы. Истории любви затрагивают струны, которые отзываются в каждом человеке, каждом сердце. Люди мечтают о любви, которая переполняет и опьяняет их.

И вместе с тем, почему любовь так непредсказуема, так таинственна, так недосягаема? Почему мы говорим в конечном итоге, что не знаем, что такое любовь? И почему любовь так часто блестит фальшивым блеском?

Можем ли мы дать определение любви? Каковы элементы и характеристики любви?

Чтобы возникла любовь, нужны два человека: один дарит любовь другому, тот ее принимает, — и тогда во втором человеке возникает желание ответить. И никто даже не допускает мысли о том, что их любовь может оказаться невечной.

Существует много чувств, похожих на любовь. Казалось бы, совсем недавно вы общались, дружили «по- отдельности» — или в сугубо мужской или женской компании. Сейчас же ваш круг общения явно изменился. То и дело, возвращаясь из школы, можно заметить не спеша бредущую или сидящую на скамейке парочку. О них часто говорят, что они дружат, но дружба это особая, в ее основе новое чувство — влюбленность.

Возникновение чувства влюбленности связано с явлением, которое называют половым созреванием — готовностью стать матерью, отцом. Это явление природное, не зависящее от наших желаний. Оно наступает с возрастом, его невозможно ни ускорить, ни замедлить. К тому же оно сугубо индивидуальное: для одних наступает раньше, для других — позднее. И хотя ученые указывают на некую «норму» полового созревания, никто не может считать собственной заслугой его более раннее наступление, равно как никто не должен себя упрекать за его запаздывание: все зависит только от особенностей физического развития. Однако чувство любви— не просто результат физиологических изменений нашего организма, это проявление в первую очередь духовности человека, форма человеческих отношений.

Любовь уже давно стала предметом изображения в художественной литературе. Трагическая любовь Ромео и Джульетты, романтическая любовь Татьяны Лариной помогают нам понять неисчерпаемость и разнообразие любви.

Тем не менее каждого из нас по-прежнему волнует вопрос: «Что такое любовь? Как любить?» Не найдя ответа, мы страдаем, полагая, что не способны или не умеем любить по-настоящему. Но если поймем, что каждый из нас как человек — это целый мир, что мы неповторимы, то нам легче будет избежать страданий. И если нас любят не так, как мы хотели бы, — тоже понятно: любящий нас иной, и его любовь иная, чем наша собственная.

Главное же — понять одно: это вполне естественно, что вас стали волновать вопросы любви, и это очень важно — думать, мечтать, искать ответы. Но не менее важно и другое — не пытаться как можно скорее окунуться в любовь из боязни не успеть, желания самоутвердиться, прослыть в глазах друзей взрослым, бывалым человеком. Любовь — это слишком серьезно, чтобы относиться к ней просто как к одному из свидетельств «взрослости».

Любовь требует настоящего труда, чтобы построить истинные, глубокие отношения. Человек должен быть готов к самопожертвованию, ответственности и величайшим усилиям. Влюбленность Ж6 не требует никаких усилий —- она приходит сама собой. Для того чтобы любовь росла и развивалась, необходимо преодолевать в себе многие черты, упражнять волю. Истинная любовь целеустремленно питает духовное развитие обоих любящих. Влюбленности это не касается: человек не чувствует потребности развиваться и доволен тем, что имеет. Кроме того, очень опасна склонность идеализировать того, в кого влюблены. Влюбленные не хотят видеть никаких недостатков, а если и замечают, то скорее воспринимают их как незначительные, милые особенности, которые только добавляют обаяние избраннику.

Когда нашей жизнью управляют только желания и чувства, то вряд ли это можно назвать истинной любовью. Любовь — это не только чувства, но и волевой акт, а воля предполагает выбор. Если мать любит ребенка, то зациклившись на чувстве, что бы она стала делать, когда ребенок ее сердит, разочаровывает или ставит в неловкое положение? Но любовь матери сильнее любых неприятных эмоций, которые время от времени возникают. Если бы любовь зависела только от возникающих настроений, она была бы очень беззащитной.

Существует неверное, поверхностное представление о любви, особенно распространенное среди подростков. В ранней юности многие считают, что нет ничего легче для понимания, чем любовь. Иными словами, никому не нужно учиться любви. Надо только следовать чувствам, которые приходят сами собой! Однако это большое заблуждение. Любовь — это искусство, которому нужно учиться всю жизнь.

• Далее можно обсудить следующие вопросы:

— «Любовь и влюбленность — это одно и то же?»

— «Любовь — это болезнь?»

— «Ревнует — значит любит?»

— «Что делать, если тебя отвергли?» и т.д.

• В заключение можно рекомендовать учащимся познакомиться со следующей информацией:

Тест для девушек «Большая любовь или увлечение?»

1. Отправляясь на свидание, вы надеваете:

а) платье, которое вам нравится;

б) платье, которое нравится ему;

в) самое новое из своих платьев.

2. Когда вы проводите вечер в доме с его родителями:

а) это для вас мучение, пытка;

б) вам интересно и приятно;

в) вы считаете время потерянным.

3. Когда ваш друг дарит вам книгу:

а) вы готовы обменять ее на другую;

б) говорите, что о такой мечтали;

в) невольно восклицаете: «А у меня есть такая!»

4. Если он обещал позвонить, но почему-то молчит, то вы:

а) плачете;

б) проводите целый день у телефона;

в) идете гулять с подругой.

5. Если вы не нравитесь его маме, то вы:

а) стараетесь считаться с ее требованиями;

б) преподносите ей цветы, пытаясь «задобрить» всеми силами;

в) прямо спрашиваете о причинах антипатии к вам.

6. Если друг приглашает пойти куда-нибудь, а вам известно, что он ограничен в средствах, то вы:

а) предлагаете поделить расходы пополам;

б) предлагаете просто погулять;

в) заводите разговор о чем-нибудь другом (например, о новых фильмах, спектаклях).

7. Если вы считаете себя причиной конфликта, то вы:

а) ждете, чтобы он первым подошел, позвонил;

б) просите у него прощения;

в) рассказываете подругам о случившемся, не упоминая о своей вине.

8. Если ваш друг любит спорт, то вы:

а) ходите с ним смотреть соревнования;

б) одобряете его увлечения;

в) предпочитаете остаться дома, позволяя себе иногда высмеивать его хобби.

9. Если вы случайно встретились с человеком, которому прежде симпатизировали, то вы:

а) отказываетесь от свидания с ним;

б) говорите ему о том, что любите другого;

в) вспоминаете о прошлом и соглашаетесь на свидание.

10. В случае длительной разлуки с другом вы:

а) проводите время с подругами, чтобы не так страдать от одиночества;

б) проводите время в одиночестве и постоянно пишете ему письма;

в) вспоминаете о прежних увлечениях и напоминаете о себе своим «обожателям».

Ключ к тесту: ответ «а» оценивается 2 баллами, ответ «б» — 3 баллами, ответ «в» — 1 баллом.

Интерпретация результатов.

Менее 15 баллов. Вы его не любите и не к чему обманывать его и себя.

15-27 баллов. Вы думаете, что влюблены, хотя это нельзя утверждать с уверенностью.

28 баллов и более. Вы, похоже, по-настоящему любите друг друга.

Тест «Насколько вы его (ее) любите?»

1. Верите ли вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться?

а) Почему бы и нет, это и есть настоящая любовь.

б) Так не бывает, это не любовь.

в) Иногда подобное случается.

2. Полюбили бы вы его (ее), если бы ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением?

а) Безусловно.

б) Думаю, что да.

в) Никоим образом.

3. Пошли бы вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели?

а) Если бы он (она) попросил(а) об этом, то пошла (пошел) бы.

б) Был (а) бы счастлив(а) сделать это.

в) Мы могли бы встретиться и после кино.

4. Если он или она несимпатичны компании ваших друзей, то что вы будете делать?

а) Выясню отношения с друзьями.

б) Усомнюсь в правильности своего выбора.

в) Не могу представить себе такого.

5. Когда вы рассказываете о нем (о ней), то что упоминаете прежде всего?

а) Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы.

б) Ум, образованность, воспитанность, умение себя вести, бойкую манеру разговаривать, иногда бескорыстие.

в) Что придется, потому что всех достоинств моего избранника (избранницы) я не в силах перечислить.

6. Знаете ли вы, чем занят(а) он (она), когда вы невместе?

а) Пока вы уверены, что у вас нет соперника (соперницы), вы не забиваете себе голову подобными пустяками.

б) Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось у каждого из нас со времени последней встречи.

в) Мы оба свободны, поэтому он (она) может делать все, что вздумается.

7. Можете ли вы представить, что однажды вашим отношениям придет конец?

а) Я никогда об этом не задумываюсь.

б) Рано или поздно это все равно произойдет.

в) Мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может.

8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем?

а) Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может.

б) Да, в одиночку скучно.

в) Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга.

9. Если вы наедине друг с другом, говорите ли вы о «вечных» вопросах жизни?

а) На это почти не хватает времени.

б) А зачем?

в) Да, много.

10. Есть ли у вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, когда вы познакомились?

а) Это именно тот человек, каким вы его себе представляли.

б) Это оказался другой человек, но таким он (она) вам нравится еще больше.

в) Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту.

Ключ к тесту (в баллах)

1

а = 10

6=8

в = 7

2

а=7

6=3

в=1

3

а=6

6=7

в=3

4

а = 10

6=2

в=7

5

а=2

6=7

в=10

6

а=4

6=7

в=0

7

а=9

6=4

в=7

8

а=9

6=1

в=7

9

а=2

6=1

в=7

10

а=2

6=7

в=5

Интерпретация результатов.

Менее 30 баллов. Возможно, дружеские отношения для вас дороже и важнее его (ее) личности. Может быть, вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью: «Вот какую победу я одержал(а), кого завоевал(а)!» Иногда такое состояние и приятно, но будьте осторожны: ведь вы выбираете себе пару не для посторонних, а прежде всего для себя!

От 31 до 65 баллов. Такова идеальная любовь: вы любите и внешность, и характер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) добродетель и достоинства, но и принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем вам интересоваться, как не тем, с кем бы вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем способны преодолеть любые преграды!

Более 65 баллов. Прекрасная вещь — любовь! Но она может долго длиться только в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы настолько увлечены предметом любви, что самого человека не видите, а основываетесь на своем представлении о нем. Вы наверняка не разочаруетесь в своем возлюбленном, если попытаетесь ближе узнать его самого, а не созданный вашей фантазией идеальный образ.

Любовь или влюбленность...

1. Влюбленность почти всегда расцветает мгновенно. Любовь имеет более глубокие корни и обычно растет со временем.

2. Влюбленность сопровождается чувством неопределенности. Вы возбуждены, захвачены и полны какого-то лихорадочного волнения. Вы несчастны, когда он или она далеко. Вы не можете дождаться встречи с любимой или любимым. Любовь наполняет вас чувством уверенности. Вас греет чувство близости, даже если он или она далеко, расстояния не могут разлучить вас. Вы хотите быть рядом, но знаете, что можете подождать. Вы принадлежите друг другу; остальное не так важно.

3. Когда вы влюблены, вы можете потерять аппетит. Вы грезите наяву. Вы не можете сосредоточиться. Не можете заниматься. Не можете думать об учебе. Возможно, вы нетерпеливы и вспыльчивы со своими домашними. Когда вы любите, все наоборот. Вы разумно относитесь к тому, кого любите. Вы чувствуете уверенность и надежность. Любовь наполняет вас новой энергией и вдохновляет на дела, на которые вы прежде считали себя неспособным.

4. Когда вы влюблены, вам кажется, что вы должны немедленно пожениться. Вы не можете ждать. Не можете рисковать лишиться его или ее. Если это любовь, вас не сжигает такое нетерпение. Вы уверены друг в друге. Вы можете планировать свое будущее совершенно спокойно.

5. В основе влюбленности может лежать желание самоутверждения. Вы хотите, чтобы он или она вас заметили. Вы хотите, чтобы ваши друзья видели, что он или она выбрали именно вас. Если это любовь, то вы в первую очередь думаете о благе любимого человека. Критика со стороны не омрачает вашей привязанности. Наоборот, она ее обостряет. Неприятность, из-за которой вы можете перестать выглядеть «героем», вас не пугает.

6. Влюбленность может оказаться чисто физическим влечением. Если вы честны с собой, вы можете обнаружить, что вам бывает трудно радоваться обществу друг друга, пока вы не вступите в интимную связь. Сексуальные отношения также являются естественной и непосредственной частью любви, но только частью. Если же это настоящая любовь, вас будет радовать нежная дружба с любимым человеком. Вы друг другу нравитесь. Вы не только любовники, но и друзья.

7. Влюбленные легко ссорятся. Если вы любите друг друга, то, несмотря на различие характеров, вы стремитесь понять друг друга, не только брать, но и давать, приходить к соглашениям.

8. Влюбленные редко думают об отдаленном будущем. Каким будет он или она через 30 лет? Каким станет отцом или матерью? Какой будет ваша семейная жизнь? Любовь же обращена к будущему. Любящим присуще стремление вместе идти по жизни, разделяя все радости и преодолевая невзгоды.

9. Влюбленность может появиться вдруг, ниоткуда. С любовью так не бывает. Влюбленность может заставить вас делать то, что вы считаете неверным, что вас беспокоит. Любовь же, напротив, пробуждает в вас все лучшее: «За что я люблю тебя? Я люблю тебя не только за то, что есть, но и за то, чем я становлюсь, когда я с тобой».

10. Любовь развивается на основе долгой взаимной привязанности; двое через многое проходят вместе, и постепенно их чувство все более крепнет, перерастая в истинную любовь. Влюбленность же обычно возникает на менее твердой основе, хотя эмоции в обоих случаях часто бывают одни и те же.

Как справиться с собой

Советы, которые могут помочь вам поддержать друга или подругу, переживающих утрату своей любви:

1. Дайте им понять, что испытывать напряженные чувства это в порядке вещей. Нужно позволить себе и чувствовать и страдать.

2. Способствуйте тому, чтобы они выражали свои мысли и чувства.

3. Научите их, как можно излить свое горе.

4. Призывайте их больше полагаться на семью и друзей — тех, кто может разделить их боль и не станет отделываться лишь общими словами. В этом случае могут оказаться полезными друзья, ранее пережившие подобную утрату.

5. Способствуйте сохранению баланса между потребностью вашего друга в поддержке и необходимостью побыть наедине с самим собой.

6. Призывайте их следить за собой — не забывать об отдыхе, правильно питаться и поддерживать физическую форму.

7. Предложите им подальше убрать предметы, напоминающие о былой любви. Это позволит избавиться от мыслей об утрате.

8. Помогите им посмотреть на себя как на жизнеспособных людей, понимающих, что боль с течением времени ослабнет.

9. Помогите им понять, что в будущем у них будут и взлеты, и падения и что чувство печали все равно будет время от времени их посещать.

10. Посоветуйте им не принимать пока никаких важных решений и избегать каких-либо значительных изменений в своей жизни; скажите им, что период горьких переживаний не лучшее время для решительных шагов.

Побуждайте их находить новые способы времяпрепровождения и открывать для себя новые возможности. Покажите им, как это можно сделать: пусть найдут себе какое-то увлечение, чаще встречаются с друзьями, займутся новым видом трудовой деятельности. Это поможет им вернуть чувство уверенности в собственных силах.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Нет комментариев. Ваш будет первым!