Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий

Методическая разработка конспекта классного часа для 9 класса

Тема конкурсной программы: «Попьем чайку и кофе» (познавательно-развлекательная программа. о чае и кофе).

Цель:

• развитие познавательных интересов школьников и культуры питания.

Предварительная работа:

Программу ведут двое ведущих (девушка и юноша, или Он и Она). Классный коллектив разделяется на несколько микрогрупп таким образом, чтобы за каждым столом (имитация кафе — по тексту «столики») было по 3—4 человека.

В жюри можно пригласить учителей или родителей. Если есть возможность, то можно предложить учащимся напитки. Аудиозаписи песен о кофе и чае.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя, где он отмечает, что весь коллектив класса мысленно попадает в кафе, где все примут участие в двух конкурсных познавательных программах: «Кофейня» и «Мы за чаем не скучаем!»

Звучит «Кофейная кантата» И.С. Баха, появляются ведущие.

Он (1-й ведущий): Кофе... Чудодейственный, волшебный напиток... Кофе... Напиток, дарящий бодрость, живость ума и кипучую энергию.

Оноре де Бальзак писал, что стоит отведать ароматный черный кофе, и с этого момента все вспыхивает, мысли теснятся, как батальоны великой армии на поле битвы. Один статистик подсчитал, что создавая «Человеческую комедию», Бальзак выпил 15 тысяч чашек крепчайшего кофе.

И это не удивительно, так как почти все люди умственного труда особо ценят тонизирующие свойства кофе. Мы предлагаем вашему вниманию первую конкурсную познавательную программу «Мокко».

Почему столь необычное название? Да потому, что победители программы получат в качестве приза баночку этого прекрасного йеменского продукта, по праву считающегося самым престижным и вкусным.

Она (2-й ведущий): В зале сегодня 5 столиков, за которыми и расположились участники программы. Ну, а кто с кем, вернее, какой столик с каким будет состязаться в конкурсных заданиях нашей программы, мы сейчас и определим.

Поможет нам в этом аукцион знаний о кофе. Начнем с истории. На каждый вопрос у нас есть три варианта ответа — вы называете тот, который считаете правильным.

Итак: вопрос первый.

Как вы считаете, кофе — это:

1. трава,

2. кустарник,

3. дерево?

Правильный ответ — «дерево», и ответившие верно на вопрос расположились за этим столиком и получают в качестве первого поощрения кофейник.

Пока он не наполнен кофе. Больше этот столик на вопросы не отвечает.

Он: Вопрос второй: какая страна, по-вашему, является родиной кофе?

1. Бразилия,

2. Эфиопия,

3. Аргентина?

Правильный ответ — Эфиопия — прозвучал из уст сидящих за этим столиком, им и выбирать следующий кофейник.

Пожалуйста! А у нас третий вопрос, ответы на который могут давать только те, кто расположился за оставшимися тремя столиками.

Она: Вопрос третий: как вы считаете, кто первым узнал вкус этого бодрящего напитка:

1 монах,

2. пастух,

3. мореплаватель?

Да, именно монах... Выбирайте свой кофейник.

Он: Вопрос четвертый: кому принадлежит слава «первооткрывателя свойств кофе»:

1. жирафу,

2. козе,

3. слону?

Да, это была коза.

Она: Вопрос пятый: в каком веке, по-вашему, были открыты чудодейственные качества кофейного дерева:

1. XV век,

2. XI век,

3. 2000 лет до нашей эры?

Да, правильно, получите свой кофейник. В XI веке в Эфиопии, в округе Каффа, пастухи заметили, что козы, поедающие листья с кофейного дерева, становятся оживленными и игривыми.

От пастухов узнали об этом монахи-миссионеры и стали заваривать листья кофейного дерева и пить настой, который снимал усталость и улучшал рабочее состояние.

Давайте сейчас с помощью кофейников попробуем уточнить очередность вступления в игру. Ищите цифру на кофейнике, который выбран вами.

(Участники называют номера от 1 до 5, а ассистенты расставляют номерки на столиках.)

Ведущий: Первое состязание для сидящих за столиками под номерами 1 и 2.

История переселения кофе из Эфиопии в другие страны весьма интересна. Дело в том, что кофейная монополия зорко оберегалась, и под страхом смерти запрещался вывоз кофейных деревьев на другие территории.

Но кофе полюбился не только эфиопам, и кофейные плантации захотели иметь многие страны. Так как это было труднодостижимо, каждое зернышко было буквально на счету. Участники конкурса! Вам необходимо перебрать различные зерна, выбрав только кофейные. Кто быстрее и качественнее сделает это, получает право продолжить борьбу за прекрасный кофейный приз.

Получите все необходимое — и за дело!

(Ассистенты выносят к двум столикам чашки с различной крупой — перловкой, горохом, горошком черного перца и кофе и пустые чашки — по количеству сидящих за столиками 1 и 2, задание выполняется под музыку, определяется победитель.)

Ведущий: Вот и первые претенденты на получение главного приза. Ну, а проигравшим — в утешение — кофе по-мексикански.

(Подается на столик кофе, зачитывается рецепт.)

Ведущий: Кофе по-мексикански: в состав этого напитка входят кофе, какао и сахар. Сварить напиток из молотого кофе, смешанного с порошком какао (1:1).

Перед подачей на стол добавить сливки или сгущенное молоко, хорошо перемешать. Сахар подать отдельно. Пробуйте, угощайтесь!

А мы продолжаем программу. Как вы помните, первооткрывателем свойств кофе были козы, они употребляли листья и зерна в сыром, необработанном виде. Но так как между людьми и козами есть некоторая разница, то люди привыкли к кофе обработанному, измельченному.

Вот и следующее задание для сидящих за столиками № 3 и 4 именно такое: смолоть, измельчить зерна кофе, которые с таким трудом добыли ваши предшественники по игре.

(Игрокам выдаются кофемолки, зерна кофе, салфетки, чашки для смолотого кофе.)

Ведущий: Итак, начали! Победитель — столик номер..., а проигравшим — утешительный приз — кофе по-венски.

(Рецепт зачитывается, пока подается кофе)

Ведущий: Кофе по-венски. В чашку черного кофе положить ложку сливок, взбитых с сахарной пудрой и ванилином. Сверху посыпать тертым шоколадом.

Ощутите приятный вкус кофе по-венски.

А мы продолжаем нашу программу. Столик под номером 5 ищет себе партнеров по игре из числа выбывших из конкурсной программы ввиду проигрыша в предварительных состязаниях.

Сейчас зазвучат фрагменты из телероликов рекламы кофе, сумейте вспомнить и назвать марку кофе, о котором идет речь в рекламе.

(Звучат фрагменты телерекламы кофе, записанные на пленку, столик, назвавший большее количество правильных ответов или первым назвавший ответ, вновь вступает в игру.)

Ведущий: Итак, снова два столика борются за кофейный приз.

Раньше пить кофе было привилегией королей. Его очень любили Людовик Четырнадцатый и Ян Собеский Третий.

В России кофе впервые стал известен в начале XIII века. Петр Великий познакомил бояр и русскую знать с этим напитком на своих ассамблеях. А императрица Екатерина II была большая «охотница до кофе» и пила необычайно крепкий.

Ведущий: Уважаемые игроки!

Предлагаем вам испробовать коктейль. Но это не простой коктейль, а кофейный.

Коктейли, как известно, пьют с помощью соломки, трубочек. Вот коктейли для вас, а вот и трубочки — несколько большей длины, чем вы ожидаете.

(Длинные трубочки — от систем переливания — опускаются в бокалы с коктейлем. На расстоянии, насколько позволяет трубочка, ставится бокал.)

Ведущий: Постарайтесь как можно быстрее опустошить эти фужеры.

(Музыка, выполнение задания, определение команды-победительницы)

Ведущий: Вот и еще один участник полуфинала — столик номер... А проигравших мы снова угощаем кофе.

На этот раз кофе по-королевски!

Рецепт кофе по-королевски.

Положите кусочек сахара на ложку, подержите ложку над чашкой горячего кофе. Налейте в ложку коньяк, и когда он станет теплым, подожгите горящей спичкой. Когда пламя начнет спадать, опустите содержимое ложки в кофе.

Поистине напиток королей!

Ну, а сейчас — вопрос ко всем. Знаете ли вы, что такое «тассеография»?

Это гадание на чашке. Целая наука, которая возникла в Европе в XIII веке. Более подробно познакомиться с правилами гадания на кофейной гуще мы предлагаем и вам! Готовы?

На дне ваших чашек осталось немного гущи. Чашку надо взять левой рукой. Взяли? Теперь делаем три вращательных движения. Молодцы! А теперь необходимо перевернуть чашку от себя и поставить на блюдце. Вверх дном, разумеется. Теперь те, кто выполнил эти несложные действия, смогут через минуту поднять чашку и посмотреть на разнообразные рисунки, которые остались в кружке.

Рассматривайте их, находите сходство с разными предметами.

Фигуры или, точнее, подобия их имеют значения, которые мы сейчас вам и объясним.

Некоторые значения фигур на краях чашки кофе:

• Прямые линии — долгая, счастливая жизнь.

• Изломанные линии — различные затруднения в жизни.

• Круги без пятен — деньги.

• Круги с пятнами — дети.

• Венок — успех в делах.

• Треугольник — хорошая должность.

• Квадрат — скука, тоска.

• Много треугольников — прибыль, находка.

• Змея — измена.

• Лошадь — дорога.

• Птица — приятная новость.

• Собака — верный друг.

• Рыба — пир, обед, бал.

• Цветок — любовь.

• Всадник — помощь от сильного лица.

• Сердце — сильная страсть к кому-нибудь.

• Дерево — известность, слава.

• Дом — исполнение мечты.

• Полумесяц — напрасные мечты.

• Решетка — арест или безвыходное положение.

• Ваза, посуда — слезы, сожаление.

Ведущий: Ну что, погадали? Запомните «свои значения». Может быть, на досуге и стоит подумать: «А что бы это значило?»

А в последних конкурсах программы принимают участие игроки, расположившиеся за столиками номер..., номер... и номер...

И следующая игра сразу для всех трех команд.

Кофе любят многие. Кто-то добавляет сливки, кто-то предпочитает кофе с лимоном, но в наше время довольно накладно позволить себе кофе с шоколадом. Именно такую возможность — получить к кофе плитку прекрасного шоколада мы предоставим тем, кто вышел в полуфинал нашей конкурсной программы.

Давайте вспомним названия шоколада ... Вы забыли упомянуть еще одно название — «Басни Крылова». Именно такой шоколад мы приготовили для вас, но сначала предлагаем вспомнить эти басни. Для выполнения задания просим взять карточки с ролями, постараться наиболее артистично разыграть сюжет. А благодарная публика с радостью оценит ваш дебют. Итак, внимание, премьера басни!

(Ведущий зачитывает текст, участники конкурса разыгрывают сюжет, победители определяются по аплодисментам зрителей.)

Предлагаемые тексты для инсценировки басен И. Крылова:

1. «Лебедь, Рак и Щука».

(Лебедь, Щука, Рак и Воз — роли.)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

 

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись:

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них, казалось, и легка,

Да Лебедь тянет в облака,

Рак пятится назад,

А Щука тянет в воду...

Кто виноват из них, кто прав —

Судить не нам, Да только воз и ныне там.

2. «Крестьянин и работник».

(Крестьянин, Работник, Медведь, Топор и Вилы — роли.)

Старик крестьянин с батраком

Шел, под вечер, леском,

Домой, в деревню, к сенокосу,

И повстречал вдруг медведя носом к носу.

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на него медведь насел.

Подмял крестьянина, ворочает, ломает,

И где б его почать, лишь место выбирает.

 

Конец приходит старику.

«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —

Из-под медведя он взмолился батраку.

Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,

Что только было в нем,

Отнес полчерепа медведю топором.

И брюхо проколол ему железной вилой.

Медведь взревел и замертво упал,

Медведь мой издыхает.

Прошла беда, крестьянин встал,

И все же батрака ругает.

Опешил бедный мой Степан —

«Помилуй, — говорит. — За что?»

— «За что, болван!

Чему обрадовался сдуру?

Знай, колет — всю испортил шкуру!»

3. «Хмель».

(Хмель, Тычинка, Дуб, Хозяин — роли.)

Хмель выбежал на огороде

И вкруг сухой тычинки виться стал,

А в поле близко дуб молоденький стоял.

«Что в этом пользы есть уроде,

Да и во всей его породе?» —

Так про дубок тычинке Хмель жужжал.

 

«Ну, как его сравнить с тобою?

Ты — барыня пред ним одной лишь прямизною.

Хоть листьем, правда, он одет,

Да что за жесткость, что за цвет!

За что его земля питает?»

 

Меж тем, едва неделя протекает,

Хозяин на дрова тычинку ту сломил,

А в огород дубок пересадил,

И труд ему с большим успехом удается:

Дубок и принялся, и отпрыски пустил,

Посмотришь, около него мой Хмель уж вьется,

И дубу от него вся честь и похвала!

Ведущий: Победителям и проигравшим — шоколад. А мы предлагаем мысленно перенестись из кофейни в чайную и поучаствовать в программе «Мы за чаем не скучаем!», так сказать — получить удовольствие от чашечки чая.

Он: Но, конечно же, чтобы получить удовольствие от выпитой чашки чая, необходимо, чтобы настой был вкусным и содержал максимум полезных веществ чая. А это может дать только чай лучших сортов.

Она: Давайте-ка узнаем, какие сорта чая вам известны?

(Звучат ответы. Назвавший большее количество сортов получает цветок в вазу, как и за каждый правильный ответ в других конкурсах. Так и заполняются вазы за столиками)

Он: А сейчас мы попросим участников за каждым столиком провести дегустацию чая.

Какая использована заварка? (Ответы учеников по столикам.)

Она: А как называется профессия дегустатора чая? Кто-нибудь знает?

(Ответ: титестер.)

Он: Эта профессия очень сложная и напрочь отрицает употребление алкоголя и никотина, а готовиться к ней надо с детства.

Она: Но дегустировать очень интересно, особенно напитки.

Вот мы сейчас и попробуем это сделать.

(На столики подают по два бокала с разными напитками, предлагают попробовать всем и сказать, что за напитки. Это могут быть квас, кисель, газированная вода и т. д.)

Он: Толк в чае люди знали очень давно. Вот что написано в одной из старинных книг: «Чай усиливает дух, смягчает сердце; удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лености».

Она: В Московском государстве впервые чай появился в 1683 году и употреблялся как лекарство от всех болезней, а писали о нем так: «Свойство сего напитка — осаждать пары, освежать и очищать кровь. Пьют его по утру для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после обеда для пищеварения».

Он: У каждого народа о чае свои пословицы.

Например, японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее». Китайская: «Выпьешь чаю — силы прибавится». Русская: «Самовар кипит — уходить не велит».

Она: Вот и мы сейчас испробуем чая.

Но сначала предложим вам назвать другие пословицы о чае.

(Ребята называют пословицы, за правильные ответы — цветок в вазу.)

Он: С появлением в русском обиходе чая возникает традиция устраивать чаепитие за самоваром.

Фраза «Будут гости, ставь, матушка, самовар» — стала в России крылатой. А самовар — это русское изобретение. За рубежом его называют русской чайной машиной.

А первые самовары были изобретены не в Туле, а на Урале, на пути чая из Китая в Россию, где была развита металлургия. Светские самовары изготовлялись из серебра, золота, фарфора и даже из хрусталя, украшались изящными фигурами и деталями... Купеческие самовары отличались вычурностью форм.

Она: Ну, а у простого человека был свой самовар. Это мы сейчас пользуемся электрическим самоваром. А как был устроен настоящий самовар? Опишите его.

(Возможные ответы-описания.)

Он: Ну, а сейчас отгадаем загадки.

По одной загадке каждому столику:

Медный бес на стол залез.

По бокам вода играет,

В середине огонь толкает.

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Никогда не ест, а только пьет,

А как зашипит — всех приманит.

По краям вода, посередине огонь.

Она: Спасибо, ребята! Конечно же, это самовар!

Сейчас я задам еще один вопрос. На Руси принято пить чай с пряниками. А знаете ли вы, как они называются?

(Ответы)

Он: Очень важно правильно заваривать чай. Вот мы сейчас и проверим, знаете ли вы, как это делается.

(Ответы)

Правильно так — сполоснуть 2—3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал теплым, а затем засыпать чай (одну чайную ложку на стакан кипятка). Залить чай крутым кипятком, сначала на 1/3 объема чайника, потом накрыть его полотенцем на 5 — 7 минут, чтобы чай настоялся. И потом долить заварку кипятком.

Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно.

Она: О, какие премудрости в таком легком напитке!

Ну, а сейчас я предлагаю конкурс. Мне нужны два человека.

(Потребуются два стола, два самовара, два сапога, два совка для мусора, десять незаточенных карандашей, десять теннисных шариков; две пары ведер, два коромысла, два нарисованных колодца, два веника.

Если данный инвентарь тяжело приготовить, тогда выполнение конкурса можно имитировать.)

Он: Будем считать, что угли в самоваре уже есть. Лучиной будут служить карандаши (по 5 каждому).

Вы пригласили гостей на чай. Вот что вам нужно будет сделать:

1. Принести свежей воды из колодца. (Игроки «надели на плени коромысла с ведрами, пошли к колодцам, зачерпнули воды в оба ведра», вернулись к столам с самоварами, вылили из ведер воображаемую воду.)

2. Опустить лучины (карандаши) в самоварную трубу, взять сапог и раздуть самовар. Разжигать лучину не надо.

3. Пока самовар греется, нужно взять совки для мусора, веник и подмести пол.

(Ведущий рассыпает теннисные шарики по полу, каждый должен замести в совок не меньше пяти шариков. Кто больше?)

4. Заключительное действие — заварить чай. Для этого на столе стоят чайники, пачки чая и кипяток. Действуйте, тем более, что мы уже говорили, как правильно это делать.

(Проходит игра-соревнование.)

Она: Ну, а сейчас дайте попробовать ваш заваренный чай нашим титестерам, т. е. дегустаторам.

(Члены жюри пробуют чай, называют лучшего.)

Она: Вот и подходит к концу наша встреча в кафе и чайной. Жюри должно определить лучший столик, то есть ту миникоманду, которая набрала больше всего очков в ходе нашей программы.

Слово жюри.

(Жюри объявляет ребят, сидящих за столиком, — лучших участников встречи. Производится награждение команд.)

Мини-итоги. Классный руководитель благодарит всех за участие в конкурсах и еще раз напоминает о культуре поведения за столом, культуре приема пищи и о пользе чая и кофе.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс

Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?

Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 9 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Классный час на тему экология 9 класс

Ольга Алексеевна Микешина # 29 марта 2015 в 22:18 0
Интересное, познавательное мероприятие. Развивает творческие способности, воображение, пропагандирует здоровый образ жизни.
Ирина Александровна Смогунова # 17 июня 2015 в 20:44 0
Восторг! Сама узнала новое о любимых напитках. Классный час включает детскую сообразительность и фантазию. Интересные конкурсы. Скажите, а после было чаепитие с родителями учеников? Оно здесь вполне уместно.
Татьяна Петровна Хомутова # 6 ноября 2015 в 07:30 0
Спасибо огромное за разработку. Иногда хочется отойти от классных часов на морально-нравственные темы и провести мероприятие, которое одновременно будет развлекательным и познавательным. Кроме того, такие классные часы служат сплочению коллектива, это бесспорно. У меня 10 класс, но и им будет, думаю, интересно.