Интеллектуальная игра по экологии для 5 класса

Сценарий интеллектуального классного часа в 5 классе

Конспект классного часа по экологии в 5 классе на тему «Большая охота»

Интеллектуальная игра экологического содержания. Тематика брейн-ринга - животные и птицы. Участие в игре требует определенной подготовки детей. Ответы на вопросы третьего, четвертого геймов дети смогут найти в соответствующем томе Детской энциклопедии, ответы на вопросы пятого гейма - в Красной книге России (из дополнительных материалов к сценарию).

Ведущими игры могут выступить пятиклассники.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к охране природы; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора; побуждать детей к защите природы, к пропаганде экологических идей.

Форма: брейн-ринг.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на пять команд. Предложить каждой команде поработать с Детской энциклопедией, с материалами Красной книги России.

Оборудование

Изготовить 30 карточек с названиями животных и птиц. Название каждого животного должно быть на отдельной карточке (полоске бумаги). Каждая карточка будет наградой - добычей для охотника. Перед классным часом ведущий складывает на столе эти карточки стопками по номерам геймов.

Первый гейм

Второй гейм

Третий гейм

Четвертый гейм

Пятый гейм

1. Ворона

2. Синица

3. Белка

4. Крыса

5. Осел

1.  Ящерица

2. Лебедь

3. Журавль

4. Волк

5. Обезьяна

1.Бурундук

2. Крокодил

3. Скунс

4. Тушканчик

5. Белуха

1. Клест

2. Ястребиная сова

3. Колибри

4. Ремез

5. Страус

1.Мандариновка

2. Красный волк

3. Снежный барс

4. Амурский тигр

5. Желтоклювая цапля

6. Зубр

7. Восточносибирский леопард

8. Полярная сова

9. Журавль-кра- савка

10. Даурский еж

Оформление класса

На перемене перед классным часом нарисовать на доске таблицу для подсчета результатов.

Название команды

Добыча команды (количество карточек)

Фамилия чемпиона

Добыча чемпиона (количество карточек)

«Азия»

 

 

 

«Америка»

 

 

 

«Антарктида»

 

 

 

«Африка»

 

 

 

«Европа»

 

 

 

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Брейн-ринг «Большая охота»:

а) первый гейм. «У дедушки Крылова»;

б) второй гейм. «Животные в сказках»;

в) третий гейм. «Звери»;

г) четвертый гейм. «Пернатые друзья»;

д) пятый гейм. «Красная книга России»;

е) охотничий привал - награждение победителей.

3. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на охоту. Мы будем охотиться на зверей и птиц в разных уголках земного шара. Но от нашей охоты никто не пострадает, потому что оружием у нас будет острый ум и крепкие знания.

Вас ждет множество вопросов о животных и птицах. Стрелять вы будете своими ответами. И если выстрел попадет в цель, вы получите карточку с добычей. В конце охоты мы подсчитаем, у кого добыча будет самая богатая. Победителю мы вручим диплом «Лучший охотник 5-А».

Итак, на охоту сегодня выходят пять команд: «Европа», «Азия», «Америка», «Африка» и «Арктика». Команды мы назвали по именам пяти континентов, где будет проходить наша охота.

Теперь послушайте правила игры. Я задаю вопросы для всех. Отвечать будет тот, кто первым поднял руку. Он и получит добычу, если ответ будет верный.

II. Брейн-ринг «Большая охота»

Первый гейм. «У дедушки Крылова»

Классный руководитель. Сначала мы отправимся на охоту к дедушке Крылову. В его баснях водится много животных и птиц. О них и будут вопросы первого гейма.

Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

1. Внимание. Послушайте отрывок из басни. Что за красавица- птица здесь описывается?

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(Ворона. Басня «Ворона и лисица».)

2. Какая птица в басне Крылова собиралась зажечь море? (Синица. Басня «Синица».)

3. А теперь угадайте, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:

Я по делам гонцом у барина большого; Мне, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть. (Белка. Басня «Белка».)

4. Какой зверек из басни Крылова сказал знаменитую фразу: «Сильнее кошки зверя нет»? (Крыса. Басня «Мышь и крыса».)

5. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?

Защелкал, засвистал,

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

(Осел. Басня «Осел и соловей».)

Второй гейм «Животные в сказках»

Классный руководитель. Богатая добыча ожидает нас не только в баснях, но и в сказках. Во многих сказках рядом с героями действуют животные и птицы. Внимание, начинаем второй гейм нашего брейн-ринга. Этот гейм мы назвали «Животные в сказках».

Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

1. Наша охота начнется во Франции, в сказке Шарля Перро «Золушка». Помните, как фея собирала Золушку на бал?

«Фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном. Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю жизнь служили выездными лакеями и никогда небыли...» Каких животных фея превратила в лакеев? (Ящериц.)

2. А теперь прямо из Франции отправляемся к А.С. Пушкину» в «Сказку о царе Салтане». Вспомните, в каком трудном полосении оказался князь Гвидон. Но ему помогала прекрасная птица. Она выполняла все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Что же это за птица? (Лебедь.)

3. Наша охота продолжается в сказке С. Яагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». И нас ждет праздник на горе Кулаберг. «Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища зверей и птиц».

Все смотрят на необыкновенный танец.

«И вот на площадке появились большие серые птицы на длинных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко расставив крылья, они то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге». Что это за птицы, танец которых так красиво описан в сказке? (Журавли.)

4. А теперь охотимся на просторах матушки-России. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? (Волк, сказка «Иван-царевич и серый волк».)

5. И заканчиваем первый гейм в джунглях. В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу? (Обезьяны.)

Третий гейм. «Звери»

Классный руководитель. Ну что ж, в баснях и сказках нам досталась богатая добыча. А в третьем гейме мы будем встречать зверей в разных частях планеты. По характерным признакам нам нужно определить, что это за зверь. Внимание! Начинаем охоту!

Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

1. В лесной чаще суетится маленький зверек с белыми полосками на спинке. Он делает запасы еды. Зимой этот зверек впадет в спячку, а весной, проснувшись, с аппетитом поедает все свои припасы. Что же это за зверек? (Бурундук.)

2. На берегу реки греется на солнышке страшное зубастое тропическое животное с длинным хвостом. Его самка кладет яйца на суше. Но детеныши, едва вылупившись, бегут к воде. Что это за животное? (Крокодил.)

3. В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверька с пышных хвостом. Но лучше его не трогать. Почуяв опасность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, бьющей на 6 метров. Ни звери, ни люди не способны вынести подобную «химическую атаку». Что это за зверек? (Скунс.)

4. Вот по пустыне летит маленький зверек. Он передвигается на задних ногах. На кончике хвоста у него белая кисточка, которая вьется как знамя. Передними лапками он держит пищу и роет норы. Прыжки его достигают 1,5 метра. Это в 10-12 раз больше его тела. Что же это за чемпион по прыжкам? (Тушканчик.)

5. Летом с моря доносится рев. Это проплывает мимо стадо арктических животных - дельфинов. Они и оглашают воздух ревом. Об этом реве даже поговорка такая есть. Только в ней название животного произносится часто как название рыбы. А ведь рыбы реветь не могут. Как зовут дельфина, который ревет? (Белуха, поговорка: ревет как белуха, а произносят белуга.)

Четвертый гейм. «Пернатые друзья»

Классный руководитель. Четвертый гейм мы назвали «Пернатые друзья». В этом гейме вас ждут вопросы о птицах. Напоминаю, что вам не понадобится оружие. Только ваши точные ответы принесут вам добычу. Итак, слушаем вопросы.

1.Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из шишек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы? (Клесты.)

2. Ярко светит солнце, а по тайге летает сова. Она ведет дневной образ жизни. Что же это за сова? (Ястребиная сова.)

3. В тропическом лесу вьется над цветком большой шмель. Но, приглядевшись, мы видим, что это маленькая птичка. Она тоже питается нектаром. Что это за птичка? (Колибри.)

4. А эта птичка - самый умелый гнездостроитель среди всех наших птиц. Самец и самка строят из растительного пуха висячую рукавичку с входом в виде трубки. Что это за птица? (Ремез.)

5. Яйцо этой птицы весит 1,5-2 килограмма. Да и сама эта птица - самая большая на земле. У себя на родине, в Африке, этих птиц истребляют ради их великолепных перьев. Но у нас, в России, их разводят на фермах. Что это за птица? (Страус.)

Пятый гейм. «Красная книга России»

Классный руководитель. И наконец, последний - пятый гейм нашего брейн-ринга. Животные, на которых мы будем охотиться в этом гейме, находятся на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу России. Итак, начинаем охоту. Пятый гейм - животные из Красной книги.

Учитель задает вопросы. Дети поднимают руки, отвечают. За правильный ответ учитель вручает команде карточку с названием животного.

1. Эта маленькая птичка живет в глухих лесных или горных районах, гнездится в дуплах, реже в гнилых пнях и в земле, имеет «цитрусовое» имя. Какое? (Мандариновка.)

2. Это животное живет в горах, его добыча - косули, пятнистые олени, горные козлы и бараны. В названии его есть прилагательное «красный». Что это за зверь? (Красный волк.)

3. Этот редкий зверь под названием «ирбис» обитает в горах Алтая. Какое второе имя есть у этого зверя? (Снежный барс.)

4. Большой, красивый, полосатый, амурский. Что это за зверь? (Амурский тигр.)

5. Ученые говорят, что в природе осталось 50-60 этих птиц. Они обитают на побережьях Приморья. Их отличительная примета - желтый клюв. Что это за птицы? (Желтоклювые цапли.)

6. Этот крупный зверь - исконный житель лиственных и смешанных лесов. Чем-то он похож на буйвола. На спине у него большой горб. Сейчас этого зверя можно встретить только в Кавказском заповеднике. Что это за зверь? (Зубр.)

7. Этого пятнистого красавца хищника, похожего на большую кошку, раньше часто можно было встретить в лесах Сибири. Но сейчас этих зверей осталось всего 15-35 особей. Что это за зверь? (Восточносибирский леопард.)

8. Какая сова попала в Красную книгу? (Полярная сова.)

9. В названии этой птицы есть слово «красавка». На юге Украины и в Крыму этих красавок осталось около 60 пар. А что за птица такая? (Журавль-красавка.)

10. Какой ежик попал в Красную книгу? (Даурский еж.)

Охотничий привал. Награждение победителей

Классный руководитель. Ну, а теперь, ребята, посмотрим, какие звери и птицы убежали от нас. Думаю, что мы запомним названия этих животных и птиц, и в следующий раз их непременно узнаем. Учитель читает названия животных и птиц на карточках, которые остались невыданными.

А наш охотничий день закончился. Можно устроить привал на сухой солнечной полянке и пересчитать добычу. Я предлагаю каждой команде подсчитать, сколько карточек с названиями животных оказалось у каждого из ваших участников, и выяснить, кто из членов команды был самым удачливым охотником. Результаты своих подсчетов вы запишете на листочках бумаги, которые лежат на ваших столах. Потом вам нужно выйти к доске и записать количество карточек, которые собрала ваша команда, фамилию самого удачливого охотника из вашей команды и размер его добычи.

Включается музыка. Дети подсчитывают карточки с добычей. Потом представители команд выходят к доске и заполняют табличку с результатами.

Подсчет окончен. Посмотрите на таблицу результатов. Самую богатую добычу собрала команда (название). А самым удачливым охотником оказался (имя, фамилия). Ему мы и вручаем диплом «Лучший охотник 5-А». И, конечно же, дарим аплодисменты.

Учитель вручает победителю диплом, дети аплодируют.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, сегодняшняя наша охота - это всего лишь игра, развлечение или нужное и полезное дело?

Примерные ответы детей:

- Это полезное дело. В игре мы узнали о многих животных, проверили свои знания, померялись силами.

- Эта игра поможет защищать природу, ведь природа очень хрупкая, ранимая.

- Когда мы готовились к игре, мы прочитали разные книги о животных и птицах, узнали, как богата природа.

- Если мы будем знать о жизни и повадках животных, мы будем лучше их понимать.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля

Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Ольга Александровна Старовойтова # 12 октября 2014 в 17:52 0
хорошая задумка, особенно "Красная книга". попробую провести такое мероприятие, только не как классный час, а как внеклассное мероприятие на недели биологии, а животных, занесенных в Красную книгу, буду использовать нашей республики.