Классный час «Государственное управление России», 6-7 класс

Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Тема: Государственное управление России

Цели: рассмотреть роль президента и органов власти в управлении государством, выявить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента; назвать избирательные цензы для кандидата на пост президента, установленные российским законодательством.

Предварительная подготовка: разделить класс на 4 группы, каждая из которых готовит презентацию на темы: «Качества, которыми должен обладать идеальный президент», «Качества, которыми не должен обладать идеальный президент» по материалам СМИ.

Ход классного часа

1. Беседа.

Учитель. Тема нашего классного часа «Управление России».

■ Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной организации управления этим обществом.

Прежде чем мы приступим к изучению особенностей государственного управления России, давайте с вами определим, что же такое управление. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).

■ Кто управляет нашим государством? (Президент.)

• Для чего избирается президент? (Ответы учащихся.)

Кто может быть избран президентом и что входит в его обязанности, мы узнаем, поработав в группах (класс делится на 4 группы).

Задание: у вас на партах в каждой группе есть карточки с вопросами. Поработайте с ними (самостоятельная работа - 5 минут).

Сейчас каждая группа попробует ответить на вопросы.

Выходят учащиеся первой группы, читают вопрос, текст, из текста выбирают ответ.

Карточка для группы 1.

■ Назовите должности Президента РФ.

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте текст:

По российской Конституции главой государства является Президент, избираемый гражданами страны на определенный срок. Президент - высшее должностное лицо государства. В республиках президентского типа он является также и главой исполнительной власти.

Итак, Президент - глава государства. А еще Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Карточка для группы 2.

■ На какой срок избирается президент?

Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст:

Президент Российской Федерации избирается на 6 лет. После этого он может быть избран президентом только один раз.

Разумеется, если президент плохо защищал права и свободы граждан и плохо следил за соблюдением Конституции, на второй срок его не изберут. Если же президент делал все возможное для развития страны, то он может быть избран повторно.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков.

Карточка для группы 3.

■ Что делает президент?

Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст:

Он обеспечивает соблюдение Конституции страны, прав человека и гражданина, определяет основные направления ее внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и за рубежом.

Во время предвыборной кампании идет обширный поток информации о кандидатах. Телеинтервью, листовки, встречи с избирателями, передачи на радио, газетные статьи, проводятся соцопросы среди населения, чтобы выявить желания избирателей.

■ Как вы считаете, влияют ли результаты соцопросов на итоги выборов?

■ Всем ли соцопросам можно доверять?

Но кроме желаний населения и стремлений кандидатов есть юридические документы - законы, устанавливающие избирательные цензы, которым должен соответствовать кандидат на пост президента.

Карточка для группы 4.

■ Кто может быть избран президентом?

Чтобы ответить на этот вопрос, откройте Конституцию РФ, найдите статью 81. Прочитайте. Сформулируйте ответ.

Статья 81.

1) Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

3) Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд.

4) Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

■ Как вы считаете, надо ли внести дополнения в российское законодательство и увеличить количество цензов? Например, внести цензы: высшее образование, русский, мужчина, увеличить ценз оседлости и т. д. Обоснуйте свой ответ.

■ Итак, кто же может быть избран президентом и что входит в его обязанности?

• Может ли президент быть избран на второй срок? А на третий?

■ Какие качества должны быть присущи человеку, выдвигающему свою кандидатуру на пост главы государства?

Независимый исследовательский центр РОМИР в рамках электорального проекта «ПРЕЗИДЕНТ» провел серию групповых дискуссий с россиянами, посвященных выяснению особенностей восприятия населением кандидатов на пост Президента РФ, а также ожиданий и требований, связанных с властью. В рамках данного проекта рассматривались как имиджи отдельных кандидатов в президенты, так и образ идеальной власти, модель идеального лидерства.

2. Презентации групп 1-4.

Качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента

Наиболее важными качествами идеального президента оказались (5 наиболее важных, в порядке убывания частоты упоминаний):

1) Порядочность. Президент должен быть человеком, у которого слово не расходится с делом, то есть человеком последовательным, которому можно верить, на которого можно положиться, - люди устали от бесконечных обещаний, лозунгов, которые на практике не реализуются. Президент должен выполнять свои предвыборные обещания, его предвыборная кампания должна быть реализована: «Если дал обещание народу, то должен его выполнять», «Он должен беспокоиться о народе, должен делать что- то хорошее»

2) Здоровье, дееспособность. Президент должен быть здоров как физически, так и психически, без явных пороков и негативных пристрастий, который был бы предсказуем и за которого не было бы стыдно.

3) Патриотизм, забота об интересах народа. Респонденты объяснили, что «близость к народу» они воспринимают следующим образом: «Это значит - не отрываться от народа, знать его нужды, при этом необязательно самому ездить на троллейбусе, но надо знать, как живут простые люди».

4) Компетентность, профессионализм. Сторонники других кандидатов в Екатеринбурге считают, что, как минимум, политик в прошлом должен был руководить областью или быть «профессиональным» политиком, то есть членом Думы и т. д. Некоторые респонденты предположили, что в прошлом у человека может быть опыт работы в партийной школе, а опыт руководящей работы должен быть обязательно.

5) Ум, эрудиция, образованность. По мнению сторонников других кандидатов, наряду с образованностью и эрудицией, президент должен обладать «житейским умом», в данном случае характеристика включает в себя также и умение принимать правильные решения, выступать перед публикой, давать интервью: «Ум можно оценить по делам, которые обязательно должны быть», «Должен знать экономические вопросы досконально, быть грамотным не только в экономических, но и в юридических вопросах», «Должен уметь собирать команду, так как управление - это формирование команды на 90 %».

Среди характеристик идеального президента, которые также упоминались в ходе дискуссий, но не попали в число пяти наиболее важных, были упомянуты следующие:

1) Способность хорошо разбираться в людях, психологически тонко их чувствовать, дипломатичность, умение слушать собеседника (эта характеристика была упомянута в ходе практически каждой дискуссии, но не вошла в число пяти наиболее важных).

2) Решительность, жесткость, способность принимать волевые решения, навести порядок в стране, в которой демократия многими понимается как вседозволенность, произвол, а ведь без соблюдения законов не может нормально функционировать ни одно государство.

3) Хозяйственность.

«Хороший хозяин у себя воровать не будет, не будет ничего делать во вред своему хозяйству».

4) Чувство юмора.

Качества, которыми не должен обладать идеальный президент

Качества, которыми не должен обладать президент, были во многом схожи среди сторонников различных кандидатов:

1) Жестокость, агрессивность, авторитарность. Президента хотят видеть волевым, но не жестоким человеком, так как при жестоком президенте возможно установление диктатуры, репрессии и т. д. Респонденты считают, что у президента не должно быть «любви к власти ради самой власти», стремления властвовать любой ценой. «Президент не должен подменять других в тех вопросах, в которых некомпетентен».

2) Коррумпированность, непорядочность.

3) Невежественность, необразованность.

4) Слишком молодой возраст, отсутствие жизненного опыта.

5) Болезнь, отсутствие физического и психического здоровья.

6) Отсутствие воли, мягкотелость. Предпочтение отдается тем, кто может доминировать, а не тем, кто готов лишь подчиняться, то есть предпочтение отдается наличию сильной воли, респонденты считают, что это поможет восстановлению России.

Учитель. Давайте с вами попробуем создать портрет кандидата в президенты школы, который состоит из четырех критериев: имидж, характер, цензы, интеллект. Группы 1, 2, 3, 4 получают задание: заполнить один из секторов.

■ Может ли президент один управлять большим государством? Кто помогает президенту управлять большим государством?

Чтобы ответить на этот вопрос, работаем с карточками 2, которые лежат у вас на столе. (Учащиеся зачитывают ответ с карточки.)

Карточка 2

■ Кто помогает президенту управлять государством?

Президенту помогает в управлении государством парламент

(это слово переводится как «говорить»),

■ Как называется российский парламент?

В современной России парламент называется Федеральным Собранием.

■ Из каких палат он состоит?

Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два руководителя республик, краев, областей и автономных округов, входящих в состав России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, которому исполнился 21 год.

■ Кто еще помогает президенту?

Законы, которые приняты Федеральным Собранием и подписаны президентом, исполняет (приводит в жизнь) правительство страны. Возглавляет правительство страны председатель.

Учитель с помощниками вывешивают на доске плакаты: «Парламент», «Федеральное собрание», «Совет Федерации», «Государственная Дума».

Учитель. Все эти органы (Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума) являются выборными, то есть их выбирают. Их выбирает народ, для того чтобы они издавали законы, по которым будет жить и работать страна. (Учитель переворачивает таблицу.) Поэтому их называют законодательной властью. А правительство страны исполняет законы, назначенные президентом. (Учитель переворачивает таблицу.) Это исполнительная власть.

3. Подведение итогов.

■ Так кто же помогает президенту управлять государством? (Законодательная власть, в которую входит президент, законодательное собрание; исполнительная власть - правительство.)

В ближайшем будущем состоятся выборы Президента РФ. У вас на столах лежат листы бумаги, придумайте и сформулируйте вопрос новому президенту.

Учащиеся от группы выходят и зачитывают вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Правила честного спора», 6 класс

Классный час «История борьбы России с иноземными захватчиками», 6-7 класс

Классный час - игра «Древние славяне», 6-7 класс

Классный час «История гимна России», 6-7 класс

Классный час о совести и чести, 5-6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!