Классный час «История государственных символов», 5 класс

Разработка классного часа для 5 класса «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственных символов России.

2. Способствовать формированию интереса к истории.

3. Воспитывать уважительное, бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Подготовительная работа

I. Подготовить аудиозапись (CD, DVD) музыкальных произведений:

1. «С чего начинается Родина» (музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского).

2. «Преображенский марш Петра Великого» (автор музыки не известен, слова Сергея Марина).

3. «Боже, храни короля» (авторство спорное).

4. «Боже, царя храни» (музыка Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского).

5. «Интернационал» (музыка Пьера Дегейтера).

6. Гимн СССР (музыка Александра Васильевича Александрова, слова Сергея Владимировича Михалкова и Габриэля Аркадьевича Эль-Регистана).

7. «Патриотическая песня» (музыка Михаила Ивановича Глинки).

8. Гимн России.

И. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

III. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. «Славься, страна! Мы гордимся тобой!» Эти строки звучат рано утром, когда страна просыпается. «Славься, страна! Мы гордимся тобой!» Эти строки звучат, •когда страна и ее люди, устав после рабочего дня, заканчивают свой рабочий день. «Славься, страна! Мы гордимся тобой!» Эти строки звучат в торжественные минуты жизни страны, когда она празднует знаменательные даты, чествует своих героев, переживает трудные минуты своей истории. Эти строки известны каждому человеку, который горячо и беззаветно любит свою родину, независимо от того, далеко он от нее или не расстается с ней никогда. Это - строки из гимна России.

Как появился гимн, какие символы государственности являются ему родственными, об этом и многом другом мы узнаем в ходе нашего информационно-познавательного часа.

Ученик. Погодите, погодите. Прежде чем мы с вами отправимся в прошлое нашей истории, давайте ответим на некоторые вопросы, которые станут своеобразным пропуском в мир государственных символов России.

Ученица. Эта викторина была предложена вам, ребята, задолго до этой нашей встречи, и нам интересно, насколько хорошо вы к ней подготовились.

Ученик. Внимание! Начали!

1. Как называется территория, на которой живет народ? {Страна.)

2. Это символ страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. (Государственный флаг.)

3. Когда родился российский триколор? (20 января 1705 года.)

4. Какие цвета представлены на флаге России? (Белый, синий, красный.)

5. Из каких частей состоит флаг? (Древко, полотнище, наверти е.)

6. Как назывались первые флаги? (Стяги.)

7. Кто автор гимна России? (Композитор Александр Васильевич Александров, поэт Сергей Владимирович Михалков.)

8. Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград...)

9. Как называется символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам? (Герб.)

Классный руководитель. Вы достаточно серьезно подготовились к информационному часу. А теперь мы отправляемся в историю появления государственных символов России.

Выходит группа учащихся, которая готовила рассказ о гимне России.

Ученик. Сегодняшний наш рассказ посвящен гимну - главной песне страны, которая является одним из символов государственности наравне с гербом и флагом.

Ученица. Мы расскажем не только историю гимна России, но и познакомим с историей появления торжественных песнопений на Земле.

Ученик. А теперь давайте вслушаемся в слова гимна России.

Звучит гимн, ребята встают и исполняют гимн России. Слова - на экране.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Классный руководитель. Как часто вы слышите исполнение гимна России в обыденной жизни? Как часто вы слышите исполнение гимна в своей школе? Какие праздники, торжественные мероприятия связаны с исполнением гимна России? Какие чувства вызывают у вас слова гимна? (Ответы учащихся.)

Ученица. А знаете ли вы, когда появились песни - гимны?

Ученик. Давайте обратимся к истории древнего мира. Первые гимны возникли еще в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

Я предлагаю вам прочитать небольшой рассказ о раскопках храма Аполлона в Древней Греции.

Учащиеся получают текст с рассказом.

Ученые, работавшие в Афинах, при первой же попытке раскопок в Дельфах, где находился храм Аполлона, нашли отрывки религиозных гимнов с нотами. И до этого имелись кое-какие данные о греческой музыке, но их было очень мало, при этом они относились к более позднему времени. Надо отметить, что найденные ранее отрывки были так малы, что трудно было представить себе, насколько они были интересны в музыкальном плане. Все музыкальное наследство древности до этого открытия сводилось к трем гимнам II века н. э. Эти гимны, сохранившиеся в нескольких рукописях, приписывались двум композиторам - Дионисию и Месомеду. Из всех трех пьес, найденных во II веке н. э., самая короткая и в то же время самая лучшая - это гимн Музе.

Совсем другое произведение - гимн Аполлону, найденный под развалинами «Сокровищницы афинян». Это здание, построенное вскоре после Марафонской битвы и украшенное чарующими скульптурными произведениями, было в одно и то же время музеем, архивом и святилищем.

Здесь собирались для образования своего кортежа делегаты, посылавшиеся Афинской республикой на Дельфийские празднества; здесь накапливались из века в век приношения частных лиц и государства.

Стены были покрыты надписями: декретами, списками делегатов, поэтическими произведениями на торжественные случаи. Некоторые из них сопровождались особыми знаками, выгравированными между строками текста, в которых опытный глаз немедленно узнавал ноты. Все найденные остатки нот прославляют Аполлона и относятся к гимнам, сложенным и исполнявшимся на одном из больших международных празднеств, проходивших периодически в Дельфах.

Таких празднеств было два: Пифики, начало которых теряется во мраке веков, и Сотерии, возникшие позже. Именно с ними была связана история, которая передавалась греками из уст в уста.

В 279 году до н. э. галлы, перейдя долину Дуная, направились к сокровищнице в Дельфах, богатства которой привлекали их как легкая добыча. Эта попытка потерпела неудачу. Достоверно одно, что варвары отступили, преследуемые по пятам греческим войском.

В память освобождения святилища от этой опасности и были установлены Сотерии (праздник спасения). Эти празднества, подобно всем аналогичным, состояли из жертвоприношений, процессий, сопровождаемых хоровым пением, гимнастических состязаний, а также состязаний в поэзии и музыке. Последние были важнейшими из всех, так как Дельфы всегда были музыкальным центром всей Греции, подобно тому как Олимпия была атлетическим.

Афины, принимавшие большое участие в одержанной победе, принимали не меньшее участие и в празднествах, предназначенных для ее прославления. Афинские поэты и музыканты сочиняли гимны, или «пеаны», воспевавшие славу Аполлона, победителя нечестивых варваров. Произведения, увенчанные лаврами, записывались на мраморе за счет правительства.

Наиболее длинная и лучше сохранившаяся из этих кантат - гимн Аполлону - была выгравирована на трех больших мраморных досках. Последняя из них, содержавшая, вероятно, всего несколько стихов, погибла; первая - серьезно повреждена. Относительно автора известно только то, что он был афинянином.

Буквальный перевод, дающий некоторое представление о стиле оды, следующий:

«О тебе, славном игрой на флейте, сыне великого Зевса, я расскажу, как ты вблизи этой, увенчанной снегом, вершины открываешь смертным свои неизменные предсказания. Я расскажу, как ты завладел пророческим треножником, охраняемым враждебным драконом. Но ты своими стрелами обратил в бегство это пестрое чудовище».

Это один из первых гимнов на земле, ставший примером для создания последующих гимнов стран и народов».

Классный руководитель. Чем вам был интересен этот рассказ? Каково главное назначение гимнов Древней Греции? Как назывались гимны в Древней Греции? Каково отличие гимнов от обычного музыкального произведения? (Ответы детей.)

Ученик. Из Древней Греции мы возвращаемся в Россию, чтобы познакомиться с историей создания гимна России. На Руси религиозные гимны появились в конце X века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в XVI-XVII веках распространились разновидности гимнов - так называемые канты, которые часто имели тексты патриотического содержания.

Ученица. В России долго не было своего гимна. До XVII века во время государственных церемоний и важных государственных событий исполнялись православные церковные песнопения.

В эпоху царя Петра Великого во время всевозможных торжеств стали исполняться «виватные канты» - патриотические песнопения, прославлявшие победы русского народа.

Ученик. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 года. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн «Боже, храни короля».

Звучит запись.

Ученик. В течение всего XVIII века вместо гимна России исполнялся средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим». Его исполняли после побед русских войск, в конце торжественных молебнов и в «царские» дни императорской семьи.

Звучит запись.

Ученица. К концу XIX века главной песней страны стал марш Преображенского полка. Вот так он звучит.

Звучит запись.

Знают турки нас и шведы.

И про нас известен свет.

На сраженья, на победы

Нас всегда сам Царь ведет.

С нами труд Он разделяет,

Перед нами Он в боях.

Счастьем всяк из нас считает

Умереть в Его глазах.

Славны были наши деды,

Помнит их и швед, и лях,

И парил орел победы

На Полтавских на полях.

Знамя он полка пленяет

Русский штык наш боевой;

Он и нам напоминает,

Как ходили деды в бой!

Гордо штык четырехгранный

Голос чести не замолк.

Так пойдем вперед мы славно

Грудью первый русский полк,

Государям по присяге

Верным полк наш был всегда.

В поле брани, не робея

Грудью служит он всегда.

Преображенцы удалые,

Рады тешить мы Царя,

И потешные былые

Славны будут век. Ура!

Ученик. Этот марш был главным военным маршем Российской империи. Автор его неизвестен. В основу марша положен текст старинной солдатской песни.

Ученица. Первым официальным государственным гимном России с 1833-го по 1917 год был «Боже, Царя храни» на слова поэта Василия Жуковского и музыку композитора Алексея Львова.

Ученик. История его появления такова. В 1833 году князь Алексей Федорович Львов, будущий автор музыки гимна, сопровождал царя Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию. Здесь царя повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию без особого интереса, а по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить гимн России.

Ученица. Датой рождения второго официального гимна России - «Боже, Царя храни» на мелодию Львова - стало 25 декабря 1833 года, день празднования годовщины изгнания французов из России. Этот гимн существовал до 2 марта 1917 года, до дня отречения от престола императора Николая II.

Ученик. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на повтор куплета три раза.

Звучит гимн «Боже, Царя храни».

Боже, Царя храни!

Сильный, Державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный! Боже,

Царя храни!

Ученица. Этот гимн слышал каждый из вас, когда смотрел фильм «Новые приключения неуловимых».

Ученик. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был «Интернационал» - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом Пьером Дегейтером.

Ученица. Но спустя некоторое время был написан гимн советскими композиторами.

Ученик. 1 января 1944 года впервые прозвучал по радио новый государственный гимн. Это был гимн Союза Советских Социалистических Республик. Начинался он словами: «Союз нерушимый республик свободных». Авторами этого гимна стали композитор Александр Александров и поэты Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан.

Указом Президиума Верховного Совета СССР новый гимн утверждался с 15 марта 1944 года для повсеместного использования.

Звучит запись.

Ученица. В 1990 году решением Совета Министров РСФСР в России была образована правительственная комиссия по созданию нового государственного гимна.

В качестве его музыки власти одобрили «Патриотическую песню» Михаила Глинки. Был объявлен конкурс на текст гимна. Согласно условиям конкурса, стихи принимались от всех граждан России.

Ученик. Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» Михаила Глинки в аранжировке Андрея Петрова.

Звучит запись.

Ученица. Комиссией по подготовке нового гимна был объявлен конкурс на его текст, всего в комиссию поступило свыше 6000 текстов. После долгой работы остановились на двадцати, которые были записаны на пленку хоровым коллективом. После прослушивания этих текстов члены комиссии пришли к выводу, что ни один из озвученных вариантов не подходит. Работа комиссии была прекращена в 1996 году.

Ученик. 4 декабря 2000 года Президент России Владимир Владимирович Путин внес в Государственную Думу проект закона «О Государственном гимне Российской Федерации». В качестве гимна была предложена музыка Александрова.

Ученица. 25 декабря 2000 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гимне РФ», который вступил в силу 27 декабря 2000 года.

Ученик. 30 декабря 2000 года Президент России подписал Указ о тексте Государственного гимна Российской Федерации. Указом был утвержден текст гимна, написанный поэтом Сергеем Михалковым.

Ученица. Мы совершили путешествие в историю создания гимна современной России. Давайте еще раз его послушаем и вспомним историю гимнов России от древности до сегодняшнего дня.

Звучит гимн России.

Классный руководитель. Мы совершили путешествие в историю появления гимнов на Земле, создания гимна сегодняшней России. Спасибо ребятам, которые так интересно и подробно рассказали нам об этом. История гимна - это история нашей страны. Давайте вспомним еще раз имена авторов гимнов, которые прославляли свое Отечество в разные времена истории.

На доске — фамилии, но только заглавная и конечная буквы. Впишите недостающие буквы.

Ж ....... й

Л ... в

М ...... в

Г.... а

Э .. – Р …… н

Классный руководитель. Спасибо, ребята. А теперь назовите фамилии авторов современного гимна России.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Автор: Н. И. Дeрeклeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе. Учимся сотрудничать

Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?

Классный час в 5 классе о вреде курения

Классный час в 5 классе. Жемчужины русских промыслов

Классный час в 5 классе на патриотическую тематику

Светлана Владимировна Сысоева # 30 сентября 2016 в 22:45 0
Спасибо за материал, информации достаточно, не всё подходит для моих воспитанников (6 класс в коррекционной школе-интернате), но сам классный час построен интересно,различные виды подачи информации, смена форм деятельности не утомительна для детей.