Классный час ко Дню изобретателя, 5 класс

Разработка классного часа для школьников 5 класса

Классный час для 5 класса «Об удивительных открытиях, изобретателях России и еще о многом другом...»

Игра - это примерочная души.

В. Кротов

Задачи

1. Показать значение обыкновенных вещей в жизни человека.

2. Вызвать интерес и желание учащихся как можно больше узнать об изобретателях и их открытиях.

3. Способствовать пониманию значения нравственной стороны совершенных открытий.

Форма проведения: интерактивная игра.

Подготовительная работа

1. Подготовка сценария игры.

2. Распределение ребят на творческие группы для выполнения заданий. Для каждой группы заготовлены целлофановые мешочки с набором букв. Данные буквы представляют набор слов, которые должны будут собрать ребята в самом начале игры. Первый мешок - телеграф, телефон, Александр Степанович Попов. Второй мешок - почта, телеграмма, письмо.

3. Подготовка реквизита для проведения игры.

Оборудование

1. Класс украшен гирляндами в виде азбуки Морзе.

2. Столы расставлены так, чтобы ребята могли работать в группах.

Оформление доски

Название информационно-познавательного часа, цифры (1832, 1836, 1875, 1887) и знаки азбуки Морзе.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Ребята, гости нашей встречи! Мы приглашаем всех, кто сегодня с нами в зале, окунуться в мир удивительных вещей и узнать о людях, которые эти вещи изобрели. Прежде чем мы назовем этих людей и расскажем об их открытиях, давайте попробуем приоткрыть завесу тайны, связанную с этими именами.

Возьмите мешочки, которые стоят у вас на столе. Откройте их и попробуйте составить из букв, находящихся в этих мешках, названия предметов и учреждений, а также имена людей, которым мы обязаны существованием удивительных предметов, без которых нельзя представить нашу жизнь.

Ребята работают в группах - выполняют задание в течение 5 минут и магнитами прикрепляют получившиеся слова к школьной доске. Пока ребята выполняют задание, звучит музыка песни «Позвони мне, позвони».

Классный руководитель. Спасибо, ребята. Вы выполнили задание абсолютно верно. А теперь мы отправляемся дальше в своем исследовании.

Я хочу пригласить ведущих, которые будут помогать нам в течение всей игры. Это почтальон Печкин и дядя Федор из произведений Эдуарда Успенского о Простоквашино.

Почтальон Печкин. Здравствуйте, ребята! Я вам так благодарен за приглашение! В первую очередь, я, конечно, благодарен Эдуарду Успенскому, который рассказал о моей прекрасной профессии.

Дядя Федор. Да, ребята, нам очень приятно быть среди людей, которые уважительно относятся ко всем профессиям. Профессия почтальона действительно очень важная. Когда-то без письменных сообщений случались трагедии, умирали города и страны, целые народы исчезали из-за того, что весточка не доходила до людей вовремя.

Печкин. Не верите? Убедитесь сами!

Древний Рим. В центре зала стол с картой. У карты расположились император и его подданные, одетые в тоги.

Император. Враг совсем рядом. Страна погибнет, если мы вовремя не сообщим нашим войскам, которые ушли в море, о нападении.

Первый подданный. Я пытался сообщить им о беде, постигшей страну, но все напрасно. Гонец, посланный мною, погиб в дороге.

Второй подданный. А может быть, отправим голубей с посланием?

Третий подданный. Вряд ли они долетят. Враги жгут костры, поэтому птицы могут потеряться в пути и не долететь до наших войск.

Император. Значит, наша прекрасная страна обречена? Спасения нет? Ах, если бы был аппарат, способный сообщить любую - и плохую, и радостную весть! Как бы счастливо могли жить люди на Земле!

Уходят со сцены.

Выходят почтальон Печкин и дядя Федор. Выступления ведущих и учащихся сопровождаются компьютерной презентацией.

Почтальон Печкин. Да, ужасно. Эх, если бы я был рядом! Я бы мог помочь!

Дядя Федор. Да уж, какое счастье, что сегодня на дворе XXI век. К услугам человека предоставлен телефон, телеграф, почта.

Печкин. Но мне очень интересно узнать, как же люди пришли к этим великим изобретениям? Дядя Федор, ты что-нибудь об этом знаешь?

Дядя Федор. Конечно. Например, я читал в энциклопедии о том, что наши предки для передачи сигналов использовали звук. Если нужно было сообщить тревожную весть, использовали колокольный звон. А в Африке использовали большие барабаны - тамтамы.

Кстати говоря, Печкин, в отдельных африканских племенах они и сегодня используются по назначению.

Печкин. Да, барабаны - это очень интересно. Надо будет попробовать на досуге. Буду барабаном сообщать новости Коту вашему.

Дядя Федор. Кот наш и по телефону хорошо говорит.

Почтальон Печкин. А что еще можно было использовать?

Дядя Федор. А что мы сами-то говорим? Давай у ребят спросим!

Рассказывают учащиеся первой группы. Каждый ученик, который выходит для рассказа, кладет на стол предмет, с которым связан его рассказ.

Ученик 1 (кладет на стол спички). Для того чтобы передать сигнал на большое расстояние, использовались костры. А чтобы костер был виден далеко, его делали очень большим. Примерно таким, как стог сена.

Ученик 2 (кладет на стол зеркало). Североамериканские индейцы использовали для этих целей простое зеркало. Отражая лучи с помощью зеркала, они сообщали о том, что враги приближаются к их жилищам. Это помогало им бороться с европейскими колонизаторами.

Ученик 3 выходит с разноцветными флажками, с их помощью он делает различные сигналы.

Печкин. Ты смотри, как ловко у него получается!

Ученик 3. Особенно необходимой была связь людей на море. Острова погибших кораблей свидетельствуют о том, сколько людей погибло оттого, что они не имели связи с сушей.

Поэтому моряки придумали сигнальные флажки и даже составили международный свод сигналов с помощью флажков. Но более сложные сообщения передавали по буквам с помощью семафорной азбуки.

По такому же принципу был устроен и оптический телеграф на суше. Его изобрел французский инженер Клод Шапп в 1789 году. Однако это было возможно только в ясную погоду. А если дождь? Туман?

Ученик 4. Вот поэтому и появился в 1832 году (показывает цифру на доске) стрелочный телеграф, который изобрел наш соотечественник Павел Львович Шиллинг.

Теперь отдельные буквы сообщения передавались по проводам. Отклонения стрелки показывали на нужную букву. Первая телеграфная линия была построена в Петербурге в 1836 году.

Ученик 5 (выходит к столу и «отстукивает морзянку»). Но такую «телеграмму», которую придумал Шиллинг, нельзя было записать автоматически. Американский ученый Сэмюэл Морзе придумал в 1836 году новый телефонный аппарат. Теперь любые сообщения можно было передавать по азбуке Морзе. Комбинацией из двух знаков - точки и тире - обозначались все буквы алфавита и цифры.

Но такие сообщения Морзе, которые только появились, можно было отстучать только на 14 метров.

Ученик 6. Но людям так хотелось общаться! И тогда был изобретен (пишет на доске) акустифон. Он использовался в первых автомобилях, а сейчас служит для связи на кораблях между капитанской рубкой и машинным отделением.

И тогда американский изобретатель Александр Грэм Белл в 1875 году разработал более удобный телефонный аппарат. Чуть позже был разработан дискономеронабиратель и микрофон. Русский изобретатель Александр Попов придумал улавливатель, который спасал электромагнитные волны от грозовых разрядов. Ему принадлежит открытие первого радиотелеграфного прибора.

Дядя Федор. Сколько же людей вложило свою жизнь в аппарат, с помощью которого мы ведем сегодня разговор по самым современным телефонам!

Печкин. Да, ребята. Это я хорошо знаю. Это связано с моей работой. Хотите, расскажу, как это происходит?

Дядя Федор. Конечно, Печкин! Это всем интересно.

Печкин. У нас на почте на телеграфных аппаратах работают специалисты - телеграфисты. Они передают телеграммы. Современный телеграфный аппарат называется телетайпом, что означает «печатающий на расстоянии». Внешне он похож на печатную машинку. На передающем конце телеграфист печатает текст, а на приемном - в другом городе или стране - самопечатающая клавиатура приемного телетайпа. Из телетайпа выходит сообщение в виде телеграфной ленты, на которой каждая буква изображается пятизначной комбинацией точек и пропусков.

Дядя Федор. Спасибо, Печкин. Ты молодец: так много знаешь! Когда в следующий раз придешь и принесешь нам телеграмму, расскажи об этом Шарику и коту Матроскину. Знаешь, как они будут рады твоему рассказу!

Печкин. Обязательно. Но мы отвлеклись. Пусть ребята сначала расскажут все, что они узнали об изобретениях и изобретателях.

Ученик 8 (выходит с мобильным телефоном). А теперь на моей руке лежит маленький современный телефон, с помощью которого можно посылать сообщения и фотографировать, решать задачи и запоминать нужные даты.

Ученик 9. Он - незаменимый помощник деловых людей и школьников, он может передать слова радости и вовремя сообщить о беде. Давайте сейчас с помощью музыкальных возможностей мобильных телефонов включим музыку в честь всех изобретателей, вдохнувших свою жизнь в маленький прибор, такой нужный современному человечеству.

Выходят Печкин и дядя Федор.

Дядя Федор. Пять минут прошло, а я как будто побывал в самых различных столетиях и узнал так много интересного!

Печкин. Это, конечно, очень интересно. Но у меня, дядя Федор, не такое радостное настроение, как у тебя. И знаешь, почему? Потому что люди, которые изобрели телефон, вовсе не думали о том, что современные люди так варварски будут к нему относиться.

Дядя Федор. Что ты имеешь в виду, Печкин?

Печкин. Ты видел телефонные аппараты разбитые и поломанные, телефонные будки испачканные, измазанные и поцарапанные?

Дядя Федор. Конечно, видел. Ты думаешь, что это делают ребята?

Печкин. Я думаю, что это делают очень плохие люди, у которых нет сердца, души и ума. Ведь умный человек найдет много интересных занятий, достойных его ума и рук. Ведь так? А вы как думаете, ребята?

Обсуждение учащихся. Вопросы для обсуждения могут быть такими:

1. О чем мог бы поведать людям старый уличный таксофон?

2. Что было бы, если бы все таксофоны, поставленные на улице, исчезли?

3. Нужно ли бороться с людьми, которые портят таксофоны? Как это нужно делать?

4. Предусмотрены ли законодательством наказания за порчу таксофонов?

Дядя Федор. Ты знаешь, Печкин, а меня волнует еще один вопрос. Ведь телефон придуман для того, чтобы люди могли общаться. Но иногда можно увидеть и услышать такое, что становится стыдно за этих обладателей телефонов.

Ребята каждой группы разыгрывают сценки и обсуждают их.

1. Играют два ученика. В руках у них большие игрушечные телефоны.

- Привет.

- Привет.

- Как дела? Уроки сделал?

~ Не-а. А ты?

- Не-а. Ну, пока.

- Пока.

2. Участвуют три ученика. Два ученика - звонящие, один - представитель поликлиники.

- Здравствуйте. Это поликлиника?

- Здравствуйте. Да, это поликлиника.

- А чем вы занимаетесь?

- Работаю.

- А что вы делаете?

- Слушайте! Положите трубку!

- Не хочу, мне скучно.

- Займитесь делом.

- Вот я и звоню вам.

Диалог повторяется несколько раз.

3. В сценке участвуют двое: мама Лены и подруга Лены.

- Здравствуйте. Позовите Лену.

- Здравствуйте. Лена делает уроки.

- Ну и что? Позовите Лену.

- Лена не может подойти к телефону. Перезвоните, пожалуйста, попозже.

Звонок повторяется несколько раз подряд.

Учащиеся обсуждают ситуации, разыгранные ребятами класса, и предлагают модели поведения в данных ситуациях.

Каждая группа предлагает свои варианты решения проблемы в устной и стихотворной форме.

Варианты ответов

Чтоб без толку не звонить,

Лучше книгу вам открыть.

Чем-то нужным заниматься,

Чем над трубкой издеваться.

 

Хочешь с другом говорить?

Можешь просто навестить.

И в глаза ему взглянуть,

Рядом с ним побыть чуть-чуть.

 

Телефон! Телефон!

В жизни очень важен он!

Только не для баловства

Предназначен он, друзья!

 

Телефон изобретая,

Люди не предполагали,

Что найдутся молодцы

Им играться до зари.

 

Если хочешь веселиться –

С телефоном не шути.

Телефонным террористам

Оправданья не найти!

Входят Печкин и дядя Федор.

Печкин. Спасибо, ребята. Спасибо за то, что вспомнили о людях, изобретения которых не только облегчают нашу жизнь, но и помогают преодолеть одиночество, боль потери, страх, горе, поддерживают в радости.

Спасибо за то, что понимаете одну важную истину: поступки человека и его умение пользоваться вещами, которые его окружают, говорят о том, какой он человек: глупый или умный, злой или добрый, понимающий или безразличный.

Дядя Федор. Но еще важнее не только понимать самому, но и других учить понимать, что видь становится необходимой и нужной тогда, когда используется по назначению, а не просто ради удовлетворения собственных, порой не очень умных желаний. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: «Скажи мне, как ты пользуешься окружающими тебя вещами, и я скажу, какой ты человек!»

Классный руководитель. Спасибо, ребята. Сегодня мы играли с вами нашу жизнь, которую мы делаем своими мыслями, поступками делами.

Давайте жить так, чтобы предметы, о которых мы сегодня говорили, не обижались на нас. Пусть они служат по своему конкретному назначению.

Давайте ими пользоваться тогда, когда в этом есть потребность, чтобы каждый телефонный звонок сообщал о радости или спасал чью-то жизнь, или снимал у человека на другом конце провода чувство одиночества и страдания.

Видимо, об этом мечтали наши предки, создавая эти предметы. Видимо, об этом думал известный русский поэт Роберт Рождественский, когда писал такие строки:

Без тебя проходят дни.

Что со мною, я не знаю.

Умоляю: позвони!

Позвони мне, заклинаю!

Дотянись издалека!

Пусть над этой звездной бездной

Вдруг раздастся гром небесный,

Вдруг раздастся гром небесный

Телефонного звонка!

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «История государственных символов», 5 класс

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Классный час «Герб России», 5 класс

Елена Сергевна Климова # 30 сентября 2016 в 19:27 0
Необычный классный час. Хочется попробовать его в своём классе. Думаю детям будет интересно переодеться героями и почувствовать себя ведущими наравне с классным руководителем. Спасибо за этот материал.