Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 7-8 класс

Методическая разработка конспекта классного часа на тему гражданско-правовое воспитание

Тема классного часа: «Гражданство и гражданин» (беседа-диалог с элементами игры)

Цели:

• воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств личности подростка.

Оборудование: для второй части классного часа необходимо подготовить жетоны (фишки). Для инсценировки сказки «Как заяц паспорт получил» подготовить таблички: Волк-пас - портист, Медведь, Кабан, Бобер, Толстая лисица, Заяц.

Ход классного часа

Ситуация 1. «Что такое гражданство»

Гражданство — установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Гражданин России обладает всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Гражданин исполняет обязанности перед государством. Они не возлагаются на иностранных граждан или лиц без гражданства (их называют апатриды). Только граждане России могут выбирать и быть избранными в органы власти, несут воинскую службу.

Как стать гражданином России? Для этого надо родиться в России от родителей — граждан России. В этом случае гражданство приобретается автоматически. Это называют еще приобретением по праву «крови» и праву «почвы» (месту рождения). Есть и другие основания приобретения гражданства. Одно из них — признание.

Признание гражданства РФ означает, что все граждане бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории России на день вступления закона «О гражданстве в Российской Федерации», признавались гражданами России. Если человек проживал на территории РФ, но по каким-то причинам не желал вступать в российское гражданство, у него было право в течение года заявить о своем отказе от этого вступления.

Гражданами РФ признаются лица, родившиеся на территории России, затем выехавшие в другую республику СССР и вернувшиеся в Россию на постоянное место жительства после того, как закон «О гражданстве в Российской Федерации» начал действовать.

Задание: Так что такое, по вашему мнению, гражданство?

Ситуация 2. «Есть ли гражданство у ребенка?»

Если оба родителя ребенка являются гражданами России, то ребенок будет гражданином России, и в этом случае не имеет значения, где родился ребенок — на территории РФ или за пределами страны. Это же правило применяется при определении гражданства ребенка, один из родителей которого — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства. Согласно принципу «крови», ребенок считается гражданином России независимо от места своего рождения, так как один из его родителей или оба имеют гражданство нашей страны.

До 14 лет гражданство детей автоматически следует гражданству их родителей. Это значит, что если родители изменяют гражданство, то гражданство их детей тоже изменяется. Когда ребенку исполнится 14 лет, его гражданство может изменяться только с его согласия.

Если на территории России находится ребенок, родители которого неизвестны или являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В случае если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются гражданами других государств и эти государства не предоставляют ему своего гражданства, ребенок признается гражданином России.

Существует еще порядок приема в российское гражданство. Заинтересованное лицо подает ходатайство на имя Президента России. Это может быть иностранец или лицо без гражданства. Правда, для удовлетворения его просьбы необходимо, чтобы человек был совершеннолетним и постоянно проживал на территории РФ не менее 5 лет с перерывами или 3 года непрерывно. Таким же правом могут воспользоваться и беженцы, но необходимый срок их проживания на территории РФ сокращен в два раза. »

Ни одного гражданина России нельзя лишить гражданства ни при каких условиях. Однако любой россиянин может сам добровольно выйти из гражданства или поменять его, подав соответствующее заявление. Только в нескольких случаях ему может быть отказано в этом. Например, если человек привлечен к уголовной ответственности, осужден за уголовное преступление или получил повестку о призыве на срочную службу в армию.

Конституция РФ допускает, что человек может иметь двойное гражданство. Но это возможно только с теми государствами, с которыми у России есть договор о двойном гражданстве. Наличие другого, помимо российского, гражданства никак не влияет на права гражданина.

Гражданин России может проживать в любой стране с разрешения этой страны. При этом он находится под защитой российских дипломатических и консульских представительств.

Гражданин пользуется политическими правами: правом на объединение в политические партии, различные общества, союзы и т. д.; правом мирно собираться для проведения митингов и демонстраций; правом обращаться с жалобами и заявлениями в органы власти и др. Граждане России имеют определенные права и обязанности, которых нет у лиц, не являющихся гражданами нашего государства. Например, только гражданин России наделен правом избираться и быть избранным в государственные органы; находиться на государственной службе, осуществлять правосудие, участвовать в управлении государством, в референдуме.

Задание:

1. Какими еще, по вашему мнению, правами пользуется гражданин России?

2. Какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации?

Ситуация 3. «Как получить паспорт?»

Классный руководитель: Кто-то из вас уже получил паспорт гражданина Российской Федерации, а кому-то еще предстоит. В этой части классного часа мы поговорим и с теми, у кого уже есть паспорт, и с теми, у кого его пока нет. Итак...

Я предлагаю вам принять участие в викторине «Как ты знаешь паспорт ?» Я задаю вопрос, выслушиваю ваши ответы и правильно ответившим вручаю жетоны.

1. Сколько страниц в паспорте? (19)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (Две — 14 и 15.)

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметка о группе крови и резус-факторе.)

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

14. В каком году началась выдача паспортов нового образца? (2001 г.)

15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

17. Сколько цифр в номере паспорта? (10)

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна — 13-я.)

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и т. д.)

(Определяется победитель, производится награждение.)

Сатирическая миниатюра «Как Заяц паспорт получал»

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в инсценировке сказки «Как Заяц паспорт получал».

Ведущий (учитель) приглашает нескольких участников и раздает им написанные на листках бумаги слова:

Волку-паспортисту — «С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!»,

Медведю — «Я первый! Никого не пропущу!»,

Кабану — «Ну когда же ?»,

Бобру — «Во, ребята, вы попали!»,

Толстой лисице — « Что вы, это не я!»,

Зайцу — «Что же делать? Кто поможет?».

Участникам раздают маски.

Волк-паспортист сидит за столом, а участники инсценировки играют свою роль.

Однажды в лесу пролетела молва,

Что жителям всем выдают паспорта,

Что Волк-паспортист по законам лесным

Вручит документы собратьям своим!

В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым явился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил... (Фраза Медведя.) За ним подскочил Кабан. В томительном ожидании он ворчал и при этом приговаривал... (Фраза Кабана.) За Кабаном занял очередь Бобер. Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые зубы, твердя... (Фраза Бобра.) За Бобром заняла очередь Толстая лисица. Своим большим животом она постоянно толкала впереди стоящего и тут же восклицала... (Фраза Лисицы.) Так образовалась большая очередь, но не было в ней Зайца. Он неподалеку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами свои длинные уши, и в ужасе повторял... (Фраза Зайца.)

А в это время Волк-паспортист начал вручать паспорта. Первым зашел Медведь и сказал... Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил... (Фраза Волка.) Только Медведь вышел с паспортом от Волка, как к нему подлетел Заяц — трясется весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, так как он боится, что Волк его съест. Но Медведь отрицательно машет головой — мол, сам иди. Заяц в панике опять заметался со словами...

Далее учитель зачитывает тот же текст, но с участием других героев — Кабана, Бобра, Лисицы.

Все они отказываются помочь зайцу.

Вот и Лиса Зайцу отказала. Делать нечего — нужно идти к Волку-паспортисту самому. Опустил Заяц голову низко: от судьбы не уйдешь. Заходит он к Волку, дрожит, как осиновый лист, и срывающимся голосом произносит... (Фраза Зайца.) А Волк-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил Зайцу паспорт, пожал лапу и поздравил... (Фраза Волка.) Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и Волк не съел!

Суть же сказки такова:

Чтобы паспорт получить,

К паспортисту в отделенье

Нужно самому сходить!

Мини-итоги. Классный руководитель еще раз обобщает все, о чем шла речь на классном часе, благодарит участников сатирической миниатюры.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7 классе. Морская слава России

Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности

Классный час в 7 классе. Суворов

Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс

Патриотический классный час в 7 классе. Сценарий

Елена Николаевна Лебедева # 4 января 2015 в 16:08 +1
Данная тема актуальна в наше время. Учащимся необходимо объяснять о их правах и обязанностях. Спасибо за интересную разработку.
Екатерина Андреевна Шумаева # 10 октября 2015 в 20:40 0
Проведение со школьниками среднего звена занятий и классных часов, посвященных правовой теме - очень важный этап становления их правовой культуры. К сожалению, многие учебники по обществознанию в недостаточной степени дают возможность школьникам углубить правовые знания, особенно, если речь идет о практической направленности уроков. Постановка проблем и привлечение документов нормативного характера, которые Вы привлекаете в данной разработке - это отличная возможность восполнить пробелы и сделать акцент на практическом осмыслении школьниками среднего звена правовой информации.