Классный час на тему: Здоровый образ жизни, 7 класс

Конспект классного часа по ЗОЖ, 7 класс

Методическая разработка конспекта классного часа для 7 класса «Дочки-матери»

Человек рожден для счастья, как птица для полета!

В.Г. Короленко

Если хочешь уничтожить род - разврати женщину этого рода.

Индийская пословица

Сегодня по всему земному шару рожает более 15 млн подростков, а еще 5 млн вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В России каждый пятый аборт делают подростки до 18 лет.

Ранняя сексуальная жизнь пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье подростка. Половая распущенность среди подростков и молодежи подрывает морально-нравственные устои общества. Поэтому понятие здорового образа жизни, включает в себя и понятия жизни без вредных привычек, здорового питания, физкультуры и спорта. Под здоровым образом жизни подразумевается новая культура жизни, включающая в себя, помимо сохранения здоровья, воздержание от сексуальных отношений до брака и соблюдение верности своему единственному партнеру в браке.

Предлагаемый сценарий - час общения для девочек по проблеме рискованного поведения, беременности и материнства несовершеннолетних.

Данные социологических опросов говорят о том, что многие подростки сами осознают необходимость воздержания от сексуальных отношений до брака (79,5%), а также нуждаются в программах полового воспитания, посвященных не безопасному сексу, а развитию личности и воздержанию.

Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать негативную нравственную оценку вредных привычек, рискованного поведения; способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Подготовительная работа: распределить роли среди девочек:

• психологи (2 ученицы) читают тексты из раздела «Мифы о подростковой сексуальности»;

• врачи (2 ученицы) читают тексты из раздела «Ранняя беременность».

План классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - творец своего счастья».

II. Проблемные ситуации.

1. Две судьбы.

2. Образцовый брак.

3. Почему стало мертвым Мертвое море?

III. Словарная работа.

IV. Дискуссия «Девичья честь нынче не в моде?».

V. Информация для размышления.

1. Мифы о подростковой сексуальности.

2. Ранняя беременность.

VI. Беседа «Дочки-матери».

VII. Игра «Советы Василисы Премудрой».

VIII. Дискуссия «Плюсы воздержания».

IX. Заключительное слово.

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - творец своего счастья»

Классный руководитель. Девочки, что мы обычно пишем в пожеланиях на открытках? Да, самое важное для человека - крепкое здоровье и счастье. И это верно, ведь одно без другого невозможно. Но что такое счастье, из чего оно складывается?

- В.Г. Короленко говорил, что человек рожден для счастья, как птица для полета. Согласны ли вы с этим?

- Доводилось ли вам встречать счастливых людей?

- В чем это выражается?

- От чего зависит?

- Считаете ли вы себя счастливыми?

- Есть такое выражение: каждый человек - творец своего счастья и несчастья. Как можно творить свое счастье или несчастье?

(Дети высказываются.)

II. Проблемные ситуации

1. Две судьбы

Классный руководитель. «Две судьбы» - так называется эта типичная история о счастье.

...Вера и Катя дружили с детства, жили в одном подъезде, сидели за одной партой, делились своими девчоночьими секретами. В 7 классе главной темой разговоров стали мальчики. Сердце Веры поразил баскетболист Пашка из 9 «А». Только и разговоров было о том, как он на нее посмотрел да что сказал.

- Да что ты зациклилась на этом Пашке, - критиковала Катя подругу, - он даже целоваться не умеет. Посмотри, сколько ребят вокруг. И вообще, девичья честь сегодня не ценится.

Но Вера отшучивалась, говоря, что имя у нее такое, которое требует верности, не допускает предательства. Вообще, у нее кругом были правила, принципы, а насчет девичьей чести она твердо решила - только с любимым и только после свадьбы.

Ну а Катя считала, что современная девчонка должна попробовать все - и алкоголь, и наркотики, и курение, и даже секс.

И она попробовала из чисто спортивного интереса: парня этого совсем не знала - познакомилась с веселой компанией на праздничном гулянье, а на следующий день поехали к кому-то на дачу. Что-то пили, что-то курили, слушали музыку. Там все и произошло. Катя отнеслась к этому, как к боевому крещению. А через два месяца уже была настоящая битва - ее вели врачи за жизнь девушки. Оказалось, что она забеременела, матери говорить побоялась, пока металась в поисках выхода, прошли все сроки для аборта, и Катя по совету опытной подружки попыталась сама избавиться от ребенка. Открылось кровотечение, и она оказалась на операционном столе. От матери, конечно, скрыть ничего не удалось, но та рада была уже тому, что ничего не узнают соседи и знакомые. Правда, врачи предупредили, что Катя не сможет иметь детей. А через несколько месяцев уже и забыла об этом происшествии, как о страшном сне.

Она окончила школу и решила стать топ-моделью. Правда, известной моделью она так и не стала, пришлось забыть о комплексах, зарабатывать на жизнь откровенными снимками, оказывать эскорт-услуги. Не отказывалась и от секса с богатыми клиентами. Было несколько попыток создать семью, но отношения распадались, когда выяснялось, что она не сможет иметь детей. К 40 годам у нее уже была своя квартира, машина, она могла себе позволить отдых за границей, но назвать ее счастливой было нельзя.

В Интернете на сайте «Одноклассники» нашла свою подружку Веру. Оказалось, что та недавно стала бабушкой - дочка вышла замуж и родила девочку. Сын оканчивает школу и думает пойти по стопам отца, а младший увлекается химией, хочет стать ученым. Катя не стала рассказывать о своих приключениях, а на вопрос подруги коротко ответила: «Осталась у разбитого корыта...»

Вот такая история, каких сейчас немало.

- Кого из девочек можно назвать счастливой и почему? (Веру - она сберегла свою любовь, хранила верность, создала и сохранила семью.)

- Пришлось ли для этого Вере приложить усилия или ей просто повезло? (Сначала нужно было усилие воздержания, затем научиться терпению, верности, любви.)

- А кто был творцом своего несчастья? Как это произошло? (Катя хотела взять от жизни все, у нее не было моральных преград, она подчинялась своим прихотям.)

- Какой поступок повлиял на ее жизнь, сделал ее несчастной? (Аборт, беспорядочная половая жизнь.)

- Когда поведение Кати было рискованным? (Поехала на дачу с малознакомыми людьми.)

- Почему Катя оказалась в зоне риска? (У нее не было твердых нравственных норм и правил, она сознательно избегала их.)

2. Образцовый брак

Классный руководитель. А вот еще одна история, которую я назвала «Образцовый брак».

...В первой половине XIX в. в русском светском обществе царили такие нравы: девушки вели себя очень строго, чтобы не дать ни малейшего повода для сплетен, а молодые люди не считали зазорным похваляться своими успехами на любовном фронте. Не отличались праведностью и женатые мужчины - цыганки, актрисы - для мужчин это не считалось позором. У некоторых мужчин даже были семьи и незаконные дети на стороне. Но были и образцовые семьи. Например, семья Хомяковых.

Алексей Степанович Хомяков - известный русский философ, богослов, экономист, поэт, художник и изобретатель - был женат на сестре поэта Н.М. Языкова. А.С. Хомяков был по-настоящему счастлив в семейной жизни. Вот как сам он объясняет секрет своего семейного счастья.

Его мать воспитывала в сыновьях твердые правила нравственности. На пороге зрелости она призвала сыновей к себе и объяснила, что мужчина, вопреки общепринятым светским понятиям, должен строго хранить свою чистоту, и потребовала клятвы, что они до брака не вступят в связь ни с одной женщиной, прибавив, что тому из них, кто нарушит клятву, она откажет в своем последнем благословении. Клятва была дана и сдержана*.

«Первое счастье в мире - семейное», - говорил А.С. Хомяков. У них с женой было девять детей: пять дочерей и четыре сына.

- Можно ли сказать, что А.С. Хомяков был творцом своего семейного счастья?

- Как помогла ему в этом мать?

- Как вы считаете, почему мать потребовала такой клятвы от сыновей?

- Почему воздержание помогло сыну обрести семейное счастье?

- Много ли было таких семей?

- Легко ли было сохранить чистоту в то время?

- Можно ли в наше время сохранять чистоту до брака?

3. Почему стало мертвым Мертвое море?

Классный руководитель. «Почему стало мертвым Мертвое море?» - так называется третья история. Наверное, все вы знаете библейское предание о древних городах Содоме и Гоморре, жители которых погрязли в разврате. Согласно преданию Бог уничтожил огнем эти города, разгневавшись на крайнюю развращенность их жителей. На месте этих городов сейчас находится Мертвое море, в котором не живет даже рыба. Так Господь покарал землю, на которой так долго торжествовал порок, а само слово «содом» стало символом греха.

- Знаете ли вы эту библейскую притчу?

- Можно ли сказать, что жители этих городов стали творцами своего несчастья?

- Исчез ли порок и грех с гибелью этих развратных городов?

- О чем говорит эта притча? (О неизбежности наказания.)

- В чем может проявляться это наказание? (Исковерканные судьбы, одиночество, болезни, презрение людей и т. п.)

- Почему люди не сделали выводов из этой притчи? (Они думают, что смогут избежать наказания.)

Сейчас многие девочки считают, что сексуальная распущенность - признак современного человека. Но притча о Содоме и Гоморре доказывает, что распущенность и разврат были свойственны людям глубокой древности и стали губительными для них.

Почти полвека назад в США русский социолог Петр Сорокин доказал, что ни одна нация не пережила сексуальной распущенности. Через 30-40 лет после отказа от моральных норм происходило моральное разложение и полная деградация общества. Петр Сорокин в своем исследовании отмечает, что спасти общество могут только люди, которые способны сохранить целомудрие и чистоту.

III. Словарная работа

Классный руководитель. Всегда очень важно понимать значение слов. Поговорим о значении слов «девственность», «целомудрие».

В словаре В. Даля «девственность», или «девство», - целомудренное состояние, или непорочность. Целомудрый, целомудренный - сохранивший себя в девственной или в брачной чистоте, непорочный.

Целомудрие - это мудрое отношение к собственному телу, душе, а следовательно, и к своим будущим детям.

С понятиями «девственность», «целомудрие» связано понятие девичьей чести.

С древних времен непорочность, чистота, девственность считались главным достоинством девушки. Девичью честь защищали, девушку, которая потеряла свою честь, презирали, высмеивали, не хотели брать замуж, мазали ее ворота дегтем.

Объясните смысл пословиц:

• Хороша девка, нехороша славка.

• Девичье терпенье - жемчужно ожерелье.

• Чего девушка не знает, то ее и красит.

• Береги честь смолоду.

• Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

IV. Дискуссия «Девичья честь нынче не в моде?»

Классный руководитель. В пословицах отражено отношение русского народа к блуду, разврату, к нескромному поведению девушки. Но в наше время все изменилось. «Девичья честь - понятие устаревшее, девственность сегодня не в моде» - такое можно услышать от современных девчонок. Но есть и другие, которые считают, что целомудрие - это вечная ценность, потеряв целомудрие, загрязняешь душу, и женщина уже никогда не будет счастлива в семейной жизни.

- Предлагаю обсудить вопрос: почему современные девушки не дорожат своим целомудрием?

Примерные ответы детей:

- Подражают героям кино и телевидения.

- Хотят быть современными, такими, как все.

- Боятся насмешек циничных друзей и подруг.

- Хотят все испытать в жизни.

- Хотят приобрести опыт для супружеской жизни.

- Считают, что воздержание вредно для здоровья.

- Думают, что, потеряв целомудрие, они станут более интересными для мальчиков.

Классный руководитель. Прочитайте индийскую пословицу, записанную на доске. К сожалению, сегодня для многих девочек понятие «девичья честь» стало архаичным. Им кажется, что быть развязными и распущенными - значит быть модными и современными. Но опыт всего человечества говорит о том, что девичья честь - это залог здоровья и крепости рода.

V. Информация для размышления

1. Мифы о подростковой сексуальности

Классный руководитель. Психологи, учителя, родители в один голос говорят, что сегодня дети подвергаются мощному сексуальному давлению. Пропаганду секса можно встретить и в кино, и в рекламе, и в прессе. С утра до вечера с телеэкрана раздаются призывы: «Бери от жизни все! Делай то, что хочешь!» Сексуальная безграмотность подростков породила настоящие мифы о сексуальности.

Далее мы постараемся развеять несколько популярных мифов о подростковой сексуальности. В этом мне помогут психологи (имена, фамилии).

Психолог 1. Миф № 1: подростки хотят заниматься сексом.

Психолог 2. Нет, по наблюдениям психологов, большинство девушек и юношей в первый раз занялись сексом, потому что

не знали, как сказать «нет», не могли противостоять сексуальному давлению.

Психолог 1. Миф № 2: молодежь не способна к воздержанию.

Психолог 2. Это не так. Все дело в воспитании и нравственном состоянии общества. Еще двадцать лет назад дети не начинали сексуальную жизнь так рано.

Психолог 1. Миф № 3: бывает безопасный секс.

Психолог 2. Те, кто говорит о том, что секс может быть безопасен, обманывают. Никакие средства защиты и предохранения не гарантируют стопроцентной защиты от СПИДа, венерических заболеваний. Единственно возможный безопасный секс - это отношения мужа и жены, верных друг другу.

Психолог 1. Миф № 4: с первого раза не беременеют.

Психолог 2. Это неправда, по статистике, 20% беременностей происходит после первого полового контакта.

Психолог 1. Миф № 5: аборт - это простая и безопасная операция.

Психолог 2. Аборт - это искусственное прерывание беременности, которое заключается в расчленении живого младенца на части в материнской утробе. Эта операция делается вслепую, поэтому влечет за собой множество осложнений, вплоть до смерти женщины.

Кроме того, согласно религиозным представлениям аборт - это узаконенное детоубийство. И это подтверждают ученые: с первого дня зачатия до 12-й недели беременности у ребенка формируются и работают все системы организма.

Психолог 1. Миф № б: в жизни все нужно попробовать.

Психолог 2. Болезни, ранняя беременность, аборт, бесплодие - стоит ли это пробовать?

Психолог 1. Миф № 7: согласие на сексуальные отношения является доказательством любви.

Психолог 2. Согласно статистике главная причина, которая толкает мальчиков-подростков к сексу, - любопытство, желание самоутвердиться; как правило, в случае беременности девочки мальчик теряет к ней всякий интерес и прекращает отношения.

2. Ранняя беременность

Классный руководитель. «Ранняя беременность» - так называется информация для размышления, которую подготовили наши врачи {имена, фамилии).

Врач 1. В последние годы врачи озабочены ростом числа беременностей среди российских подростков. Мамами становятся уже в 12 лет.

Врач 2. Под ранней беременностью понимают беременность в 15-17 лет. Этот возраст является переходным из детства во взрослую жизнь. В чем же, по мнению врачей, опасность подростковой беременности?

Врач 1. Организм девочки-подростка еще физиологически не созрел для материнства.

Врач 2. Согласно статистике ранняя беременность чаще всего заканчивается абортом. Так, на 100 беременностей у девочек-подростков приходится 70 абортов, 15 родов и 15 самопроизвольных выкидышей. Как известно, аборты (особенно первые) вызывают хронические гинекологические заболевания, которые приводят к бесплодию.

Врач 1. Ранняя беременность приводит к тяжелым осложнениям при родах. По этой причине в мире ежегодно гибнет около миллиона новорожденных.

При родах у подростков отмечается высокий уровень материнской смертности.

Врач 2. Дети, рожденные подростками, имеют малый вес при рождении и почти вдвое чаще умирают в младенчестве, чем дети 20-30-летних женщин. У подростков на 11% выше риск рождения ребенка с врожденными аномалиями.

Врач 1. Ранние роды - это психологическая травма для девочки, ведь она сама себя лишила детства.

Врач 2. По мнению врачей, ранняя беременность - это чаще всего трагедия, поэтому нужно сделать все для того, чтобы ее предотвратить.

VI. Беседа «Дочки-матери»

Классный руководитель. В связи с ростом количества ранних родов Госдума готовилась даже принять закон, разрешающий вступать в брак до 16 лет в случае беременности или рождения общего ребенка. Этот закон вызвал очень резкие возражения среди депутатов. Но даже если бы такой закон и был принят, могут ли девочки и мальчики 12-15 лет стать полноценными родителями?

- Что значит быть мамой? Что значит быть папой? (Заботиться о детях, кормить, одевать, учить, воспитывать, готовить к самостоятельной жизни.)

- Почему сексуальное поведение подростков называют безответственным, рискованным? {Они не думают о том, что в результате их отношений может родиться ребенок, а они не могут обеспечить его всем необходимым.)

- Ответственно ли ведут себя эти подростки по отношению к своему собственному здоровью?

- Чувствуют ли они ответственность перед своими родными? Ведь воспитывать ребенка придется родителям девочки. (14-16-летние подростки не в состоянии выполнять родительские функции: кормить, обслуживать, одевать, воспитывать маленького ребенка. В итоге они либо отдают его на воспитание собственным родителям, либо отказываются от ребенка, обрекая его на сиротство.)

Быть мамой и папой - значит взять на себя ответственность за настоящее и будущее своих детей. В 12-15 лет человек не готов к этому ни морально, ни психически. Он сам еще находится в переходном возрасте, ему нужно учиться, выбирать профессию.

VII. Игра «Советы Василисы Премудрой»

Классный руководитель. Предлагаю игру, в которой каждая из вас может выступить в роли Василисы Премудрой. Ей нужно дать советы младшим сестричкам, чтобы оградить их от рискованного поведения и предупредить сексуальное насилие. Какие советы дала бы Василиса Премудрая?

Примерные ответы детей:

- Ходите на вечеринки и другие мероприятия с надежными друзьями.

- Не злоупотребляйте алкоголем.

- Не пробуйте наркотики.

- Учитесь говорить «нет» в случаях давления.

- Избегайте встреч с людьми, которые могут принудить вас к сексу.

- Избегайте встреч с людьми, которым вы не доверяете.

- Избегайте пустынных мест, где вы не сможете получить помощи.

- Постарайтесь заполнить свое свободное время.

- Реально оценивайте степень риска, не провоцируйте сексуального насилия, не теряйте бдительности.

Классный руководитель. Все эти советы можно свести к одному - необходимо выработать у себя навыки ответственного поведения. К этим навыкам относятся и умение говорить «нет» в ответ на давление, и умение отстаивать свое мнение, и навыки правильного общения с противоположным полом, и отсрочка половых отношений.

VIII. Дискуссия «Плюсы воздержания»

Классный руководитель. Проблема распространения венерических инфекций и абортов среди подростков сейчас актуальна во всем мире. Одним из решений этой проблемы является воздержание.

С точки зрения врачей и психологов, есть много положительных сторон воздержания. Я назову некоторые из них. Какие кажутся вам наиболее убедительными и почему?

(Учитель читает.)

1. Существует 52 болезни, передаваемые половым путем, и это дает молодому человеку 52 веские причины для воздержания.

2. Воздержание избавляет от психологических травм, связанных с абортом. Аборт никогда не избавит женщину от чувства вины перед неродившимся ребенком.

3. Воздержание избавляет от необходимости вступать в брак, когда еще нет готовности к этому.

4. Воздержание защищает душу от возможной раны в случае разрыва интимной связи (чистые мысли, отсутствие дурных воспоминаний, возможность думать о других, сохранить равновесие и покой).

5. Воздержание закладывает основу доверия в будущем браке. Если человек до брака был сексуально активен, ничто не обещает, что он будет верным супругом.

6. Воздержание дает возможность сосредоточить всю энергию своей личности на учебе, творческом развитии, на достижении жизненных целей.

7. Воздержание освобождает от вины, обиды, потери уважения к себе, разочарования и страха, которые часто испытывают подростки, вступившие в половые отношения до брака.

8. Воздержание способствует созданию настоящих, глубоких отношений с будущим супругом.

9. Воздержание развивает терпение и самоконтроль.

10. Воздержание открывает возможность радоваться юности.

(Дети говорят, какой аргумент и почему им показался наиболее убедительным.)

IX. Заключительное слово

Классный руководитель. В период взросления многие подростки склонны совершать рискованные поступки. Стремясь выглядеть взрослыми, они начитают курить, принимать алкоголь, наркотики, начинают сексуальные отношения. В результате чего создают ситуации, в которых не способны принимать ответственные

решения. А именно ответственное поведение и отличает взрослого человека от незрелого подростка.

Ответственное поведение - это не только защита от нежелательной беременности, это сохранение своего здоровья, здоровья близких людей, это возможность реализовать себя, это разумный выбор разумного человека.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что нового вы сегодня узнали? О чем задумались? Что вы чувствовали, когда слушали рассказы о беременных девочках-подростках? Хотели бы вы стать дочерью такой мамы?

(Дети высказываются.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности

Классный час в 7 классе. Суворов

Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс

Классный час в 7 классе. Морская слава России

Патриотический классный час в 7 классе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!