Классный час о правах ребенка, 7-8 класс

Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 7-8 класс

Классный час – беседа для учащихся 7-8 классов. Конспект

Тема: «Как использовать свои права» (беседа-диалог)

Цель:

• воспитание правовой грамотности школьников, духовно-нравственных качеств личности и гражданской позиции подростков.

Ход классного часа

Проблема 1. «Нужно ли бороться за свои права?»

Вы имеете общее представление о таком понятии, как «право», о своих правах и обязанностях, знаете, какие правоохранительные органы действуют в России и чем конкретно они занимаются.

Отстаивать свои права непросто в любом государстве. Россия в этом смысле не является исключением. Изменения во всех сферах жизни нашего общества происходят крайне медленно. Это касается и правоохранительных органов. Как вы уже знаете, Россия еще молодое демократическое государство и граждане не имеют достаточного опыта народовластия.

Хорошо отработанный государством механизм принуждения и насилия над личностью нельзя остановить в одночасье. Можно провозгласить демократические принципы, разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную, объявить о том, что интересы личности стали выше интересов государства. Однако провозгласить — еще не значит реализовать на практике, воплотить в жизнь. Это процесс не одного дня, года и даже десятилетия.

Вы на практике столкнетесь иногда с нежеланием и неспособностью государственных органов выполнять свои прямые обязанности.

Будьте готовы к тому, что в государственных органах не будут приниматься ваши заявления, а жалобы не будут рассматриваться.

Но сдаться — это самый короткий и простой путь. Проявить настойчивость и упорство, напрячь силы при встрече с препятствием гораздо труднее. Другого выбора у вас нет.

Нас учат в школе и дома необходимости быть честными, законопослушными, верными в дружбе и любви,

проявлять уважение к другим гражданам. Но в жизни мы порой убеждаемся, что многие живут совсем по другим моральным принципам. Можно обманывать и жульничать, не платить налоги и брать взятки, разворовывать государственные деньги и принимать постановления, которые направлены не на общее благо, а отражают интересы каких-то групп людей. Перед вами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова «порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем законам, по которым жили наши далекие предки, — прав тот, кто сильнее.

Выбор за вами. И прежде чем его сделать, подумайте, в каком обществе будут жить ваши дети и внуки.

Задание: Подумайте и выскажите свое мнение.

1. Как вы думаете, надо ли бороться за свои права?

2. Что станет с обществом, если граждане не будут отстаивать свои права?

3. Может ли наше государство стать по-настоящему демократическим?

4. Можно ли в принципе построить правовое государство?

5. Что бы вы предприняли в целях защиты интересов граждан?

6. Приведите примеры или ситуации, в которых за свои права надо было бороться.

Проблема 2. «Каким образом вы можете участвовать в жизни государства и оказывать влияние на процессы, происходящие в нашем обществе?»

Во-первых, в соответствии с нашей Конституцией мы имеем право избирать и быть избранными в государственные органы власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Участвуя в вы

борах, мы сами формируем различные органы власти. Граждане России избирают Президента РФ и депутатов Государственной Думы, они выбирают и тех, кто работает в органах местного самоуправления — в городах, районах, поселках. К органам местного самоуправления относятся домовые и квартальные комитеты жителей микрорайонов, городов, сел, сельские и городские собрания представителей населения. Например, муниципалитеты и мэрии.

В случае необходимости в стране проводится референдум — это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам или другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, достигший 18-летнего возраста. Поэтому каждый раз, внимательно выбирая того или иного кандидата, мы сами принимаем непосредственное участие в управлении государством. Если же мы будем равнодушно полагать, что от нас ничего не зависит, то можно потерять все те небольшие завоевания демократии последних лет.

Мало только принимать участие в формировании государственных органов, необходимо еще их и контролировать. Если государство плохо исполняет свои обязанности, граждане вправе воздействовать на него, потребовать изменить его деятельность. Одним из таких средств является общенародный референдум.

Мы обладаем правом на проведение митингов и демонстраций, на которых мы открыто заявляем о своем несогласии по любому вопросу, касающемуся жизни общества и государства. Но гораздо эффективнее создать группу единомышленников, которая бы представляла общие интересы определенной части населения по различным вопросам и отстаивала эти интересы всеми способами, не запрещенными законом. Другими словами, создать общественные объединения. Формы их могут быть самые разные — граждане объединяются в политические партии, общественно-политические движения, общественные организации, комитеты, общества, союзы. Все эти объединения являются добровольными.

Наша страна является многопартийной. Разрешено действие любых партий, если они не используют насильственных методов борьбы за власть. Между партиями существует конкуренция в борьбе за власть, что является их главной задачей. Эти партии стараются завоевать голоса избирателей, предлагая каждая свою программу, которая охватывает все стороны жизни общества: экономику, политику, культуру и т. п.

Общественно-политические движения не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а только выдвигают перед властями законные требования. Например, защита окружающей среды, борьба за права потребителей и т. д. Граждане могут объединяться не только на основе общих политических взглядов, но и по интересам: культурным, национальным, профессиональным. В любом случае ваше участие в подобных объединениях будет оказывать влияние на формирование справедливого общества, отражающего интересы всех слоев населения.

Вы имеете право на создание общественных молодежных организаций и участие в них (с 14 лет), а также быть членами детских организаций (с Шлет). Однако принуждение детей к вступлению в общественные или иные организации запрещено законом, так же как и принуждение к участию в агитационных или политических кампаниях.

Вступив в политическую партию, принимая активное участие в выборах или референдуме, вы проявляете политическую активность. Все это является барьером против бесправия, произвола властей и нарушения прав человека.

Вступив в неформальное объединение, вы получаете возможность проявить свою гражданскую активность и отстаивать свои гражданские права и свободы. Таким образом, быть созерцателем или участником создания справедливого общества, зависит только от вас.

Нужно понимать, что еще ни одна страна в мире не построила по-настоящему справедливое, правовое государство. Просто одни страны более приблизились к этому идеалу, другие дальше от него, а третьи вообще не ставят перед собой такой задачи. Правовое государство — это модель справедливого государства, к которому мы стремимся, это идея, которая воплощается в жизнь поэтапно.

Информация для размышления

Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»:

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать или быть избранным,

либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,

либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках референдума,

либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору,

либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума,

несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Задание:

• Почему закон предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан?

• В наше время люди все меньше и меньше интересуются политикой. Почему падает интерес к политике? Соответствует ли это истинным интересам общества?

• У. Черчилль писал: «Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в политике — множество раз». Согласны ли вы с ним?

• Политика и мораль находятся в очень трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение, что политика — дело грязное. Можно ли, находясь у власти, сохранить высокую нравственность?

• В избирательном праве ряда стран существует возрастной ценз. Считается, что избранными могут быть люди, имеющие большой жизненный опыт. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть избраны люди, достигшие 30 лет, — в США, Индии, Японии; 35 лет — в Бразилии, на Цейлоне и во Франции; 40 лет — в Бельгии, Ливии и Турции. Не нарушается ли в этих государствах право молодежи участвовать в политической жизни?

Мини-итоги. Учитель внимательно выслушивает мнения учеников. В ходе дискуссии могут возникнуть различные точки зрения, важно дать возможность высказаться каждому желающему.

Искусство классного руководителя — подвести учеников к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7 классе. Морская слава России

Классный час на тему: Благотворительность, 7-8 класс

Классный час в 7 классе на тему: Мои жизненные ценности

Патриотический классный час в 7 классе. Сценарий

Классный час в 7 классе. Суворов

Викторовна Бабинцева # 30 января 2015 в 10:45 +1
Спасибо за конспект
Обязательно буду применять в своей практической деятельности.
Нина Анатольевна Косолапова # 1 марта 2015 в 17:05 0
Здравствуйте! Очень интересный конспект классного часа. Спасибо! Буду применять с некоторыми изменениями.
Светлана Павловна Ливенко # 2 марта 2015 в 22:14 0
Как хорошо вы сказали "Искусство классного руководителя — подвести учеников к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов" Конспект понравился, но, конечно, кое-что переделаю под себя. Спасибо за помощь в подготовке!
Надежда Владимировна Бандурова # 4 мая 2015 в 16:15 0
Интересная и актуальная тема, возьму на заметку.
Лала Володяевна Гарибян # 3 июля 2015 в 16:01 0
Здравствуйте! Очень интересный конспект классного часа. Спасибо!Обязательно буду применять в своей практической деятельности.
Валентина Константиновна Полунина # 9 июля 2015 в 19:57 0
Спасибо за разработку. Я в своей школе школе являюсь уполномоченным по правам ребенка и это занятие мне пригодится в дальнейшей работе. v
Андрей # 7 октября 2015 в 23:37 0
Пропагандистский материал. Готовить борцов за права типа Наваленого и других оранжевореволюционеров