Классный час в 5 классе на патриотическую тематику

Классный час – 5 класс

Классный час в 5 классе на тему «Герои земли русской»

Чувство патриотизма, любовь к Родине должны воспитываться с раннего возраста на примерах героических страниц отечественной истории.

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», где был дан перечень этих Дат. Каждая такая дата может стать хорошим информационным поводом для проведения классного часа патриотического содержания от 5 до 11 класса.

В предлагаемом сценарии информационным поводом является Димитровская суббота (3 ноября), когда в России принято вспоминать воинов, павших на поле брани. Этот день был установлен Великим князем Дмитрием Донским после победы в Куликовской битве. Но, говоря о воинском подвиге русского солдата, нельзя обойти молчанием те военные победы, которые принесли славу России. С этой точки зрения неоценимую помощь в работе классному руководителю предоставляет календарь «Дни воинской славы России», который необходимо составить и поместить на видном месте в классе. Отдельным ученикам можно поручить следить за этими датами и отмечать наступление их, например, прикалывая к строке с датой флажок или звездочку.

Цели: познакомить детей с героическими страницами истории русского народа; формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Форма: репортаж из глубины веков.

Подготовительная работа с детьми:

а) класс делится на группы, и каждая группа получает свое задание.

- архивариусам - записать на лист ватмана все 15 дат дней воинской славы России и прокомментировать словами из сценария эти даты (перечень этих дат - в дополнительных материалах в конце классного часа);

- репортерам (2 ученика) - вести репортаж из прошлого, предоставить слово «очевидцам» событий (русичам, ратникам и монголам), комментировать их рассказы (слова репортеров - в тексте сценария);

- русичам (2 ученика), монгольским воинам (2 ученика) - представить исторические события глазами очевидцев, начертить карту Куликовской битвы, нарисовать портрет Дмитрия Донского, каким они себе его представляют (слова всех героев - в тексте сценария);

б) всем детям дать задание: с помощью родителей составить записку с именами членов своей семьи, которые погибли на полях сражений.

Оборудование: игрушечные мечи, кольчуги, шлемы, щиты, перчатки для ратников и монгольских воинов.

Оформление класса

На перемене перед классным часом:

а) на доске делаются записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, иго, Иван Калита, Мамай, 1380 год, Дмитрий Донской;

б) вывешиваются все материалы: плакат «Дни воинской славы», портрет Дмитрия Донского, схема Куликовской битвы.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Рассказ о днях воинской славы России.

3. Интерактивная беседа.

4. Репортаж из глубины веков.

5. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»), Рассказы детей о воинах из своей семьи.

6. Минута молчания.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитываются дух нации, гордость за величие предков.

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш народ, его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.

Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены специальные праздники. Наш классный час сегодня посвящен этим праздникам. Готовила это мероприятие творческая группа ребят из нашего класса. Я передаю слово группе архивариусов.

II. Рассказ о днях воинской славы России

Архивариус 1. В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы.

Архивариус 2. Каждая дата - это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю.

Архивариус 3. Мы подготовили плакат, на котором записали все эти победы. Все они известны каждому россиянину.

Архивариус 1. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, победные сражения Суворова, Курская битва, Сталинградская, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда.

Архивариус 2. Все эти победы вошли в историю, принесли мировую славу русскому оружию.

Архивариус 3. Одна из самых значительных побед - победа в Куликовской битве.

В эти осенние дни весь народ вспоминает подвиг русских воинов. 21 сентября 1380 года русские полки под руководством московского князя Дмитрия Донского разбили татаро-монгольское войско хана Мамая.

Архивариусы садятся за парты.

III. Интерактивная беседа

На доске сделаны следующие записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, I иго, Иван Калита, Мамай, 7380 год, Дмитрий Донской.

Классный руководитель. Ребята, кто-то оставил у нас на доске загадочные письмена. Имеют ли они отношение к теме нашего классного часа?

Примерные ответы детей:

- Чингисхан - это правитель, который создал великое татаро- монгольское государство - Золотую Орду.

- В 1237 году монгольские войска завоевали Русь и началось татаро-монгольское иго.

- Иго - это угнетение. Золотая Орда брала с русских князей дань хлебом, мехами, скотом и медом.

- Лучших мастеров монголы забирали в рабство.

- Иван Калита - это московский князь, при котором Московское княжество усилилось и стало богаче.

- Мамай - это монгольский хан, который стал правителем Золотой Орды, убив своих родных братьев, отца и многих соперников-ханов.

- 1380 год - это год Куликовской битвы.

IV. Репортаж из глубины веков

Классный руководитель. Совсем недавно -21 сентября - мы отмечали годовщину победы русских дружин в Куликовской битве. Давайте попробуем восстановить в памяти эти давние события. Представьте себе, что наши специальные корреспонденты (фамилии, имена учеников) отправились в XIV век, чтобы провести репортаж из далекого прошлого и представить исторические события глазами очевидцев. Репортаж - это информация с места событий. Итак, телевизионная камера переносит нас в далекий 1380 год.

Музыкальная перебивка или любой звуковой сигнал. На передний план выходят репортеры с микрофонами в руках, рядом с репортерами становятся два русича.

Репортер 1. Здравствуйте, уважаемые телезрители. На нашем календаре 1380 год. Место действия - Москва. Во дворце московского князя Дмитрия царит тревога.

Репортер 2. Гонцы принесли князю недобрук» весть. Войско хана Мамая движется на Русь.

Репортер 1. Враг уже встал на реке Воронеж, дожидается подкрепления из Литвы, Крыма, с Кавказа.

Репортер 2. Как же встретил народ это известие? Я задаю этот вопрос простым русским людям, которых встретили мы на Московской земле (дает микрофон первому русичу).

Русич 1. Князь Дмитрий призвал всех, кто хочет защитить землю Русскую, собирать ополчение.

Русич 2. И со всех концов Руси двинулась к Дмитрию рать великая.

Русич 1. Из Ярославля, Ростова, Устюга, Москвы, Владимира, Костромы, Новгорода, Пскова, Брянска, Смоленска...

Русич 1. Из 36 городов русских пришли ратники. Числом всего около 150 тысяч воинов! Все хотели биться за Русь, за веру православную.

Русич 2. Сам игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил московского князя «битися с татары» и послал ему вои- нов-монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослябя, «силу имущих, и удальство велие, и смельство».

Русичи, проговорив свои слова, садятся за парты.

Репортер 1. Великий князь Дмитрий уже знает, где он даст сражение - это поле Куликово, лежащее у соединения рек Дона и Не- прядвы.

Репортер 2. Переправляясь через Дон, князь велит сжечь мосты. Пути к отступлению нет. Позади земля Русская, за которую воины готовы биться до последней капли крови.

Репортер 1. А что за враг противостоит русским дружинам в этом бою?

Репортер 2. Мы отправляемся в стан Мамая, чтобы задать этот вопрос воинам, которые готовятся к битве.

Рядом с репортерами становятся два монгольских воина.

Монгольский воин 1. Мы - наследники великого Чингисхана, который создал самое мощное государство в Азии. Наша армия может завоевать весь мир.

Монгольский воин 2. Армия Золотой Орды - самая сильная и мощная в мире! Каждый мужчина в Золотой Орде - это воин.

Монгольский воин 1. Наше войско разбито на десятки, сотни, тысячи. Ни один воин не оставит поля боя, не бросит раненого.

Монгольский воин 2. Законы наши суровы: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнят всю десятку, если в сотне побежит десятка, то казнят всю сотню, если в тысяче побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнят всю тысячу.

Монгольские воины, проговорив свои слова, садятся за парты. Рядом с репортерами становятся два ратника.

Репортер 1. Да, монгольские воины привыкли к победам. Как же задумал князь Дмитрий победить такого сильного противника?

Репортер 2. Теперь мы в стане русских воинов. Как они готовятся к битве? Мы задаем этот вопрос русским ратникам.

Ратник 1. Наш князь Дмитрий - опытный полководец. Он недаром выбрал для битвы Куликово поле. Тут сама природа поможет нам защитить родную землю.

Ратник 2. Ордынские конники не привыкли к прямым атакам и всегда стараются окружить противника, но тут им это не удастся: со всех сторон это поле окружено речками, так что подойти к нам враг может только с юга, с красного холма. Тут мы его и встретим достойно!

Репортер 1. А вот и план сражения, для нас сейчас он уже не представляет военной тайны. (Показывает на план сражения, нарисованный на доске или начерченный на плакате.)

Ратник 1 (объясняет схему сражения). Впереди князь выставил передовой полк, за ним располагается большой полк во главе с самим князем. Левый и правый фланги прикрывают полк правой руки и полк левой руки.

Ратник 2. За левым флангом князь поставил резерв и засадный полк, так как тут враги могут попытаться нас окружить.

Репортер 1. И вот раннее утро 8 сентября 1380 года. На восходе солнца туман стоит «яко тьма». Князь Дмитрий в последний раз объезжает полки, призывая воинов на подвиг за Родину, «за братию нашу».

Репортер 2. Трубят трубы, и полки, не видя друг друга в густом тумане, готовятся к бою. Силы, по мнению историков, приблизительно равны - от 50 до 150 тысяч воинов с обеих сторон.

Репортер 1. Вот из татарского войска выходит вперед великий и страшный мурза Челебей. Он вызывает смельчаков на поединок. Вызов принимает простой ратник Александр Пересвет. Ударились богатыри так громко и сильно, что земля затряслась, и упали оба на землю мертвые.

Репортер 2. И сходятся в страшной битве два войска. Русские несут значительные потери. Кажется, что победа склоняется на сторону Мамая. Но внезапная атака засадного полка решает исход битвы в пользу русских войск.

Репортер 1. Враг бежит. Преследуя противника, русские уничтожают остатки Мамаева войска.

Репортер 2. Потери с обеих сторон огромны... Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня красны от крови...

Репортер 1. Восемь дней хоронили убитых русских воинов. Память о великой битве народ сохранил в былинах, сказаниях, песнях.

Репортер 2. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Ратник 1. Победил не просто московский князь - победу одержало русское православие.

Ратник 2. С этой победы вся православная Великая Русь вокруг Москвы сплотится и сбросит в конце концов ненавистное иго.

Репортеры и ратники садятся за парты.

V. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»). Рассказы детей о воинах из своей семьи

Классный руководитель. Ребята, в память о Куликовской битве Дмитрий Донской установил особый поминальный день. В честь Дмитрия Донского люди назвали этот день Димитровская суббота. Сначала это был день памяти русских воинов, павших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов, «за Веру, Царя и Отечество на брани живот свой положивших». В этот день (3 ноября) уже почти семь столетий люди приходят в храмы, пишут поминальные записки с именами воинов, павших в битвах за свое Отечество.

И нет в России ни одной семьи, в которой не было бы таких воинов.

Готовясь к классному часу, вы все получили задание тоже составить такую записку. С помощью родителей, бабушек, дедушек вы узнали имена своих родственников, павших на поле брани, обстоятельства их военных судеб. Теперь мы послушаем ваши рассказы. Итак, чьи имена будут вспоминать в вашей семье в Димитровскую субботу?

Дети, не выходя к доске, рассказывают о своих родственниках, погибших на полях сражений.

VI. Минута молчания

Классный руководитель. Издавна существует традиция поминать павших минутой молчания. Мы поддержим эту традицию. Итак, объявляется минута молчания.

Включается метроном или музыка. Все встают. Через минуту учитель предлагает всем сесть.

Классный руководитель. Минута молчания истекла. Прошу садиться.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний классный час? Какие чувства вызвал у вас репортаж из славного прошлого России?

Примерные ответы детей:

- Чувство гордости за свой народ, за его славную историю.

- Восхищение мужеством русских воинов.

- Жалость к погибшим, к их матерям, женам, детям.

- Ненависть к захватчикам, которые несут смерть и разрушение.

Дополнительный материал

Из Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года)

1.18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года).

2.21 сентября - День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

3.7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

4.10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

5. 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).

6. 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

7. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

8. 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).

9. 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

10. 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитника Отечества.

11. 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

12. 2 декабря - День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве (1943 год).

13. 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

14. 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

15. 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?

Классный час в 5 классе. Жемчужины русских промыслов

Классный час в 5 классе. Учимся сотрудничать

Классный час в 5 классе о вреде курения

Классный час по правовому воспитанию 5 класс

Анна Николаевна Прощенко # 22 августа 2014 в 21:49 0
Вы подняли одну из самых важных тем.Тема патриотизма тесно связана с темой "Моя малая Родина". Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Спасибо за работу.
Елена Александровна Иваненко # 1 сентября 2014 в 20:14 0
интересный классный час,очень важно знать свою Родину,культуру своего народа.