Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Методическая разработка классного часа для 5 класса

Автор: Чобанова Екатерина Олеговна, учитель химии и биологии МОКУ «Партизанская СОШ» с. Троицкое, Республика Калмыкия

Классный час для 5 класса «Правила поведения в природе»

Этапы классного часа.

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах поведения в природе.

Задачи:

- развить умения учащихся работать с дополнительной литературой, информацией,

- стимулировать познавательный интерес к предмету биологии,

- воспитывать чувство прекрасного к представителям флоры и фауны.

Предварительная работа: разделить класс на две группы; представители одной группы разрабатывают правила поведения в природе (используя дополнительную литературы, интернет-ресурсы) и озвучивают их; представители другой готовят  стенгазеты и коллажи по данной тематике.

Содержание этапа:

Дорога потребительского отношения к природе коварна. Заманивает то безобидными вроде бы радостями, то немалыми и скорыми выгодам. И традициями, и привычками…

Итак, поговорим об элементарных экологических запретах, тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека. Эти запреты как раз и составляют существо так называемых правил поведения в природе.

2. Основной этап:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ:

1-ый докладчик. Не ломай ветви деревьев и кустарников!

Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения. Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви.

2-ой докладчик. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что люди нередко вырезают на коре деревьев надписи, например свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

3-ий докладчик. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву.

Когда речь идет о березовом соке, вспоминаются банки с ним, которые продаются в магазинах. Значит, можно его собирать? Нет, в парках, пригородных лесах самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется она по определенным правилам с помощью специальных приспособлений, так, чтобы ущерб дереву был минимальным; немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Самовольный же его сбор наносит большой вред здоровью дерева.

4-ый докладчик. Не рви в лесу, на лугах цветов. Пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми.

5-ый докладчик. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых  в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лекарственный растения – ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось . Поэтому можно заготавливать те растения, которые многочисленны. Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных растений должен проводиться под присмотром взрослых.

6-ой докладчик. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7-ой докладчик. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

У некоторых людей формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно к ядовитым грибам. Встречая такие грибы, они стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами можно отравиться. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются важным компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей – они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей  и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков.

8-докладчик. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Пауки – традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пуки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей. Сети пауков, да и сами они по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

9-ый докладчик. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

10-ый докладчик. Не разоряй гнезда шмелей!

Шмели – насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причины этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах.

11-ый докладчик. Не разоряй муравейники!

12-ый докладчик. Береги лягушек, жаб и их головастиков!

13-докладчик. Не убивай змей, даже ядовитых! Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

14-ый докладчик. Не лови диких животных и не уноси их домой!

Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви людей к «нашим  меньшим братьям», которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Лучший «дом» для диких животных – лес, луг, водоем, а в наших домах можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

15-ый докладчик. Не подходи близко к гнездам птиц!

По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

16-ый докладчик. Не разоряй птичьи гнезда!

17-ый докладчик. В лесу старайся  ходить по тропинкам, чтобы не  вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, животные.

18-ый докладчик. Не шуми в лесу, парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, что Вы отразили в своих стенгазетах и коллажах, что хотели этим сказать!  

(обсуждение подготовленных ранее стенгазет и коллажей по данной теме)

3. Заключительный этап:

Учитель: Ребята, какие Вы молодцы! Так серьезно подошли к выполнению порученного задания. Грамотно разработали правила поведения в природе, так много интересного рассказали нам. А какие у нас талантливые художники, такие интересные и объемные по содержанию выпустили стенгазеты и  коллажи.

Сегодня мы с Вами научились правильно и грамотно вести себя в природе. Я очень надеюсь на то, что озвученные нормы поведения в природе вы возьмете себе за простую и естественную привычку, подобную привычке говорить «спасибо».

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения на природе. Правила поведения для детей

Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах

Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Сценарий классного часа для старшеклассников «Вернись живым»

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Ольга Александровна Рафейчик # 8 января 2014 в 03:03 0
Прекрасный материал! Интересный прием в плане того, что учащиеся сами формулируют правила поведения в природе (используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы). Думаю, что такой подход будет способствовать соблюдению разработанных правил.
Глинкова Оксана Владимировна # 14 июня 2014 в 20:41 0
Замечательное мероприятие требующее у ребят активной подготовки, Вы молодец, Екатерина Олеговна!
Леля # 12 октября 2014 в 18:30 0
интересный классный час, в настоящее время много наглядности. если совместить это. получится очень интересное и полезное мероприятие.
Виктория # 9 октября 2015 в 12:34 0
Класс спасибо вам за то что помогли по домашней работе еслиб не вы низнаю что бы было Ваша презентация помогла мне по биологии дома.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.
Зарема Алимпашаевна Акаева # 3 января 2016 в 00:30 0
Разработка понравилась,очень содержательный материал,развивает любовь у детей к природе.Материал подобран интересно, доступно.
Наталья Александровна Туманова # 15 января 2016 в 21:49 0
Достаточно интересная разработка. Ребята много думают и работают самостоятельно. Прививается любовь к природе, что в наше время не очень-то и актуально, к сожалению.
Анатолий Дмитриевич Бабухин # 20 марта 2017 в 08:34 +1
Содержательный материал, готовые небольшие доклады. Тема очень важно, в реалии все места отдыха очень засорены, как следствие - экологическая катастрофа в родных нам местах. Экологические субботники хорошо напоминают детям, что не сорите - придется убирать, теоретический аспект так же важен - одно из звеньев экологического воспитания.