Конспект классного часа в 8 классе ко Дню воинской славы России

Чья победа?

Репортер 1. Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

Репортер 2. Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Репортер 1. «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Репортер 2. На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

V. Работа в группах по теме «Загадка русской души»

Классный руководитель. Ребята, вы, наверное, слышали выражение «загадочная русская душа». Наполеон завоевал пол-Европы, разрушил старые феодальные государства. Везде народ встречал его как избавителя, который принес свободу и прогресс. Везде его армия пополнялась представителями завоеванных народов, которые готовы были умереть за императора Франции.

В том, что его также встретят в дикой, отсталой России, Наполеон не сомневался. Уж крестьянам-то он точно даровал бы освобождение от крепостной неволи! И вдруг такое бешеное, отчаянное сопротивление, такая потрясающая и необъяснимая для него храбрость. Половина русской армии полегла на Бородинском поле. Солдаты, офицеры, генералы, старые молодые бились до последней капли крови. А ведь у них были родные, матери, жены, дети, любимые. Невозможно с точки зрения здравого смысла и выгоды объяснить поступки русских людей во время Отечественной войны 1812 г. Давайте попробуем объяснить эту загадку русской души. Чтобы больше успеть разделимся на группы. Задания для групп записаны на доске.

Первая группа ответит на вопрос: «Почему эти загадочные русские солдаты и офицеры боролись и умирали на Бородинском поле вместо того, чтобы перейти в армию Наполеона и сделать там хорошую карьеру?»

Вторая группа найдет ответ на вопрос: «Почему загадочные русские крестьяне вместо того, чтобы приветствовать своего освободителя Наполеона, взяли топоры и вилы и пошли на незваных гостей, чтобы выдворить их из России?»

Третья группа ответит на вопрос: «Почему загадочные почетные граждане Москвы не пришли на поклон к Наполеону и не предложили ему ключей от столицы, как это было во всех завоеванных им странах?»

Четвертая группа даст ответ на вопрос: «Почему эти загадочные жители Москвы оставили город, бросили дома, хозяйство, ценные вещи? Ведь они могли бы, как жители всех завоеванных Наполеоном столиц, неплохо заработать на армии завоевателей - предоставлять им квартиры, продукты, вино, развлечения?»

Примерные ответы детей...

...первой группы:

- Они помнили завет Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

- Они не хотели, чтобы ими командовали французы - это было унизительно.

- У них была своя национальная гордость и достоинство.

- Они хотели доказать, что русский солдат непобедим.

- Солдаты и офицеры выполняли свой воинский долг - ведь они давали присягу царю.

... второй группы:

- Французы разорили их дома, грабили, вели себя как захватчики. И крестьяне решили им отомстить, когда французы бежали из Москвы по той же дороге.

- Французы несли в Россию чужую культуру, крестьяне не хотели ее принимать.

- Для крестьян французы были прежде всего захватчиками. А с захватчиками на Руси всегда поступали одинаково - прогоняли.

- Они были патриотами, любили свою землю, защищали ее, как их деды и прадеды.

...третьей группы:

- Никто не хотел покоряться Наполеону, унижаться перед ним. Все знали, что все равно его прогонят.

- Дать ключи Наполеону, значит, предать своего царя, свою страну.

- Почетные граждане Москвы были патриотами - любили Родину.

... четвертой группы:

- Они были патриотами. Любовь к Родине для них была важнее денежной выгоды.

- Москвичи были уверены, что Наполеона прогонят и они вернутся в свои дома.

- Если бы кто-то остался ради денег, его бы все презирали.

- Остаться в Москве было равносильно предательству.

- Если бы они остались, солдаты Наполеона смогли бы зимовать в Москве, а без жителей солдаты быстро одичали, и Наполеон понял, что нужно им побыстрее убираться из России.

Классный руководитель. Сейчас Россия переживает нелегкие времена. Есть люди, которые с завистью глядят на Европу и говорят, что если бы мы в 1941 г. сдались фашистам, мы бы тоже жили как Германия. Как вы думаете, что бы ответили им участники Бородинского сражения?

Примерные ответы детей:

- Эти люди просто не любят своей страны. Их нельзя назвать патриотами.

- Те, кто сдался, были бы рабами у фашистов, остальные были бы уничтожены в концлагерях.

- Не нужно завидовать другим странам, нужно наводить порядок у себя дома.

- Никогда Россия не сдавалась, берите пример со своих предков.

- Вы можете и сдаться, но умирать за свободу потом придется вашим детям и внукам.

VI. Игра «Предсказание для Наполеона»

Классный руководитель. В нашем репортаже мы оставили Наполеона на Бородинском поле в растерянности и размышлениях. Что принесла ему эта битва - победу или поражение? И что ждет его армию в этой загадочной северной стране? Тогда, 8 августа 1812 г., Наполеон ничего не знал. Если бы мы оказались там, мы бы так хорошо предсказали все последующие события - ведь не зря же мы учили историю.

Предлагаю вам поиграть в игру «Предсказание для Наполеона». Три команды (по рядам) попытаются составить прогноз для Наполеона. Нужно предсказать в хронологической последовательности события, которые с ним произойдут после Бородинского сражения. Победит команда, предсказавшая больше событий. Счет всем предсказаниям будет вести на доске (имя, фамилия).

(Ученик выходит к доске, чертит простую таблицу.)

Классный руководитель. А оценивать правильность прогнозов будет сам Наполеон. Он и решит, в какой команде лучшие знатоки истории.

(Ученик, играющий роль Наполеона, выходит к доске.)

Итак, слушаем ваши прогнозы.

(Учитель по очереди дает слово каждому ряду. Если у команды нет варианта, слово передается следующей команде.)

Примерные ответы детей:

- Русская армия отступит и сдаст Москву.

- Жители покинут столицу.

- Наполеон будет стоять на Поклонной горе и ждать делегацию с ключами от Москвы.

- Ключей он не дождется.

- Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома.

- В Москве запылают пожары,

- Французская армия превратится в сброд.

- Он будет предлагать М. Кутузову перемирие, но не получит ответа.

- Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину.

- Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади.

- Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами.

- На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны.

- По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

- Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обыкновенным русским мужикам.

- Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей - это все, что осталось от 600-тысячной армии.

- Против него восстанут все завоеванные им народы.

- Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Классный руководитель. Все события перечислены. В какой же команде собрались лучшие знатоки истории?

(Наполеон называет команду.)

Спасибо командам за точный прогноз. Мне кажется, если бы Наполеон познакомился с вашим прогнозом в 1812 г., он бы ни за что не пошел на Россию.

VII. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных»

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле - это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно-исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежегодно проводится военно-исторический фестиваль.

Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы.

Цель этого фестиваля - увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 г.

VIII. Подведение итогов (рефлексий)

Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Примерные ответы детей:

- Почувствовала гордость за своих предков, которые проучили французов.

- Очень жалко было наших солдат и офицеров, которые погибали на Бородинском поле. Им так не хотелось умирать.

- Возмущение. Наполеон захотел стать властелином мира, и сколько человеческих жизней он положил ради этой цели.

- Уважение к памяти защитников России. Огромная благодарность.

- О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы понимать, какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.

- Нужно знать историю войн, чтобы понять цену мирной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 8 классе по теме Семья

Конспект классного часа в 8 классе по теме Спорт

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час в 8 классе по теме «Как мирно жить с родителями»

Конспект классного часа для 8 класса ко Дню науки

Страницы: 1 2
Ольга Александровна Рафейчик # 7 января 2014 в 13:00 0
Очень интересный материал, можно использовать не только как классный час, но и как внеклассное занятие по истории или литературе (при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"). Особенно понравился "диалог" Наполеона и Кутузова. На мой взгляд, удачная находка.
Татьяна Геннадиевна Гузева # 6 февраля 2014 в 12:31 0
Отличный материал. Мне только не всегда понятно, зачем всем детям знать возраст выдающихся личностей. Избыточная информация... Но я не историк, могу ошибаться... А так, все очень интересно. Спасибо.