Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег

Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег

Данный классный час рекомендуем проводить со школьниками 8 класса. Место проведения классного часа: актовый зал. 

«Не в деньгах счастье», - мама мне

внушала,

Но жизнь отвергла памятный совет:

Настолько все сейчас подорожало,

Что вижу я - без денег счастья нет!

Мнение прохожей

Деньги не в деньгах, а в делах.

Народная мудрость

Деньги потерял - ничего не потерял,

время потерял - многое потерял,

здоровье потерял - все потерял.

Народная мудрость

За деньги друзей не купишь.

Русская пословица

Задачи классного часа

1. Познакомить учащихся с историей появления денег на Земле.

2. Способствовать повышению интереса к информационным историческим и литературным источникам, связанным с обсуждаемой темой.

3. Формировать культуру понимания обсуждаемой информации, нравственную позицию.

Форма проведения классного часа: заочное путешествие с элементами театрализации.

Подготовительная работа

Весь класс делится на пять групп. Каждая группа получает свое задание.

Первая группа готовит информацию по теме информацион­ного часа (ведущие, сценарий и т. п.).

Вторая - подбирает пословицы и поговорки, плакаты по теме информационного часа.

Третья - театрализация притчи «Алмазный трон».

Четвертая - готовит стенгазеты по темам «Из истории денег», «Это интересно».

Пятая - придумывает проект денежных купюр XXI века в виде викторины.

Ход информационного классного часа

I. Основная часть

Звучит запись песни группы ABBA «Money, Money». Выходят ведущие.

Ведущий 1. Всем знакома эта мелодия, хотя песня и звучит на английском языке.

Ведущий 2. Да, здесь рефреном звучат слова: «деньги», «деньги».

Ведущий 1. Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и без них плачут, их воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят...

Ведущий 2. Этот ряд можно было бы продолжать бесконечно.

Ведущий 1. О них пишут стихи и слагают песни.

Ведущий 2. Их используют в пословицах и поговорках.

Ведущий 1. Ими проверяют надежность и порядочность, достоинство и честность человека.

Как они появились на земле? Когда сумели обрести такую магическую силу над человеком?

Ведущий 2. Сегодня в ходе нашего информационного часа мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Ведущий 1. А пока - занавес!

На сцене три ученика, одетые купцами. На стуле, в одежде средневекового мудреца, сидит Автор. В его руке - книга. На экране - пустыня, по которой бредут купцы.

Автор. Сегодня я хочу вам поведать историю, которую видел своими глазами. Я хочу рассказать ее современным людям, чтобы предостеречь от опасности, которая может ожидать их, если они будут вести себя в определенных ситуациях неразумно.

Ведущий 2.0 каких ситуациях ты говоришь, уважаемый?

Автор. А вы смотрите и слушайте. Понимание придет к вам, если вы этого захотите.

Ведущий 3. Простите, Автор! Мы Вас внимательно слушаем!

Три магрибских купца отправились в глубь Большой пустыни, ибо стало им известно, что далеко-далеко среди песков, куда не за­бредают караваны, есть Великое Сокровище, равного которому не видывали смертные.

Купцы шли сорок дней, страдая от зноя и усталости, и осталось у них всего по одному верблюду - остальные пали.

И вдруг они увидели большую гору. Приблизились к ней и не поверили своим глазам: вся гора состояла сплошь из серебряных слитков. Купцы принялись истово молиться.

Купец 1.0, Аллах! Как я счастлив! Я благодарен Госпо­ду, что остался жив и могу вернуться домой с полными мешками и карманами серебра.

Купец 2. Да. Но это лишь только серебро... Хотя его и много... Но мне хотелось бы добраться до Великого Сокровища.

Купец 1. По мне - пусть лучше будет серебро, чем ничего. Я дальше не пойду.

Купец З. Не за этим я шел сорок дней по пустыне, чтобы те­перь, набрав простого серебра, возвратиться назад. Я иду дальше.

Купец 1. Прощайте. Я возвращаюсь обратно. Мне и серебро - деньги.

Автор. Остальные шли еще сорок дней, от солнца их лица стали черными. А глаза красными. Впереди показалась еще одна гора - золотая.

Купец 2. Какое счастье! Золото! Так много золота! Я нашел его! Сейчас я наполню мешки золотом и отправлюсь в обратную дорогу. Теперь я стану самым богатым человеком в городе! (.Набивает мешки и обращается к третьему купцу.) А ты чего ждешь? Бери! Золота на всех хватит!

Купец 3. Нет! Не за тем я шел сюда, чтобы довольствоваться золотом. Да много ли золота увезешь на одном верблюде!

Купец 2. Хватит, чтобы стать таким же богатым, как и я.

Купец 3. Нет. Мне этого мало. Хочу найти гору с алмазами. Хочу стать самым богатым человеком на всей земле.

Купец 2. Ну, что ж, прощай. Пусть тебе повезет больше, чем мне.

Автор. Пошел купец дальше. Путь его продолжался еще сорок дней. Его последний верблюд упал и больше не встал. Но купец Упрямо шел вперед, чтобы увидеть алмазную гору.

Через некоторое время увидел купец впереди диковинную картину: стоит посреди пустыни согнутый в три погибели человек и держит на своих плечах трон, на котором восседает чудище с горящими глазами.

Согнутый человек. Как я рад тебе, о почтенный купец! Познакомься. Это демон алчности на моих плечах. Зовут его Мар- дуф. Теперь его на своих плечах будешь держать ты.

Купец 3. Но почему я? Я ведь пришел за алмазами!

Согнутый человек. Ты будешь держать его до тех пор, пока не придет сменить тебя такой же корыстный и жадный к день­гам человек, как мы с тобой.

Купец 1. А алмазы?

Согнутый человек. Я продержал Мардуфа на своих плечах тридцать лет и три года. Пришел сюда молодым и веселым. Ухожу старым и печальным. Моя семья распалась, я потерял здоровье. Зачем мне теперь алмазы?

Автор. Вот так и закончилась эта история. Только в пустыне почему-то появляется в последнее время не по три путешественника, а все больше и больше...

Классный руководитель. Грустную историю вы нам рассказали. Но, к сожалению, таких историй, связанных с деньгами, можно услышать очень много. Что же такое деньги, откуда они появились в жизни человека - об этом наш сегодняшний рассказ.

Ведущий 4. Когда точно появились деньги, никому не из­вестно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают; что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода.

Ведущий 5. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попро­буем.

Игра «Натуральный обмен»

Все ученики получают карточки с изображением различных предметов.

В карточке указано, какой предмет на что можно обменять. Затем ребята ищут человека, с которым можно произвести обмен товара. Время выполнения - 10 минут.

Ведущий 1. Долго мучились наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество».

Ведущий 2. Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство - скот, главный подвиг - угон его от соседей». Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.

Ведущий 3. Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов (слайд на экране):

• Рыба.

• Меха.

• Жемчужины.

• Коровьи черепа.

• Нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней.

• Зубы собак, кенгуру и дельфинов.

• Стеклянные бусины.

• Раковины.

• Перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Но­вой Гвинее - вплоть до наших дней.

• Куски меди.

• Бруски соли.

• Железные прутья.

• Бронзовые колокольчики.

• Мешочки с бобами какао.

• Шкуры животных.

Ведущий 4. А вот еще удивительная денежная единица - фея. Но не путайте ее со сказочным персонажем в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить Добрые чудеса.

Ведущий 5. Фея - это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана.

Феи - это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты-феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о том, что он очень богат.

Ведущий l.Ho приобретать необходимый товар людям было очень сложно. Почему, - спросите вы. Предлагаю вам вы­сказать свои умозаключения, прослушав вот эту маленькую историю, которую я прочитал в стенгазете, подготовленной нашими ребятами.

Ведущий 2. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на сло­новые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

Обсуждение учащихся.

Ведущий З.Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами, к которым относятся золото и серебро.

— Как вы думаете, почему так произошло?

(1. Легко делятся на части.

2. Легко превращаются в слитки.

3. Мало изнашиваются.

4. Не портятся.)

Ведущий 4. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве Лидии на берегу Эгейско­го моря на рубеже VIII—VII веков до н. э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.

Ведущий 5.В России первоначально основной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам - получались две полтины, или же на пятьдесят резаний.

Ведущий 1. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100:1.

Классный руководитель. А как появилось слово «деньги»?

Ведущий 2. Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось.

Ведущий 3. Я хочу предоставить слово ребятам, готовившим стенгазету. У них есть факты в рубрике «Это интересно».

Ученик 1. Мы нашли интересный и курьезный факт, связанный с деньгами. Он относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, дочери царя Петра Первого. Императрица Елизавета Петровна заказала оду в свою честь известному ученому Михаилу Ломоносову. За понравившуюся ей оду она пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес которых составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколь­ко подвод.

Ведущий 4. Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину в Италию после долгого путешествия по Китаю, он рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью». В Европе усомнились в правдивости рассказов Марко Поло.

Ведущий 5. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран.

Ведущий 1. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.

На экране - слайды, демонстрирующие купюры разных стран.

Ведущий 2. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название - «ассигнации» - происходит от латинского слова «ассигнацио» - «назначение». «Назначить» означало «ввести в обращение».

Ведущий 3. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру. В простонародье эту купюру называли «Катенька» - по имени императрицы.

Ведущий 4. Для денег не существует границ, для их названий границ тоже нет.

Ведущий 5. Мы хотим дать слово ребятам, которые готовили стенгазету «Из истории названий денег».

Выступления ребят сопровождаются слайдами.

Ученик 1. Название американского доллара, например, произошло от слова «талер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других стра­нах Европы.

Ученик 2. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоин­ством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.

Ученик 2. Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называли собственную валюту словом «франк» (пока не ввели евро).

Ученик 3. Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, евро. К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег - их заменяют пласти­ковые кредитные карточки, по сути - электронные деньги.

Ведущий 1. Итак, проследили историю денег от их появления до сегодняшнего дня.

Ведущий 2. Теперь вы можете себе представить, что деньги - это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах и о том, как к ним нужно относиться, было написано немало научных трудов.

Ведущий 3. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание - литератур­ную викторину.

1. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «.. .На этом поле выкопай ямку, скажи три раза "Крекс, фекс, пеке", положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (Буратино, герой сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик».)

2. Кто автор произведения, в котором:

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(«Муха-цокотуха», Корней Чуковский.)

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас».

(Разговор между котом Матроскиным и Шариком, героями книги Эдуарда Успенского «Про дядю Федора».)

4. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (В царстве Гвидона были деньги золотые: «Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету, Да пускают в ход по свету».)

5. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Льюиса Стивенсона.)

6. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, из книги Даниэля Дефо.)

Ведущий 4. Появление денег было не менее важно для раз­вития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Ведущий 5. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег!

Ученик. Вот как об этом написал Александр Пушкин в «Скупом рыцаре»:

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно - тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп –

Я захлебнулся бы в моих подвалах верных.

Классный руководитель. А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раз­доры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».

Ведущий 1. Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги -  великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой - это зло, от которого только беды и несчастья. А что думаете вы по этому поводу?

Ответы и рассуждения учащихся.

Ведущий З. А сейчас я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком и запишите  ее на доске.

Должно получиться

• Денег куры не клюют.

• Без копейки рубля не бывает.

• Захочешь добра - посыпь серебра.

• С деньгами мил, без денег постыл.

• Не хвались серебром, хвались добром.

• Без нужды живет, кто деньги бережет.

• Долго спать, с долгом встать.

• И слова не скажи, только грош покажи.

• Есть грош, будет и рожь.

• Денежка не бог, а бережет.

• Через золото слезы льются.

• Без денег сон крепче.

• Тот мудрен, у кого карман ядрен.

• Денежки в кармане - друзья с нами.

• Денежка ничья не щербата.

• Денег нет, зато сами золото.

• На деньги ума не купишь.

• На деньги поста нет.

• Золото моем, а сами голосом воем.

• Золото не говорит, да много творит.

• Деньги - склока, да без них плохо.

Ведущий 4. Даже из пословиц и поговорок понятно, что о деньгах можно судить по-разному. Об этом в свое время сказал

Уильям Юарт Гладстон, премьер-министр Великобритании: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег».

Ведущий 5. Казалось бы, деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас как природная стихия.

Ведущий 1. Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение - это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Сделать это почти невозможно. Поэтому часто говорят, что деньги нужно чувствовать.

Ведущий 2. Но, подводя итоги нашего информационного часа, посвященного такой серьезной теме, хотелось бы напомнить: чем бы мы ни занимались в будущем, кем бы мы ни стали, повзрослев, все мы должны признать, что есть вещи, которые цены не имеют.

Это - здоровье, любовь близких, уважение окружающих людей, собственное хорошее настроение и желание жить не ради денег!

Ведущий 3. Прислушайтесь к мнению французского пи­сателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорогая плата».

Ведущий 4. Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Ведущий 5. Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются Деньги.

Ведущий 1. А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать добрым советам родных, близких, друзей и просто умных книг.

Ведущий 2. Давайте обратимся к правилам обращения с деньгами, которые приготовили все группы для сегодняшнего Информационного часа. Сейчас наступает минутка важной информации для каждого из нас. Каждая группа подготовила пла­кат с правилом. Мы вывешиваем их на доску и знакомимся с их смыслом.

Правило первое. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.

Правило второе. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.

Правило третье. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

Правило четвертое. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.

Правило пятое. Старайтесь не влезать в долги! «Никогда и ничего не просите», - говорит Воланд, герой романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. - Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас».

Правило шестое. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Правило седьмое. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь - выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Классный руководитель. Наш информационный час подошел к концу. Мы не только познакомились с историей появления денег на земле, но и убедились в том, что деньги не заменят доброго отношения друзей и родных, окружающих людей. Хорошо иметь деньги, но еще лучше их потратить на добрые дела.

Я думаю, ребята, что сегодняшний информационный час будет вам полезен, прежде всего тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. А еще вы с удовольствием прочитаете произведения истории и литературы, которые расскажут вам о том, какой может быть жизнь человека, если деньги станут целью его жизни. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Фрэнсис Бэкон: «Деньги - очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного классного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час в 7-8 классе на тему Семья

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 17:22 +1
Очень интересное и необычное мероприятие! В чем необычность?! Во-первых, очень интересная тема, во-вторых, нестандартная форма проведения классного часа. Понравилось также то, что все дети задействованы в мероприятии: одни подбираю информацию, другие собирают фольклорный материал, кто-то ставит театрализованное представление. Интересна задумка со стенгазетами. Здорово!