Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Классный час для 8, 9 класса

Сценарий классного часа для школьников: «Наш дар бесценный - речь»

Цели: научить учащихся правильно пользоваться речью, повысить уровень ее грамотности; обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка; побудить к более бережному, обдуманному владению собственным словом.

Подготовка

В классе вывешиваются плакаты с высказываниями известных писателей, литературоведов о богатстве и красоте русского языка.

На доске

«Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Лев Васильевич Успенский)

«Наш русский язык... способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». (Николай Александрович Добролюбов)

«.. .Русский язык - клад, достояние, бережно переданное нам нашими предшественниками...». (Иван Сергеевич Тургенев)

Действующие лица

Ведущие.

Учитель.

Сева.

Пушкин.

Ученик.

Предварительное анкетирование

1. Умеете ли вы общаться?

2. Что такое искусство общения?

3. Считаете ли вы, что нужно учиться искусству общения? Или это умение приходит само?

4. Считаете ли вы себя интересным собеседником?

5. Допускаете ли вы, что книга о проблемах общения могла бы вас заинтересовать?

6. Что такое дар общения?

7. Употребляете ли вы в своей речи сленговые фразы, нецензурные выражения?

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый вечер. Сегодня мы поговорим с вами о культуре общения. «Борьба за чистоту, смысловую ясность языка есть борьба за орудие культуры», - говорил М. Горький.

Ведущий 2. Зачем нам нужен язык? Над этим вопросом размышлял русский человек с древних времен и выразил свое отношение к слову в многочисленных пословицах. Вот некоторые из них:

• Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

• Слово пуще стрелы разит.

• Кто языком штурмует, не много навоюет.

• Пустая мельница и без ветра мелет.

• Говорил день до вечера, а слушать нечего.

• Лишнее говорить - себе вредить.

• От одного слова - да навек ссора.

• За худые слова слетит и голова.

• Кстати промолчать - что большое слово сказать.

• Доброе слово лучше мягкого пирога.

• Ветер горы разрушает, а слово - народы поднимает.

На основе пословиц сделайте вывод об отношении русского народа к слову.

Ведущий 1. И вы правы. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь - пальцем не растычешь», - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. Поэтому народ всегда ревниво оберегал язык от засорения и порчи, развивал и обогащал его.

Ведущий 2. Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. В повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы мучаемся, пытаясь найти его, это единственное нужное, правильное, точное. «Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды...» - эти слова Маяковского не только о поэтах и о поэзии. Это и о каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Вадим Сергеевич Шефнер. «Слова»).

Ведущий 1. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон поучал своего сына: «Будь искусным в речах - слово сильнее, чем оружие». Об этом необходимо помнить каждому человеку. Нельзя не вспомнить известные слова Валерия Брюсова о родном языке:

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Учитель. А сейчас обратимся к анкетам. Большинство из вас считают, что умеют общаться, но книги по проблеме общения вам интересны. Искусство общения вы определяете как умение общаться с людьми, культуру, а дар общения - это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Многие употребляют в своей речи и сленговые фразы, и нецензурные выражения.

Действительно, сегодня никто не будет спорить с тем, что язык Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других художников слова - это наша национальная гордость, это то, чем может гордиться каждый россиянин. Но настораживает то, что этот великий язык может остаться только лишь языком художественных произведений, уйти безвозвратно в историю, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления.

На каком же языке мы говорим сегодня?

Инсценировка стихотворения И. Солодаря «Тарабарщина».

Сцена 1

Ведущий 1.

Прибежал из школы Сева,

Зычно крикнул:

Сева. «Предки, где вы?»

Ведущий 1.

А сестра ему в ответ:

Сестра. «Папы с мамой дома нет!»

Ведущий 1.

Сева с жаром восклицает:

Сева.

«Отпасни обед, сестра!

Шамать - просто умираю –

Не рубал еще с утра!»

Ведущий 2.

И, набивши рот печеньем,

Продолжал он с увлеченьем:

Сева.

«Мы писали сочиненье

"Береги язык родной!"

Захиляли все ребята –

Память, что ли, коротка.

Я решил паять цитаты

О богатстве языка.

Вспомнил Льва Толстого - сила!

Вспомнил Чехова - моща!

Все, о ком ты говорила,

Вспрмнил я - на «эф», на «ща»;

Фета, Щедрина - законно,

Гончарова и тэ дэ.

Мы, небось, ведь не филоны.

Знаем, что, куда и где.

Вот за это сочиненье

(Я трепаться не хочу),

Без сомненья, без стесненья

Я пятерку отхвачу.

Хочешь спорить? Бесполезно.

Тема хоть и хилая –

Написал-то я железно

И со страшной силою.

Я тебе не Васька Кочкин.

Он сидит, дрожма дрожит,

Написать не может строчки,

Все забыл он, вот рахит.

Тут, конечно, дело ясно:

Ваське крышка, переплет.

Оторвет он кол потрясно,

А экзамен не толкнет.

Потому что все прохлопал,

Вечерами все стилял

И в кино охотней топал,

Не в библиотечный зал.

Мне за Ваську так неловко:

Друг такой - один позор...

Ну, спасибо за шамовку.

Прошвырнусь-ка я на двор.

Сцена 2

Ночь. Сева спит.

Ведущий 2.

Ночью Севе снится сон:

Чей-то профиль у подушки...

Александр Сергеич Пушкин!

Неужели это он?

Севе хочется поэту

Рассказать в мгновенье это,

Как ему Дубровский мил,

Как пленился он Русланом,

Как смеялся над Салтаном,

Как Гвидона полюбил...

Как прекрасно величавы

«Медный всадник» и «Полтава»,

Как трагичен «Годунов»...

Только нету нужных слов,

Нету слов хороших, внятных,

Сильных, ярких, всем понятных,

Сева шепчет, трепеща:

Сева.

«Ваша проза - во! Моща!

Ваши сказки - колоссально!»

Ведущий 1.

Почему же так печально

Восьмикласснику в ответ

Улыбается поэт?

Страницы: 1 2 3

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 17:13 +1
Да, действительно, иногда на практике сталкиваешься с тем, что культура речи некоторых детей желает лучшего. Я считаю, что во многом манера говорить и стиль общения ребенка напрямую зависят от того, КАК говорят в семье. Но не маловажное значение, а может быть и первостепенное, имеет здесь и школа. Ведь именно на уроках русского языка, литературы, на таких вот классных часах учителя повышают уровень грамотности детей, учат их правильно пользоваться речью.
Ольга Александровна Рафейчик # 8 января 2014 в 01:38 +1
Спасибо большое, очень актуальная разработка. В наши дни дети не только не могут правильно и красиво говорить, их словарный запас не позволяет им грамотно сформулировать свою мысль. Данное занятие непременно заставит задуматься учащихся о том, как они говорят, и покажет, как нужно говорить правильно и красиво.
Елена Сергеевна Иванова # 28 ноября 2014 в 23:13 0
действительно тема очень интересная и как бы не казалось печально но факт многие дети плохо разговаривают а все от того что речь не развивают
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:08 0
спасибо за интересный материал