Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение

Пушкин.

«Не по-русски говоришь ты,

Не пойму тебя я, нет!»

Ведущий 2.

В школах Сев подобных много.

И сказать им нужно строго,

Тарабарщиной нельзя

Заменить язык, друзья!

Ученик. Из подслушанного разговора: «Из уст приятелей сына я часто слышу одобрительный возглас "кул!" (от англ. cool- круто). Хороший журнал - кул, интересный фильм - кул, красивая Девочка - кул».

Ученик. Из подслушанного разговора. Учитель сетует: «Порой я не понимаю языка своих учеников. Стоит отвлечься от биологии, которую я им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что современные дети говорят не на русском, а на полуамериканском языке».

Ведущий 1. О какой проблеме современного русского языка идет речь? Конечно же, о проблеме заимствованных слов. В русский язык, по образному выражению Александра Сергеевича Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древних времен. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными.

Ведущий 2. Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства, реформы Петра I вызвали бурный поток заимствованных слов.

В 90-е годы XX века - время глобальных перемен во всех сферах жизни России - происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов.

Настораживает то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляемых заимствованных слов, поэтому их неуместное употребление в речи носит комический характер.

Ученик. Из подслушанного разговора. Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец - это былинный супергерой».

В сочинениях можно встретить такие выражения: «Салтыков-Щедрин хлестко описывает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворянина».

Ведущий 1. Проверим, понимаете ли вы некоторые заимствованные слова:

• Блокбастер. (Сенсация, фильм, имеющий огромную популярность.)

• Ремейк. (Переделка.)

• Постер. (Небольшой плакат.)

• Тинейджер. (Подросток, юноша или девушка, от 13 до 18 лет.)

• Сейл. (Распродажа по сниженной цене.)

• Прайм-тайм. (Лучшее время.)

• Мультиплекс. (Многозальный комплекс.)

Учитель. Все ли заимствования нужны носителям русского языка? Вот какого мнения придерживаются на этот счет ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по шесть-семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли?

Ведущий 2. В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление - уместно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на «престижные» заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие сознания.

Ведущий 1. Чувствительность к слову Василий Александрович Сухомлинский считал важнейшей предпосылкой гармоничного развития личности. Знание и сохранение всех тонкостей языка - это прежде всего понимание себя как индивидуума, сознание себя как части народа той или иной национальности, как продолжение его истории.

Ведущий 2. Культура речи означает умелое, правильное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка. Обратите внимание: не знание только, а умелое, свободное владение навыками! Мы со школьной скамьи помним, что числительные склоняются, а послушаешь некоторых людей - и диву даешься: «...из двести семьдесят пять делегатов...». Да полноте, учился ли человек в школе?!

Ведущий 1. А теперь мы предлагаем вам проверить, правильно ли вы произносите некоторые слова. Но для начала давайте разделимся на команды, чтобы быстрее и веселее справиться с заданием.

Проставить ударение

агЕнт                                            досУг

баловАть                                     заверЕние

бомбардировАть                       знАчимость

благоволИть                               медикамЕнты

бюрокрАтия                                намЕрение

диспансЕр                                   непочАтый

донЕльзя                                     озорничАть

Ведущий 2. Не забыли ли вы грамматику? Исправить грамматические ошибки

Неправильно

Правильный ответ

Пирожки с повидлой.

Дай мне полотенец.

Я простынь повесила на веревку.

Жаль, сапогов не достала.

Сколько время?

Эта юбка длиньше.

Это наиболее лучший вариант.

Пирожки с повидлом.

Дай мне полотенце.

Я простыню повесила на веревку.

Жаль, сапог не достала. Сколько времени?

Эта юбка длиннее.

Это лучший вариант.

Ведущий 1. Правильно ли вы употребляйте слова? Исправить грамматические ошибки

Неправильно

Правильный ответ

Кто в очереди крайний? Вы сейчас сходите?

Кто в очереди последний?

Вы сейчас выходите?

Ведущий 2. Каждый язык богат и неповторим. Но нынешнему поколению хочется добавить своего, современного. Другая сторона состояния современного русского языка - употребления жаргонизмов и многообразной нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы живем в эпоху третьей волны жаргонизмов.

Ведущий 1. Илья Ильф и Евгений Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 1112 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.

Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:

• Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)

• Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)

• Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)

• Оттопыриться. (Приятно провести время.)

Ведущий 1. Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда пометки: убогое слово тянет убогую мысль. А вот «на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова», как сказал М.Ю. Лермонтов.

Ведущий 2. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

Ведущий 1. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень ред. ко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

Ведущий 2. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?

Ведущий 1. Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.

Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Учащиеся обсуждают предложенные вопросы.

Учитель. В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать произведения, которые еще раз подтвердят бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «.. .Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Страницы: 1 2 3

Екатерина Чобанова # 17 июня 2013 в 17:13 +1
Да, действительно, иногда на практике сталкиваешься с тем, что культура речи некоторых детей желает лучшего. Я считаю, что во многом манера говорить и стиль общения ребенка напрямую зависят от того, КАК говорят в семье. Но не маловажное значение, а может быть и первостепенное, имеет здесь и школа. Ведь именно на уроках русского языка, литературы, на таких вот классных часах учителя повышают уровень грамотности детей, учат их правильно пользоваться речью.
Ольга Александровна Рафейчик # 8 января 2014 в 01:38 +1
Спасибо большое, очень актуальная разработка. В наши дни дети не только не могут правильно и красиво говорить, их словарный запас не позволяет им грамотно сформулировать свою мысль. Данное занятие непременно заставит задуматься учащихся о том, как они говорят, и покажет, как нужно говорить правильно и красиво.
Елена Сергеевна Панина # 28 ноября 2014 в 23:13 0
действительно тема очень интересная и как бы не казалось печально но факт многие дети плохо разговаривают а все от того что речь не развивают
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:08 0
спасибо за интересный материал