Классный час «Любознательность», 2 класс

Конспект классного часа для младших школьников на тему: «Любознательность - путь к знаниям»

Учитель. Вы пришли в школу, чтобы получать знания, и запас этих знаний пока у вас очень мал, но с каждым днем вы будете узнавать все больше и больше. Если представить знания, которые вы накопили в виде круга, то нетрудно понять, что круг ваших знаний будет увеличиваться и увеличиваться. Это утверждение можно изобразить схемой. (На каждой последующей ступеньке лестницы круг знаний становится все больше и больше.)

Но чтобы круг знаний увеличивался, человек должен учиться. Вспомните, каким символом мы обозначали мысль?

Дети. Стрелой.

Учитель. А теперь представьте: ваша мысль стремится из круга тех знаний, которые вы накопили, к новым знаниям. Как это можно изобразить? (Если дети не смогут, вызвать желающего к доске и вместе, попутно объясняя и спрашивая, нарисовать: точка (я), малый круг (мои знания), стрела, исходящая из точки и выходящая за пределы круга (стремление к новым знаниям). Нарисовав несколько стрел, очертить по концам стрел новую окружность.)

Человек должен учиться всегда, всю свою жизнь, только тогда круг наших знаний будет постоянно наполняться и увеличиваться. В жизни всегда больше людей, которые хотят учиться, но есть и такие, которые не хотят этого. Тех, кто учится и много знает, называют знающими и умными. А тех, кто не хочет учиться и мало знает, называют невеждами или глупыми людьми.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - эго желание и стремление ВСЕГДА и ВЕЗДЕ приобретать новые знания. Любознательный человек ЛЮБИТ познавать новое. Если он чего-то не знает, он стремится это узнать, интересуется, расспрашивает. Давайте вместе медленно произнесем слово «любо - знатель - ность». Это слово означает «любовь к знаниям». Причем любознательный человек не просто любит знания, любуется умными людьми, он и сам хочет стать умным, поэтому и расспрашивает, и читает много, ему все интересно, он СТРЕМИТСЯ к знаниям, прилагая ТРУД учения. Ведь, как известно, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Как вы думаете, какое сердце у любознательного человека?

Дети. Горячее.

Учитель. Любознательность часто путают с любопытством, но это неправильно. ЛЮБОПЫТСТВО - это минутный интерес к чему-либо, который остается без последствий, то есть у человека потом не появляется желаний познавать, расспрашивать, читать книги. Любопытство - это интерес или желание что-то узнать без пользы для себя. Давайте запомним с вами старинное русское назидание (полезный совет), чтобы никогда не путать эти понятия: «Наука любознательна, невежество любопытно». Однако любопытство, которым обладает любой человек, говорит о том, что в сердце человеческом, в его душе есть желание познавать, только не у всех это желание познавать развито до любознательности. Как вы думаете, какое сердце у любопытного человека?

Дети. Теплое.

Учитель. Но, как мы уже знаем, из теплого можно сделать как горячее, так и холодное. Чтобы получить горячее, нужно прилагать усилия и труд, ведь чтобы нагреть теплую воду до состояния кипятка, нужны огонь и труд, а чтобы из теплой воды сделать холодную, не надо делать ничего, вода постепенно без огня остывает сама. Как вы думаете, в кого легче превратиться, в знающего и умного, или в невежду и глупого?

Дети. Легче превратиться в невежду.

Учитель. Стать глупым и невежественным - это самое легкое занятие для человека, для этого вообще ничего не надо делать, ну разве что слоняться без дела да дни напролет смотреть телевизор. Так какое же сердце может быть у невежественного человека?

Дети. Только холодное.

Учитель. Невежество - это когда человек, не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Невежественный человек часто говорит: «Я этого не знаю и знать не хочу» или «Я и так уже все знаю, мне другие знания не нужны» или «Мне это все уже давно знакомо, ничего нового я в этом не вижу». Невежество - это огромное зло, из-за которого страдает все человечество. Эго темница для сознания, сложенная для себя самим человеком. Невежество - это мощная преграда на пути улучшения (совершенствования) человека. Невежда говорит: «Не знаю» - и успокаивается в бездействии. Он как бы отгораживается от новых знаний, не подпускает их к себе, но мы уже знаем: если в печку не подбрасывать дрова, она потухнет, если человек не будет учиться, если у него не будет желания познавать все новое и новое для него, он неминуемо станет глупцом. Поэтому невежественный человек причиняет вред, прежде всего, себе самому.

Запомните: познание бесконечно, потому что сферы, в которых человек может приложить свой разум, огромно. Мир бесконечен в своих проявлениях, поэтому каждому есть что познавать и для каждого есть дело, где он может приложить свои знания. Скажите, вы стараетесь учиться всегда и везде или только в школе? Кто-то из вас ходит в музыкальную школу или посещает кружки, спортивные секции, может, кто-то учится рисовать, лепить? (Ответы.)

У любознательного человека пытливый ум, он не успокаивается, овладев достигнутыми знаниями, он всегда готов к поиску знания, желает узнать больше, чем знал раньше. Значит, человек с ГОРЯЧИМ сердцем стремится и создает не только красоту, но и развивает свой ум. У людей с ТЕПЛЫМ сердцем есть в душе и зерна красоты, и желание познавать, но лень и неуверенность в своих силах мешают ему сделать сердце горячим. Как вы думаете, с чем, прежде всего, нужно бороться человеку с теплым сердцем?

Дети. С ленью и неуверенностью.

Учитель. Именно так, только уверенность и трудолюбие могут превратить теплое сердце в горячее. Невежественному человеку еще труднее воспитать горячее сердце, но человек может всего добиться, если захочет.

Дополнительный литературный материал

Любознательная черепаха

Когда-то среди многочисленных резвых и быстроногих обитателей леса жила медленная беззащитная Черепашка. Тогда на ней еще не было прочного панциря, как теперь, и ей приходилось прятаться от врагов в болотистой реке или в высокой и густой прибрежной траве. Не могла Черепашка быстро бегать, не имела страшных зубов и острых когтей, чтобы спастись в случае опасности. И когда ее соседи ящерицы и лягушки беззаботно резвились и играли, Черепашка подолгу отсиживалась в незаметных местах и укромных уголках и думала о своей трудной жизни.

Как-то раз надоело Черепашке отсиживаться в болоте и прятаться от своих быстрых и зубастых врагов. Решила она всерьез начать учиться и познавать все новое вокруг, чтобы с помощью этих новых знаний сделать свою жизнь лучше и интереснее. Соседи Черепашки, быстрые ящерицы и ловко прыгающие лягушки, долго смеялись над ее затеей. Учеба им казалась делом совсем неинтересным, а новые знания они считали совсем лишними и ненужными. Все называли Черепашку странной и не похожей на других, ведь вместо веселья и игр она выбрала учебу и трудное познание. Но Черепашка не обращала внимания на насмешки беззаботных и любящих развлечения соседей и ушла путешествовать по далеким берегам и рекам, чтобы изучить, как от врагов защищаются другие животные, живущие в дальних странах, и из чего и как они строят свои норы, гнезда и убежища.

Как-то раз, плывя по реке, Черепашка попала в голубое море. Там, на морском дне, она увидела моллюска, живущего между двумя большими и плоскими ракушками. Долго Черепашка пряталась рядом в водорослях и внимательно наблюдала за ним. При виде опасности моллюск быстро и плотно закрывал две свои ракушки и прятался внутри между ними. Даже острые и крепкие зубы коварной акулы были бессильны против его почти что каменного домика. Однажды Черепашка подплыла к моллюску и спросила у него, где он нашел такой простой и крепкий домик. Моллюск осторожно приоткрыл две раковины пошире и ответил:

- Когда мы умираем, наши домики остаются пустыми, как у улиток, и тогда в них может поселиться кто угодно. Если ты, Черепашка, хочешь найти себе такой же домик, как у меня, то проплыви к тому большому камню и возле него найдешь две точно такие, как у меня, пустые ракушки. Если ты в них решишься остаться жить, то заберись между ракушками и посиди в них, тогда через некоторое время они сами прирастут к твоему брюшку и спинке, и ты сможешь так же, как и я, легко прятаться от своих зубастых врагов.

Поблагодарила Черепашка доброжелательного моллюска и сделала так, как он ее научил. Прошло не гак много времени, и Черепашка вернулась в свою болотистую реку в удивительном и невиданном доселе никому твердом панцире. Все соседи Черепашки, лягушки и ящерицы, от удивления аж рты приоткрыли и глаза вытаращили. Оказалось, что не зря Черепашка ползала по свету в поисках новых знаний. Много своих зубов поломали враги Черепашки о ее новый прочный домик. А сама она так привыкла к новому убежищу, что совсем уже не боялась ходить даже перед носом у самых хищных и страшных зверей.

Долго все завидовали Черепашке и говорили о ее новом удобном домике. Но никто не захотел учиться и искать новые знания, как эго делала Черепашка. Все, как и прежде, хотели только веселиться, дружно хором квакать и без устали резвиться. Но однажды неизвестно откуда, в песке на берегу болотистой реки появились две кучи яиц: одни были большие, а другие - совсем маленькие. Никто из лягушек и ящериц не хотел знать, что это за яйца, и все, как и прежде, бегали, квакали и веселились. Одна только Черепашка пыталась что-то сказать своим соседям, но ее знания и умные слова никто не захотел слушать. Напрасно старалась Черепашка. Как только она подползала, чтобы сказать нечто важное, лягушки и ящерицы тут же убегали от нее, весело играя. Вскоре из больших яиц вылупились зверьки, очень похожие на маленьких ящериц, а из яиц поменьше стали появляться маленькие безобидные червячки. Вновь пыталась Черепашка чему-то научить глупых и невежественных ящериц и лягушек, но все было бесполезно, все от нее убегали. Незаметно промелькнуло время, и оказалось, что эти маленькие зверьки и безобидные червячки выросли и превратились в страшных крокодилов и ядовитых змей.

Давно уже на той самой болотистой реке нет ни беззаботно бегающих ящериц, ни громко квакающих лягушек. И те, и другие сразу были съедены змеями и крокодилами. Но зато, как и прежде, в той болотистой реке продолжала жить мудрая и уже ставшая взрослой Черепаха, которая, как и прежде, всегда стремилась к новым знаниям. В конце концов через много лет после долгих поисков и размышлений ей удалось открыть одно чудодейственное средство, благодаря которому теперь все черепахи живут в своем крепком панцире аж целых триста лет.

Вопросы к тексту:

1. Знала ли Черепашка о том, кто может вырасти из появившихся на берегу реки яиц?

2. Почему только Черепашка знала о таинственных яйцах?

3. Из-за какого своего качества погибли лягушки и ящерицы на болотистой реке? (Невежество, нежелание знать и учиться.

4. Благодаря чему, какому качеству Черепашка нашла себе прочный домик и прожила целых триста лет? (Стала учиться и стремиться к знаниям.)

5. Что нужно было сделать лягушкам и ящерицам, чтобы остаться в живых? (Интересоваться знаниями и познавать все новое и неизведанное.)

Рекомендуем посмотреть:

В мире мыслей, 2 класс. Классный час

Классный час во 2 классе. Какая у меня память

Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Классный час о честности, 2 класс

Классный час «Я познаю себя», 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!