Классный час «Жители леса», 1 класс

Внеклассное занятие в 1 классе. Теремок «Смекалка»

Методические рекомендации. Занятие расширяет представления детей об обитателях леса; развивает внимание, память, мышление, пространственную ориентацию; воспитывает чувство доброты, формирует элементарные навыки поведения в лесу.

Оборудование: рисунки мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя или таблички с названиями данных животных; рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур, цветные карандаши, бумага.

Учитель. Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных действующих лиц «Теремка».

Разминка.

➢ Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настаёт, тогда перестаёт. (Муха.)

➢ Её подковал Левша. (Блоха.)

➢ Придет месяц май,

Вылетит птица в рай.

Нос, как спица,

Саму чуть видно,

А голос слышно. (Комар.)

➢ Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь.)

 

➢ Сестра жабы. (Лягушка.)

➢ Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках. (Заяц.)

➢ Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

➢ В сарай попала — всех кур пересчитала. (Лиса.)

➢ Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк.)

➢ Летом бродит без дороги между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)

Учитель. Итак, начинает сказка сказываться...

Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что живет в нем не. обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает, всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам, например, попросит задачку решить, ребус разгадать или кроссвордом заняться.

И вот как-то бежит мимо теремка блоха-попрыгуха и стучится:

— Кто, кто в теремочке живет?

— Я, муха-горюха. А ты кто?

— А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить.

— Пущу, если ты мое задание выполнишь.

— Постараюсь.

— Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, должны хорошо знать лес и его обитателей. Ответь- ка на вопросы.

Учитель. Ребята, давайте-ка мы поможем блохе-попрыгухе выполнить задание. Вопросы.

• Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка.)

• Какой страшный зверь любит малину? (Медведь.)

• Что делает зимой ёж? (Спит.)

• Кто такие листопаднички? (Зайчата.)

• У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина.)

• Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)

• Кем раньше была лягушка? (Икринкой, головастиком.)

• Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока.)

Учитель. Стали они жить вдвоем. Летит мимо комар-пискун и стучится:

— Кто, кто в теремочке живет?

— Я, муха-горюха.

— Я, блоха-попрыгуха. А ты кто?

— А я комар-пискун. Пустите меня к себе жить.

Муха говорит:

— Пустим, если ты мое задание выполнишь.

— Я буду очень стараться.

— Ну, слушай. Возьми цветные карандаши и раскрась части цветка таким образом:

Красный лепесток — под номером 1.

Синий —- слева от него.

Коричневый находится внизу.

Зеленый лепесток предшествует коричневому лепестку.

Черный находится между синим и красным.

Сердцевина — желтая.

Учитель. Поможем комару?

Примечание: дети срисовывают с доски цветок. Выполняют задание под (руководством учителя.

Учитель. Стали они жить втроем.

Бежит мышка-норушка и стучится в теремок:

— Кто, кто в теремочке живет?

Учитель. Ребята, глядя на рисунки (или таблички с названиями) героев сказки, расположенные на доске, продолжите разговор мышки-норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор.)

... Говорит муха:

— Посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь.

Учитель. Не хотите ли помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание.)

Думаю, теперь мышку пустят в теремок. А кто скажет, как надо обращаться с цветами в лесу? (Ответы детей.) Послушайте замечательное стихотворение:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

... Стали они жить вчетвером.

Скачет мимо лягушка-квакушка, стучится:

— Кто, кто в теремочке живет?

Учитель. Продолжите разговор лягушки с жителями теремка. (Дети продолжают.) ...

Говорит муха:

— Ну, слушай. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Учитель. Ребята, давайте поможем лягушке-квакушке.

• Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т.к. он не хищник.)

• Лиса, волк, баран, заяц. (Баран, т.к. это домашнее животное.)

• Белка, сорока, крот, ёж. (Сорока, т.к. это птица.)

Учитель. Стали они жить впятером. ... Идет зайчик-побегайчик. Стучится он в теремок:

— Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор.) ...

Говорит муха:

— Отгадай загадки о лесных ягодах.

Учитель. Требуется ваша поддержка, ребята!

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

 

Красненькая матрешка,

Беленько сердечко. (Малина.)

 

Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Подмигнет тебе украдкой

Дозревала под снежком.

Из травы фонарик сладкий.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Земляника.) (Клюква.)

Учитель. Стали они жить вшестером. Бежит мимо лисичка-сестричка — стук-постук:

— Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, изображения героев сказки, помещенные на доске, помогут вам продолжить разговор лисы с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор.) ...

Говорит муха:

— Давай с тобой поиграем в игру «Съедобное-несъедобное». Я буду называть грибы. Если они съедобные — похлопай лапами, а если нет — потопай. Будь внимательна!

Давайте мы тоже поиграем, заодно и лисичке- сестричке подскажем!

Масленок! (Хлопают.)

Моховик! (Хлопают.)

Поганка! (Топают.)

Боровик! (Хлопают.)

Волнушка. (Хлопают.)

Хлопушка! А-а-а! Нет такого грибочка! Я пошутила! Шампиньон! (Хлопают.) Лисичка! (Хлопают.)

Сестричка! Ага! Попалась, лиса! Это я придумала!

Подберезовик! (Хлопают.)

Сыроежка! (Хлопают.)

Мухомор! (Топают.)

Груздь! (Хлопают.)

Рыжик! (Хлопают.)

Чижик! Чижик-пыжик, где ты был? Да не гриб это!

Опенок! (Хлопают.)

Слоненок! (Топают.)

...Стали они жить всемером.

Идет мимо волчище-серый хвостище.

— Кто, кто в теремочке живет?

Учитель. Вам слово, ребята. (Дети продолжают разговор волка с другими героями сказки.) ... Говорит муха:

— Отгадай загадки про грибы.

Ребята, поможем серому волку? (Дети отгадывают загадки.)

Этот гриб красив, хорош,

На опавший лист похож.

Как березка, ножка,

Виден он с дорожки.  (Подберезовик)

 

Нет дружней грибов, чем эти.

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу   (Опята)

 

Пока дети — каждый

в берете.

Повзрослели — шляпы

надели. (Рыжики)

 

Он в лесу стоял,

никто его не брал

В красной шапке модной никуда

не годный (Мухомор)

Учитель. Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб — не твой гриб!»

... Стали они жить ввосьмером.

Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь

— Кто, кто в тереме живет?

Ребята, продолжите разговор героев сказки (Дети продолжают.)

... Испугалась муха грозного голоса медведя косолапого и решила загадать ему самое трудное задание.

— Ну, слушай. Я буду говорить предложение, а ты отвечай одним словом — «да» или «нет».

Учитель. Ребята, будем медведю помогать? (Отклик детей.) Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь, полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги. Пусть он лучше себе другой дом поищет.

«Да» или «Нет»?

• Ворона — перелетная птица. (Нет)

• Скворцы прилетают к нам осенью. (Нет)

• Грач открывает весну. (Да)

• Жаворонок любит петь над полем. (Да)

• Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. (Да)

• Дятел — санитар леса. (Да)

• Соловей — очень красивая птичка. (Нет)

• Трясогузка трясет хвостиком. (Да)

• Сорока — молчаливая птица. (Нет)

• Синички любят сало. (Да)

Учитель. Не смог медведь правильно выполнить задание и пошел искать себе другой дом — берлогу. А теремок «СМЕКАЛКА» до сих пор стоит.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Управляй собой», 1 класс

Классный час «Кто я, какой я», 1 класс

Классный час «Из чего же сделаны наши мальчишки?», 1 класс

Классный час о жадности и жадных, 1 класс

Классный час на тему: Щедрость, 1 класс

Светлана Викторовна Гришаева # 15 января 2016 в 11:31 0
спасибо! мероприятие действительно воспитывает чувство доброты, формирует элементарные навыки поведения в лесу.(что немаловажно)обязательно возьму на заметку.
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:34 0
спасибо№!