В мире мыслей, 2 класс. Классный час

Классный час в начальной школе. Тема: Мир мысли

Учитель. Вспомните ваше сегодняшнее утро. Вот вы проснулись. Что вы делаете с самого начала после пробуждения? Какое ваше самое первое действие после сна? (Ответы детей.) Прежде чем вы встанете с кровати, прежде чем вы откроете глаза, вы начинаете думать. Мысль первая приходит к вам после пробуждения, вы думаете целый день и до момента засыпания вечером мысли не покидают вас. Обратите ваше внимание завтра на свои действия с утра до самого вечера, и вы согласитесь со мной. Поэтому мир, в котором мы с вами живем, - это еще и мир мысли, не зря ведь древние мудрецы утверждали: «Мыслю - значит существую». Человек постоянно о чем-то думает, и если человеку трудно привлечь какую-то определенную мысль, то прогнать мысль еще труднее. Давайте посидим минутку в полной тишине, а вы попробуйте последить за своими мыслями, может, кто-то сможет обойтись без мыслей? (Дети должны поделиться своими впечатлениями.) Без мысли, без мышления (процесс продумывания мысли) мы не можем даже назвать себя человеком, ведь именно мышление - это самая главная отличительная особенность человека от других живых существ на Земле. Если вы понаблюдаете за своими мыслями, то очень скоро вы заметите, что прежде чем произнести слово, вы думаете, прежде чем что-то сделать, - думаете. Без мысли нет ни слова, ни дела. Давайте проверим это утверждение. Когда мы встречаемся на уроке, я вам говорю «Здравствуйте, дети», а вы приветствуете меня словами «Здравствуйте...». А теперь представьте, что мы играем в игру «Молчание». Я захожу в класс и приветствую вас кивком головы, а вы молча встаете, приветствуя меня. Вы поняли мое приветствие, а я - ваше, значит, люди могут понимать друг друга без слов и даже общаться, то есть люди могут понимать мысли друг друга. Так как же можно понять мысли другого человека?

Дети. По настроению, взгляду, жесту... (Помогать детям наводящими вопросами.)

Учитель. Приглашаю к доске исследователя. Он мимикой и жестами попытается передать нам свою мысль, а мы попытаемся отгадать эту мысль. (Исследователю перед уроком дать варианты: например, стало холодно; человек задумался; мальчик играет в футбол...) Вы отгадываете мысли, подключая свой ум и прислушиваясь к сердцу, отгадываете самую главную информацию, в нее заложенную, а ведь человек не произнес вам ни одного слова. Что это значит? (Ответы.) Это значит, что мысль можно понять без слов, а значит, мысль идет впереди слова! Это значит, что слово «продумывается» (пояснить детям, что слово «продумывается» произошло от слова «ум»: «думаю», «задумался»), но не всегда произносится. Чтобы передать вам ту или иную мысль, наш исследователь думал о том, как лучше и понятней вам ее объяснить, то есть, прежде чем сделать какое-то движение, он думал над ним, а это значит, что мысль опережает и действие. Таким образом, вывод напрашивается сам собой: сначала мысль, потом слово и действие! Вот и ответьте мне теперь на такой вопрос: «Что важнее для человека: научиться правильно мыслить, правильно говорить или правильно действовать?» Почему?

Дети. Важнее научиться правильно мыслить. Научившись правильно мыслить, человек будет и правильно говорить, и правильно действовать.

Учитель. Вы уже знаете, что если нужно что-то сообщить другому человеку, а поговорить с ним вы не можете и писать еще не умеете, то это сообщение вы можете...

Дети. Нарисовать.

Учитель. Возьмите карандаши или фломастеры и молча попытайтесь кратко изобразить сообщения, которые я произнесу: светит солнце, пошел дождь, плещется вода... Как вы изобразили солнце?

Дети. Нарисовали круг.

Учитель. А то, что оно светит?

Дети. Нарисовали лучи, как прямые линии.

Учитель. Воду вы изобразили волнистой линией, дождь - точками. Как видите, мы, не договариваясь, одинаково изобразили каждое сообщение. Люди очень давно стали изображать мысли в виде рисунков на камнях, глиняной посуде и табличках, дереве, бересте, коже. Таким изображениям тысячи лет. Поскольку волнистой линией можно изобразить море, океан, речку, озеро, то волнистая линия стала символом воды. Символ - это такой простой рисунок, который несет в себе вполне определенный емкий смысл или какое-то понятие. Почему солнце вы изобразили в виде круга?

Дети. Потому что оно круглое.

Учитель. Это самое наглядное качество солнца, и все это знают, поэтому и рисуют солнце круглым, а не квадратным. А теперь представьте себя в племени древних охотников. Нужно соседнее племя вызвать на охоту. Нарисуйте символ охоты древних людей. Правильно, это стрела, ведь раньше охотники стреляли стрелами из лука, чтобы добыть себе пищу. Но не только охота - сама мысль всегда изображалась символом стрелы. На это было несколько причин.

1. Прежде всего, раньше, когда древние люди хотели передать какое-то сообщение, они прикрепляли его, нарисованное на коре дерева, к стреле и отправляли по назначению.

2. Кроме того люди заметили, что их мысли очень быстры, но быстрее стрелы ничего тогда не было, вот и стали изображать мысль стрелой. Давайте с вами проверим быстроту мысли. Нам нужны четыре исследователя: у одного мысль, у другого стрела с сообщением (рисунком), двое других находятся у противоположной стены и принимают - один - мысль, другой - стрелу с сообщением. (Мысль проговаривается очень быстро и кратко: «Зову на охоту», а со стрелой исследователь бежит.) Этот опыт можно назвать условно - наглядным опытом, потому что на самом деле мы не стреляли из лука и не могли проследить за мыслью. Но все же вы должны понять, что мысль быстрее не только стрелы, мысль вообще самое быстрое явление в мире. Она в одно мгновение может перенести вас из этого класса домой или на улицу, к бабушке в другой город или в любое другое место.

3. Кроме того, стрела всегда показывает какое-то направление (нарисовать на доске разные направления), а мысль тоже всегда имеет вполне определенное направление.

4. А сейчас давайте медленно нарисуем стрелу. Любой рисунок, буква, линия начинаются с точки. Поставили точку, а затем ведем линию определенной длины. На конце линии рисуем маленький треугольник, и у нас получается стрела. Как вам кажется, если бы стрела имела не прямую линию, а кривую, она бы лучше попадала в цель или нет? (Можно продемонстрировать детский лук и две стрелы - прямую и кривую, чтобы провести опыт по попаданию в цель.)

Дети. Нет, кривая стрела хуже попадает в цель.

Учитель. Вот еще одна причина того, что символом мысли является стрела. Мысль, как и стрела, должна быть прямой, то есть мысль должна быть ясной и четкой.

5. А давайте к одной стреле прикрепим разные грузы и подумаем, какая стрела быстрее полетит - с грузом или без груза?

Дети. Без груза.

Учитель. Вот вам еще одно свойство мысли: мысль нельзя утяжелять злобой и ненавистью, сомнением и раздражением.

6. А как, на ваш взгляд, легче стрелять: если сразу выпустить много стрел или одну?

Дети. Одну.

Учитель. Давайте проверим. А вывод из этого опыта очень простой: надо продумывать и посылать одну мысль, много мыслей сразу нельзя продумать, а уж тем более послать кому-то.

Как вы думаете, человек должен научиться управлять своими мыслями? Если да, то зачем ему это нужно? (Ответы детей.) Если человек научится управлять своими мыслями, он сможет уберечь себя от необдуманных поступков. (Примеры: захотел перебежать улицу в неположенном месте, подумал, пошел в подземный переход и спас свою жизнь; хотел сказать обидное слово другу, передумал и спас дружбу и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о честности, 2 класс

Классный час «Я познаю себя», 2 класс

Классный час «Любознательность», 2 класс

Классный час во 2 классе. Какая у меня память

Классный час «К чему ведут капризы и упрямство», 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!