Опросник профессиональных предпочтений Холланда

Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Аж. Холланда

«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж. Холландом.

Сущность теории Дж. Холланда можно свести к следующим основным положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).

2. Существуют 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское, конвенциональное. В каждом окружении доминирует соответствующий тип.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Данная модификация опросника предложена Комитетом по труду и занятости населения мэрии Санкт-Петербурга.

Инструкция. Вам будут представлены пары различных профессий. В каждой паре постарайтесь отдать предпочтение одной из профессий и отметьте ее. Не теряйте времени на раздумья. Наиболее естественно то решение, которое придет в голову первым.

1

Инженер-технолог

2

Конструктор

1

Электротехник

3

Санитарный врач

1

Повар

4

Наборщик

1

Фотограф

5

Заведующий магазином

1

Чертежник

6

Дизайнер

2

Философ

3

Психиатр

2

Ученый-химик

4

Бухгалтер

2

Редактор научного журнала

5

Адвокат

2

Лингвист

6

Переводчик художественной

 

 

 

литературы

Окончание

3

Педиатр

4

Статистик

3

Завуч по внеклассной работе

5

Председатель профсоюзного комитета

3

Спортивный врач

6

Фельетонист

4

Нотариус

5

Снабженец

4

Оператор ЭВМ

6

Карикатурист

5

Политический деятель

6

Писатель

1

Садовник

2

Метеоролог

1

Водитель троллейбуса

3

Фельдшер

1

Инженер-электронщик

4

Делопроизводитель

1

Маляр

6

Художник по металлу

2

Биолог

3

Офтальмолог

5

Телерепортер

6

Актер

2

Гидролог

4

Ревизор

2

Зоолог

5

Главный зоотехник

2

Математик

6

Архитектор

3

Работник детской комнаты милиции

4

Счетовод

3

Учитель

5

Руководитель подросткового клуба

3

Воспитатель

6

Художник по керамике

4

Экономист

5

Заведующий отделом

4

Корректор

6

Критик

5

Заведующий хозяйством

6

Дирижер

1

Радиооператор

2

Специалист по ядерной физике

1

Часовой мастер

4

Монтажник

1

Агроном-семеновод

5

Председатель с/х кооператива

1

Закройщик

6

Декоратор

2

Археолог

4

Эксперт

2

Работник музея

3

Консультант

2

Ученый

6

Режиссер

3

Логопед

4

Стенографист

3

Врач

5

Дипломат

4

Копировщик

5

Директор

6

Поэт

3

Психолог

1

Телемеханик

5

Прораб

Обработка результатов

Р(1) = ; И(2) = ; С(3) = ; К(4) = ; П(5) = ; А(6) = .

Подсчитывается количество выборов каждого из шести типов профессий (номера типов указаны слева от названий профессий), и суммы записываются в соответствующие графы Р(1), И(2), С(3), К(4), П(5) и А(6) в нижней части бланка. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность личности школьника.

Интерпретация результатов

Реалистичный тип (Р). Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов, для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов (физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников).

Интеллектуальный тип (И). Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интраверт. По данным ученых, этот тип часто встречается среди студентов (математиков, географов, геологов, медиков), а также среди людей творческих профессий.

Социальный тип (С). Цели и задачи людей данного типа — установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию (эмпатия), женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение (врачи, педагоги, психологи). Данный тип активен, но зависим от окружающих и общественного мнения. Для него характерно приспособление. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности.

Конвенциональный тип (К). Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов, делопроизводителей, машинисток, канцелярских служащих.

Предприимчивый тип (П). Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Людей такого типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров.

Артистичный тип (А). В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как правило, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование и пр. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Люди данного типа часто встречаются среди студентов (историков, филологов, студентов художественных вузов).

Рекомендуем посмотреть:

Профориентационный практикум для 8-11 классов

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Опросник профессиональных предпочтений

Как выбрать профессию. Тест

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Что нами движет при выборе профессии»

Надежда Владимировна Бандурова # 6 мая 2015 в 14:38 0
Сложноватый тест для проведения простому педагогу. Мне кажется профориентационнной работой должны заниматься профессионалы, психологи и соцпедагоги, практикующие в этой области. С уважением Н.В.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 18:18 0
Настоящий педагог должен сочетать в себе эти профессии непременно.(психолог и соцпедагог)Потому что самая основная наша функция- это успешное взаимодействие с людьми.Без понимая психологии детей невозможно добиться положительных результатов в обучении.Я,например считаю,что тест очень интересный и будет не лишним и немаловажным для ребёнка,чтобы понять себя и определить свою профессиональную сферу деятельности.