Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Направления воспитательной работы в процессе проведения классных часов очень разнообразны и обширны.

Основными являются следующие:

1) забота о здоровье;

2) интеллектуальное развитие школьников;

3) воспитание гражданского самосознания;

4) развитие личностного самосознания;

5) формирование нравственных и этических ценностей;

6) формирование семейных ценностей;

7) организация досуга.

Забота о здоровье

Преподаватель обязан проявлять заботу о здоровье своих учеников. Для этого необходимо создать нормальные, безопасные условия для детей во время проведения классного часа. Особенно важно обеспечить безопасность для школьников, если на классных часах предусмотрены спортивные игры и состязания или если классный час проходит вне стен школы.

На тематических классных часах рассматриваются темы, которые могли бы побудить учеников вести здо­ровый образ жизни, заниматься спортом, физической культурой, уважительно относиться к тем, кто занимается спортом, в том числе и одноклассникам. На классных часах школьники знакомятся с лучшими нравственными традициями спорта.

Классные часы могут проходить в виде спортивных конкурсов, викторин, фестивалей и праздников. Учеников можно задействовать в конкурсе газет на спортив­ную тематику, проведении конференции, дискуссиях и беседах на темы здоровья.

Темы таких классных часов могут быть следующие:

«В здоровом теле — здоровый дух», «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены мира (моей страны)», «Возникновение разных видов спорта», «Спорт в древности», «Экстремальные виды спорта», «Любимый вид спорта», «Вредные привычки», «Наркотик — путь в никуда», «Пивной алкоголизм: мифы и реальность», «Курить — здоровью вредить», «СПИД— чума XXI века», «Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом» и др.

Интеллектуальное развитие школьников

Преподаватель наблюдает и оценивает интеллектуальное развитие учащихся. Кроме того, на классных часах должны создаваться условия для развития ум­ственных способностей школьников, их интересов, умений, увлеченности.

Рассматриваемые темы должны воспитывать уважительное отношение к людям, обладающим выдающимися интеллектуальными способностями. Школьники учатся уважать также и одноклассников, благодаря своему усердию достигших высоких результатов.

Классные часы должны способствовать возникновению у учеников стремления к получению образования, интеллектуальному и культурному развитию личности, интерес к чтению и развивать склонности к творчеству и исследованиям.

Классные часы можно проводить в виде викторин, конкурсов, интеллектуальных игр, интеллектуальных марафонов, боев, игр типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Эрудит» и т. п.

Примерные темы классных часов:

«Загадочное вокруг нас», «Пока я мыс­лю, я существую», «За гранью возможного», «Я познаю мир» и др.

Воспитание гражданского самосознания

Это направление призвано воспитать любовь к Родине, а также уважительное отношение к национальным героям и ветеранам войны и труда, вообще к старшему поколению, в том числе своим родным и близким. Школьники знакомятся с национальными традициями и обычаями своего народа, его историей, культурой, фольклором, этнографией.

Классный руководитель привлекает учащихся к общественной работе, добровольным движениям, дает поисковые задания, подготавливает с классом мероприятия для выступления перед ветеранами, престарелыми и больными людьми. Устраиваются трудовые акции, проекты, субботники и т. п.

На классных часах воспитываются патриотизм, терпимость и уважительное отношение к людям разных национальностей, людям, сделавшим что-то значимое для страны. Воспитывается уважительное отношение к Российской армии.

На классных часах также изучаются история и культура различных народов, что расширяет кругозор. Вос­питывается интернационализм. Школьники учатся представлять свою страну на мировой арене. Воспитывается чувство собственного достоинства.

Классные часы могут проводиться в форме лекций, конкурсов патриотической песни, военных смотров, праздников патриотической тематики, викторин, конкурсов, сочинений, чтений, дискуссий, экскурсий по местам боевой славы, просмотров кинофильмов и их обсуждения, военно-спортивных игр и т. п.

Темы для классных часов:

«Что значит быть россиянином?», «Духовное наследие России», «Уроки Победы», «Знаю ли я законы?», «Обязанность, долг, присяга?», «Женщины на защите Родины» и др.

Развитие личностного самосознания

На классных часах школьники пробуют себя в самоуправлении. Их также знакомят с существующими профессиями, ремеслами, условиями жизни в рыночных условиях.

Преподаватель помогает школьникам определиться в общественных предпочтениях, уметь делать выбор, ставить цели, воспитывает интерес к самим себе, а также желание самосовершенствоваться.

Классные часы проводятся в информационно-просветительской форме, в виде конференций, тематических выставок, конкурсов сочинений и др.

Темы классных часов примерно следующие:

«Кому нужна моя помощь?», «Человек среди людей», «Мое свободное вре­мя», «Что значит оставить свой след на Земле?», «Кем быть? Каким быть?», «Как стать профессиональным и успешным» и т. п.

Формирование нравственных ценностей

На классных часах школьникам дается представление об общечеловеческих нормах морали и нравственности, таких как милосердие, сострадание, терпимость, миролюбие, самообладание, уважение, любовь и др. Воспитывается уважительное отношение к правам других людей и ответственное отношение к собственным обязанностям.

Учеников учат мыслить и поступать, отдавая приоритет интересам других людей, ставить интересы нации или всего человечества выше личностных, воспитывают моральную стойкость в сложных жизненных ситуациях. У школьников формируется расположение к мирным и добропорядочным взаимоотношениям.

Тематические классные часы проводятся в форме лекций и бесед на нравственную тематику, театральных постановок, просмотров и обсуждений фильмов, освещающих нравственные вопросы, литературно-музыкальных постановок и др.

Темами классных часов могут быть:

«Эгоисты. Кто они?», «Учись владеть собой», «Ценности истинные и мнимые», «Толерантность», «От безответственности до преступления — один шаг», «Правила поведения в шко­ле и дома», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» и т. п.

Формирование семейных ценностей

Тематические классные часы помогают учащимся строить отношения в семье, соотносить свои желания с интересами других членов семьи, воспитывают уважительное отношение учеников к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и т. д.

Проводится работа с родителями. Скрепляются семейные узы. Совместные классные часы способствуют сближению родителей и детей, их сотрудничеству, совместному творчеству.

Для того чтобы помочь ученикам в семейном плане, классный руководитель должен больше знать об их семьях, об отношении старших к детям, условиях жизни. Наряду с воспитанием учеников классный руководитель проводит обучающую работу с их родителями, привлекает их к участию в жизни ребенка, класса и школы.

Темами классных часов могут быть следующие:

«История моей семьи», «Памятные даты моей семьи», «История моей семьи в фотографиях», «Как жили наши бабушки и дедушки», «Семья вся вместе — и душа на месте». Можно устроить клуб общения «Родители и дети», викторины, КВН с участием как учеников, так и их родителей, совместные тематические беседы с родителями и детьми, школьные праздники и творческие вечера с приглашением членов семей учащихся.

Организация досуга

Это направление воспитательной работы дает возможность ученикам участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям.

На внеклассных мероприятиях школьники могут демонстрировать свои таланты и достижения, что способствует стремлению к творческому и интеллектуальному развитию. Классный руководитель осуществляет эстетическое воспитание — развивает эстетический вкус, учит достойному поведению в классе, семье, обществе.

Классные часы могут быть разной формы. Празднуются все красные даты календаря, памятные даты из жизни класса, дни рождения одноклассников, устраиваются театральные постановки, выставки, творческие вечера и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Что такое тематический классный час

Нет комментариев. Ваш будет первым!