Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся

Работа классного руководителя по формированию коллектива учащихся

Любому ученику необходимо чувство безопасности. Тогда ему будет комфортно. У старшеклассников чувство безопасности связано с группой. Принадлежность к группе в этом возрасте очень важна. Группа представляет собой нечто целое. Именно группа решает, во что одеваться, как себя вести. Подростки считаются с мнением группы. Мнение и поведение членов группы становятся для школьников важнее, чем мнение родителей и учителей.

Подросток, не принадлежащий ни к какой группе, чувствует себя очень одиноко. Задачей воспитателя является ввести ученика в группу других учеников — класс.

Чувство безопасности у школьника зависит от того, насколько одноклассники доверяют друг другу. Если в классе царят доверительные отношения, то школьник будет более уверенно чувствовать себя и в окружающем его мире.

Для классного руководителя очень важно знать, какие отношения существуют в классе между учениками. Именно на классных часах формируются отношения между учениками, основанные на дружбе, доверии, взаимопомощи. Здесь они лучше узнают друг друга, когда высказываются на разные темы, выполняют сообща задания преподавателя и т. д.

Чувство безопасности очень важно для эмоционального, умственного и физического развития подростков. Во многих семьях нет условий, в которых бы вырабатывалось это чувство. В некоторых семьях отсутствует один из родителей, в других наблюдаются недостаток внимания к детям, социальная нестабильность и т. д. У ребенка, предоставленного самому себе, часто просто не может сформироваться чувство защищенности.

Важной задачей классного руководителя как воспитателя является забота о том, чтобы в школьном коллективе ученики имели чувство безопасности. Тогда они будут доверять учителю и группе, а также лучше относиться к учебе.

Преподаватель должен проявлять много сознательных усилий, особенно в отношении тех детей, которые чувствуют себя неуверенно. Необходимо всячески одоб­рять школьников, давать им понять, что в классе с ними считаются, ими интересуются, их ценят и любят. Поведение классного руководителя, его воспитательная работа должны порождать такие убеждения у учеников на подсознательном уровне.

На классных часах школьники учатся не только общаться друг с другом, но и сотрудничать, создавать моральную атмосферу в классе. Следует помнить, что коллектив очень сильно влияет на формирование личности подростка. В связи с этим очень важно, чтобы в классном коллективе царил здоровый психологический климат. Отношения между учениками должны быть правильными, основанными на общепринятых моральных нормах и духовных ценностях. Для этого классный руководитель должен использовать тематические классные часы, на которых каждый ученик может быть услышан, понят и принят другими одноклассниками.

Рекомендуем посмотреть:

Выявление лидеров в коллективе

Игры и упражнения на формирование коллектива

Определение ценностных ориентиров ребенка

Игры на сплочение детского коллектива

Игры на выявление лидеров

Арбузова Светлана # 13 января 2014 в 22:58 0
Светлана Рудольфовна Арбузова
Полностью согласна с автором статьи о роли классного руководителя и классных часов в сплочении коллектива учащихся,также стараюсь создать свои традиции в группе, стиль общения.Использую систему диагностических средств,веду мониторинг.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:55 0
Класс - это коллектив. Все должны быть заодно. Должны быть дружны. Все классные руководители это понимают, но на практике, к сожалению, не всегда находится время для подобной работы. Слишком много более насущных, материальных вопросов для работы: успеваемость, документация, работа с родителями, питание. Пора вспомнить о сплочении коллектива, о том, что климат в классе зависит от классного руководителя. И вплотную этим заняться. Этот материал во подмогу.
Виктория # 16 мая 2016 в 19:55 0
Согласна с мнением коллег. На уроках часто дети ведут себя как говориться "сам за себя". А при проведении классных часов и различных праздничных мероприятий дети узнают друг друга с другой стороны, как бы открывают заново, и это не редко даёт возможность ещё больше дружить со своими одноклассниками. Стремление показать свой класс с лучшей стороны и может даже завоевать призовые места на различных творческих конкурсах, сплачивает одноклассников.