Тематические встречи, беседы, брифинги для учащихся старших классов и студентов колледжа

Тематические встречи, беседы, брифинги для учащихся старших классов и студентов колледжа

Классные часы такого вида наиболее популярны среди старшеклассников, поскольку проходят в более свободной форме, предлагают общение между одноклассниками и взаимодействие друг с другом. Ученики имеют возможность в неформальной обстановке лучше узнать друг друга, улучшить свои взаимоотношения.

Тематические беседы, встречи и брифинги помогают ученикам решать собственные психологические и социальные проблемы, а также участвовать в обсуждении событий, происходящих в повседневной жизни. Старшеклассники учатся не только мыслить, но и выражать свои мысли словами.

Тематические встречи для старшеклассников

На тематические встречи обычно приглашается человек, который достиг определенных успехов в той или иной деятельности, утвердился как личность в какой- либо области — науке, искусстве, труде и т. д. Эти люди должны быть интересны для подростков. Выбор человека для встречи с учениками также определяется темой классного часа. Они могут быть очень разными: «Компьютерные игры — уход от реальности», «Аборты и предохранение», «Терроризм в нашей жизни» и т. д.

Тематические беседы для старшеклассников

На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их нравственного, этического, эстетического воспитания, а также охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их возраста. На таких классных часах часто используются реальные примеры из жизни.

Основное усилие преподавателя должно быть направлено на организацию общения. От этого зависит эффективность бесед. Если школьникам будет скучно и неинтересно, они ничего не возьмут для себя из проведенных встреч, воспитательные цели не будут достигнуты.

В общении должно происходить осмысление школьниками собственных качеств, ситуаций, проблем, а также размышление и самостоятельный поиск решений. Классный руководитель должен проанализировать нравственную ситуацию в классе, чтобы понять, разбор каких тем действительно интересен и необходим для учеников.

Беседы со старшими школьниками не должны носить слишком назидательный характер. Чтобы ученики захотели внутренне измениться, они должны сами прийти к мысли о необходимости таких изменений и самостоятельно принять решение. Жесткое навязывание этических и нравственных норм со стороны преподавателя может вызвать реакцию сопротивления и привести к противоположным результатам. К вечным истинам надо подводить ребят путем совместного размышления о смысле жизни, истине и т. п. Школьники должны научиться сами решать возникающие в их жизни проблемы.

Тематические беседы могут проходить в виде:

1) дискуссий;

2) этических бесед;

3) тренингов.

Дискуссии. Дискуссия представляет собой публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, проблемы. При этом каждая сторона должна аргументировать свою позицию.

Дискуссии являются наиболее популярной формой общения среди старшеклассников. Здесь удовлетворяются основные потребности молодых людей — потребность в общении и в признании. Непринужденная обстановка дискуссий позволяет свободно высказывать свое мнение любому участнику.

В дискуссии на заданную тему у классного руководителя должна быть своя собственная позиция. Он тоже должен подготовить аргументы по ее защите, а также изучить другие позиции. Во время дискуссии учитель преподносит свою позицию в качестве одной из возможных. При этом он может донести свое мнение до учеников, никак не навязывая его. Школьники как бы сами открывают истину.

Несмотря на то, что дискуссия проходит в более свободной форме и непринужденной обстановке, она требует от преподавателя тщательной подготовки. Эффектив­ность обсуждения редко свойственна спонтанным рассуждениям. Преподаватель должен твердо знать материал, но при этом не надо чрезмерно полагаться на свои силы.

Цель дискуссии — побудить старшеклассников серьезно задуматься о существующих проблемах. При этом классный руководитель не обязан знать ответы на все вопросы или обладать всей информацией по данной теме. Он вправе сказать: «На этот вопрос я не могу сейчас ответить. Позвольте, я отвечу позже».

Чтобы оценить эффективность дискуссии, можно задать себе следующие вопросы:

■ Все ли ученики принимали участие в дискуссии?

■ На что дискуссия была больше похожа: беседу, обсуждение или просто лекцию?

■ Не пытался ли кто-либо из учеников занять место ведущего во время обсуждения темы?

■ Привела ли дискуссия учеников к более глубокому пониманию обсуждаемой проблемы или рассматриваемой темы?

■ Нужны ли были вопросы для направления дискуссии?

■ Удалось ли придерживаться темы во время обсуждения?

■ Удалось ли подвести итоги и сделать нужные выводы? Во время дискуссии преподаватель должен как можно меньше высказываться сам, предоставив как можно больше говорить ученикам. Дискуссии бывают:

1) контролируемые;

2) неконтролируемые;

3) дискуссии экспертов;

4) дискуссии между коллективами.

Контролируемые дискуссии. Весь класс делится на группы по 3-5 человек. В каждой группе выбираются руководитель и секретарь. Всем предлагается какая-либо тема, по которой ребята дискутируют внутри группы в течение 10-15 мин и записывают свои выводы, предложения, затем секретари групп зачитывают эти списки перед всем классом.

Неконтролируемые дискуссии. Класс делится на группы из 8 человек. Задается тема дискуссии, которую обсуждают в течение нескольких минут. При этом участникам не надо делать каких-то выводов или выводить какие-либо принципы. Но они могут делиться своими творческими идеями или предложениями. Группа принимает их без комментариев, составляя списки высказанных идей. Затем эти списки секретари групп представляют на обсуждение и для оценки всему классу.

Дискуссии экспертов. Для такой дискуссии из числа учеников выбираются «эксперты», которые затем обсуждают заданную тему. Остальные ребята внимательно слушают. Желательно, чтобы все члены группы «экспертов» принимали участие в дискуссии. Они должны хорошо подготовиться, чтобы общение получилось интересным и познавательным для слушателей.

Дискуссии между коллективами. Классный руководитель объявляет тему дискуссии и делит класс на две группы, одна из которых поддерживает высказанную мысль, а другая противоречит ей. Можно, чтобы школьники сами выбрали сторону, которая им больше импонирует. По два или три человека с каждой стороны начинают дискутировать. Остальные школьники тоже могут участвовать в обсуждении темы, выражая свое одобрение, задавая вопросы, подвергая ответы сомнению.

Через некоторое время ученики, чье мнение в ходе рассуждений изменилось, могут пересесть на сторону оппонентов. Побеждает та команда, на чьей стороне окажется больше учеников.

В помощь преподавателю

На классном часе можно соединить разные виды дискуссий, например разделить класс на группы и дать им на обсуждение разные фрагменты одной темы. После чего секретари представляют выводы, сделанные их группой. Затем группа «экспертов», избранная заранее и не участвовавшая в обсуждении в группах, должна высказать противоположное мнение (не обязательно собственное), хорошо его обосновав.

Когда дискуссия будет окончена, можно представить школьникам какую-нибудь конкретную жизненную ситуацию, которая может случиться с ними. Учитель предлагает обсудить пути решения возникшей проблемы с помощью выводов, которые старшеклассники сделали в ходе дискуссии.

Этические беседы. На классных часах в виде этических бесед проводится обсуждение поступков сверстников для того, чтобы прийти к определенным нравственным убеждениям, правилам поведения, жизненным принципам. Для этических бесед используются примеры из повседневной жизни, школьных событий, а также художественных произведений, публицистики и т. д. Схема проведения этических бесед:

1) сообщение о происшествии, взятом из реальной жизни или из художественного произведения;

2) объяснение произошедшего и анализ обстановки, поведения, причин и следствий (при этом необходимо вовлекать в обсуждение школьников);

3) обобщение всей полученной информации;

4) вывод нравственного принципа, правила поведения и т. п.;

5) обсуждение путей применения сделанных выводов;

6) оценка собственного поведения в свете вновь приобретенных нравственных понятий, принципов.

Тренинги. Учащиеся имеют возможность обыграть проблемную ситуацию, т. е. вжиться в роль и таким образом попытаться найти решение. Тренинг помогает приобрести практический опыт реакции, поведения и переживаний.

Школьники учатся в процессе общения со своими сверстниками. При этом они пробуют анализировать обыгранную и пережитую ситуацию, понимать причины того или иного поведения других учеников, познавать себя и своих одноклассников, черты характера. Большим плюсом тренингов является возможность обсуждения возникших вопросов и проблем в коллективе. Обыгрывание ситуаций позволяет на практике закрепить усвоенные принципы и правила.

Тематические брифинги для учащихсая старших классов

Брифинг проходит в виде пресс-конференции. В данном случае на классный час приглашаются эксперты, которые отвечают на вопросы школьников по заданной теме. Обычно на пресс-конференции какая-нибудь известная личность дает комментарии по поводу произошедшего события, а потом отвечает на вопросы прессы. В брифинге первая часть опущена, т. е. сразу следуют вопросы и ответы.

Подготовка тематического брифинга. В первую очередь необходимо определиться с темой. Она должна быть актуальной и интересной. При этом ставятся цели брифинга — чему должны научиться школьники, какие сделать выводы.

В соответствии с темой на брифинг приглашаются люди, которые смогут отвечать на вопросы в качестве экспертов. Необходимо заранее договориться о посещении ими классного часа, а за день желательно еще раз обзвонить приглашенных людей. Время и место проведения классного часа обговариваются вместе с гостями. Продолжительность такого общения не должна быть более 30 мин.

За неделю до тематического брифинга необходимо раздать пресс-релизы, в которых указываются тема, план, информация о приглашенных гостях и основные направ­ления беседы. Школьники должны подготовить вопросы, которые классный руководитель затем отдает приглашенным экспертам, чтобы те могли подготовить ответы.

В помощь преподавателю

Во время проведения встреч, бесед, брифингов могут возникнуть некоторые трудности. Как справляться в сложных ситуациях, направляя общение в нужное русло?

Некоторые ученики все время говорят, не давая высказаться другим. В этом случае можно периодически задавать вопрос: «А что думают по этому поводу другие?» Во внеурочное время преподаватель может поговорить со слишком активными учениками наедине и объяснить им важность того, чтобы в беседе участвовали не только они, но и другие их одноклассники.

В беседе школьники уклонились от темы. Можно сказать примерно следующее: «Все, что вы сказали, очень интересно, но мне кажется, мы уклонились от темы. Давайте рассмотрим этот вопрос позже в свободное время, а сейчас вернемся к нашей теме». Еще одним способом является стимулирующий вопрос, который возобновит у ребят интерес к изначальной теме.

Некоторые ученики мешают проведению дискуссии. В этой ситуации не следует срываться на проблемных учениках. Необходимо учитывать, что могут быть при­чины подобного поведения. Надо постараться выяснить, что это за причины. Для этого необходимо понаблюдать за учеником и попробовать выяснить, что стало причиной возникшей с ним проблемы, как можно ее решить и как следует поступить в первую очередь. Можно посоветоваться с другими педагогами по этому поводу.

Дискуссия стала непредсказуемой. Такая проблема вполне может возникнуть, поскольку ответы школьников не всегда можно предугадать. Они могут легко увлечься не тем аспектом освещаемой темы и начать развивать свои мысли в этом направлении. В такой ситуации необходимо уметь вовремя менять акцент беседы.

Если вопрос, предложенный для обсуждения, не увлек школьников, необходимо иметь в запасе несколько других вопросов, удовлетворяющих основным целям дискуссии.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое тематический классный час

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа

Нет комментариев. Ваш будет первым!