Тематика классных часов в старших классах. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Тематика классных часов в старших классах. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Направления тематических классных часов

Выбор тематики классных часов определяется, прежде всего, основными направлениями воспитательной работы школы. Однако специфика воспитательной работы в старших классах предполагает расширение этих базовых направлений и ориентирована прежде всего на формирование активной гражданской позиции, интереса к происходящему в стране, к судьбе Родины, ее проблемам. Важно воспитывать у будущих выпускников стремление к достижению успеха в жизни посредством дальнейшего обучения и овладения профессией; формировать установку на эффективное «внедрение» в социум, не только не ущемляя при этом интересов других людей, но и принося посильную пользу обществу. Иными словами, необходимо создавать у старшеклассников модель социально ответственного поведения.

Старшеклассники стоят на пороге перемен, когда в скором времени они будут вынуждены самостоятельно принимать значимые для жизни решения. Поэтому классные часы помогут им проявить самостоятельность, независимость, заставят в деталях продумать принимаемое решение и возможные последствия его принятия для него самого и для окружающих, научат ответственности за свои поступки.

Решить данную задачу помогают классные часы проблемного, дискуссионного характера, когда каждый учащийся оказывается вовлечен в спор, беседу и должен выдвинуть и аргументировать свою позицию. Отсюда и формы проведения классных часов носят исследовательский, проблемный характер: диспут, беседа, конференция и пр.

В рамках военно-патриотического и правового воспитания проводятся классные часы, направленные на становление учащихся как социально активных личностей, верных своему Отечеству, готовых исполнить свой гражданский долг, знающих свои конституционные права и обязанности. Знание правовых основ своего государства, его исторической роли вызывает необходимость в проведении классных часов, формирующих уважительное, толерантное отношение к другим народам, нациям, их религии и культуре, языку как к равноценным, имеющим право на существование.

На классных часах формируются правовая культура учащихся, патриотизм, чувство гордости за свою страну и ее достижения, ее героев, вклад в сокровищницу мировой культуры. Учащиеся активно участвуют в подготовке классного часа, изучая нормативные правовые акты страны (Конституция РФ, федеральные законы и пр.), их проблемные вопросы, общественное мнение по этому поводу; биографии прославленных земляков, на деле доказавших свою приверженность делу гуманизма и патриотизма. Для работы могут быть привлечены общественные организации ветеранов, инвалидов ВОВ, правозащитные организации, представители правоохранительных органов, СМИ. Если тематический классный час посвящен Великой Отечественной войне, он может быть проведен в форме конкурса, викторины на знание памятных дат войны, героев войны, основных операций в ее ходе, концерта с привлечением песен военных лет, стихов, посвященных этому периоду.

Тематический классный час по правовой культуре, проблемам преступности и ее предотвращению, вопросам отношений человека и государства лучше проводить в форме диспута, дискуссии, чтобы учащиеся могли высказать собственное мнение, доказать свою правоту и опровергнуть доводы оппонентов. Классные часы, посвященные родному краю, призваны воспитывать любовь и уважение к родному городу, области. Поскольку они знакомят учащихся с историей возникновения города, области, основными этапами его развития, символами, природными богатствами, основными промыслами, можно проводить такие классные часы в краеведческом музее либо привлекать его работников.

Тематические классные часы нравственной направленности ориентированы на формирование гармонически развитой личности, соблюдающей правила и нормы человеческого общежития, принимающей нравственные ценности общества, в котором она существует, и предъявляющей высокие требования к своему поведению. В рамках данного направления проводятся классные часы по этике, этикету, традициям и обычаям народов мира, их историческому становлению. Не менее важно проследить такие обычаи в рамках отдельной семьи, династии, вы­делить положительные стороны, привести примеры. Результатом должна стать потребность учащихся в совершении высоконравственных поступков. Для примера можно привлекать биографии людей, чей нравственный выбор имел большое значение для будущего страны, области, города. Учащиеся должны понимать значение слов «порядочность», «нравственный долг», «интересы общества», «жизненные ценности». Классные часы помогут оценить их значение на практике, когда учителем будут смоделированы ситуации, в которых учащиеся могли бы проявить те или иные нравственные качества. По результатам такого «тестирования» учителем могут быть приняты меры по коррекции поведения и сложившегося миропонимания. Учащиеся, достигшие положительных результатов, обязательно поощряются.

Для проведения классных часов можно привлекать школьного психолога, специалистов центров психологического развития, родителей учащихся, представителей профессий, которым ежедневно приходится делать нравственный выбор, жертвовать личным временем, здоровьем ради других людей (спасатели, врачи, пожарные). Формами проведения в данном случае будут беседы, диспуты, «круглые столы», дающие возможность обозначить разные точки зрения на проблему.

Особую роль в воспитании здоровой нравственности учащихся играют православные традиции. Они создают некий базис личности, на котором впоследствии выстроится правильная надстройка в виде позитивных отношений с самим собой и окружающим миром: миро­воззрение, гражданская позиция, нормы морали, отношение к семье и Родине и пр.

Классные часы православной направленности имеют целью сохранить духовно-нравственное здоровье учащихся. Поэтому среди задач таких классных часов выделяют воспитание уважения к нормам христианской традиции, дающей понятия добра и зла, правды и лжи, должного и недолжного поведения и принципов жизни. Знакомство с православными традициями обогащает духовную культуру учащихся, народные верования, обычаи и обряды помогают лучше понять историю своего народа. Истории о жизни святых, возникновении и традициях православных праздников — Рождества, Пасхи, Крещения — способствуют пониманию личностью своего места в этом мире, своего назначения, человеческого долга, сущности добродетели. Конечно, православные классные часы лучше проводить в виде праздника, концерта, это даст возможность использовать весь спектр народных музыкальных и изобразительных средств.

Не менее актуальны классные часы по формированию здорового образа жизни. Не секрет, что нынешние дети растут в условиях глубочайшего социального расслоения общества и снижения уровня жизни многих семей. Результатом становится ухудшение нравственного и физического здоровья учащихся, возрастает количество детей, пристрастившихся к алкоголю, табаку, наркотикам, психотропным веществам. Многие школьники вступают в беспорядочные половые связи, что способствует развитию заболеваний, передающихся половым путем, и ранним беременностям. Растет число детей с хроническими заболеваниями.

Высокие нагрузки, переутомление, отсутствие подвижности и свежего воздуха влекут увеличение заболеваемости нервно-психическими и сердечно-сосудистыми расстройствами, нарушения опорно-двигательного аппарата, работы органов зрения и иммунной системы. Так, по данным медицинской статистики, «за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4- 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также за­болеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска».

Задача классного руководителя в данной сфере заключается в формировании у учащихся мотивации вести полноценный, здоровый образ жизни, отвечать за свое здоровье и здоровье окружающих, расставить приоритеты в жизни. На таких классных часах учащиеся узнают о последствиях курения, алкоголизма, наркомании, получают знания по профилактике инфекций, передающихся половым путем, решают проблемы взаимоотношения полов. Учитель должен донести до них мысль о том, что отношение человека к своему здоровью скажется на здоровье его потомков и что невозможно стать успешным в профессиональном и бытовом плане человеком, если не уделять должного внимания здоровью сейчас. Ребята должны убедиться, что пропаганда физической культуры и спорта не просто актуальный лозунг, а организм нуждается в ежедневном оздоровлении. Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся старших классов заключается в физической и психологической подготовке их к самостоятельной жизни и выбору образа жизни. Для этого необходимо приводить примеры бережного и расточительного отношения к собственному здоровью, в этом помогут истории жизни знаменитых людей, ушедших из жизни из-за наркомании или СПИДа, либо, в противовес им, истории успешных спортсменов, участников Олимпийских игр, бизнесменов, просто профессионалов своего дела. Также в целях борьбы с вредными привычками можно привлекать кинофильмы, публикации в СМИ о людях, сумевших преодолеть порок и выйти из тяжелой жизненной ситуации с достоинством. Хорошо, если удастся пригласить такого человека в класс: рассказ от первого лица будет достоверным и тронет каждого.

Учащиеся, имеющие достижения в данной сфере, поощряются. Классному руководителю важно выдерживать спокойный, доверительный тон в общении с ребятами в обсуждении данных тем, так как многие из них достаточно интимны. От назидательного тона лучше отказаться, иначе можно не получить ответной реакции со стороны учеников. Для проведения классных часов профилактической направленности привлекаются врачи-наркологи, психологи, сексологи, сотрудники центров по борьбе со СПИДом. Формы проведения различны: беседы, игры, тренинги, конференции. Можно проводить классные часы в виде спортивных соревнований, конкурсов, походов, экскурсий в спортивные комплексы. Эффективны конкурсы плакатов по данной тематике, агитационных материалов, художественных произведений, изображающих волю и стойкость в отказе от вредных привычек и асоциального поведения.

Экологическая грамотность формируется на классных часах, посвященных проблемам взаимоотношений человека и природы. Ребята должны осознать, что благополучное существование будущих поколений возможно только в случае, если поколение нынешнее будет строить гармоничные отношения с окружающим миром. Чтобы не нарушить баланс между цивилизацией и природой и избежать экологических катастроф, нужно обладать основными экологическими знаниями. Задача классного руководителя — формировать экологический тип мышления, совокупное представление о природе и социуме как единственной среде обитания человека, картину глобальных экологических проблем. Необходимо воспитывать ответственное отношение к достижениям человечества в борьбе за экологию, высоконравственное отношение к окружающей среде, предполагающее поведение согласно общечеловеческим нормам морали и отрицающее пренебрежительное отношение к природе.

В старших классах экологические классные часы носят научно-исследовательский, практический характер, когда учащиеся не просто констатируют факты, а анализируют их и делают выводы. Формами проведения могут выступать театрализованные праздники, игры, турниры, викторины, КВН, экскурсии, деловые игры.

Трудовое воспитание в рамках старшей школы приобретает профориентационный характер. И здесь задача классного руководителя заключается в том, чтобы научить школьников соотносить свои возможности и способности, качества личности, черты характера с той или иной профессиональной деятельностью; раскрыть содержание профессиональной деятельности; побудить к трудовой деятельности как основе жизнедеятельности и залогу жизненного успеха. На классных часах профориентационной направленности учитель знакомит учащихся с миром профессий, учебными заведениями различного уровня для получения профессии, совместно с ребятами определяет самые востребованные на рынке труда специальности. Причем наряду с общераспространенными профессиями (врач, повар, медсестра) анализироваться должны также характерные для данного времени профессии (мерчандайзер, логист, маркшейдер, IT-специалист и пр.).

Учащиеся любят классные часы по профессиональному консультированию, когда классный руководитель, наблюдая за склонностями молодого человека, манерой его поведения, предпочтениями, участием в жизни школьного коллектива, приобщая данные анкетирования и опросов, тестирования, дает рекомендации по выбору сферы деятельности. Используются различные формы проведения: экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, анкетирование, тестирование, брейн - ринги, дни профессий, конкурсы и викторины, деловые игры. При работе по профориентации важно помнить, что здесь не может быть каких-то общих правил и рекомендаций, с каждым учащимся нужно работать инди­видуально в зависимости от того, насколько сформированы его интересы, жизненные приоритеты и ценности, каков уровень его успеваемости.

Рекомендуем посмотреть:

Проблемы подросткового возраста. Мятежная юность: правда и заблуждения

Проблемы молодежи. Проблемы подростка

Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 7 сентября 2013 в 16:36 +1
Очень интересная подборка тематики классных часов. Я думаю, что она охватывает практически все направления, которые должны быть рассмотрены и обсуждены с учащимися. А в рамках профлицея я добавила бы еще темы "Как добиться успеха в выбранной профессии" и, т. к. у нас обучаются дети разных национальностей и социальных групп, - классный час о толерантности.
Арбузова Светлана # 13 января 2014 в 22:24 +1
Светлана Рудольфовна Арбузова. Коллеги, действительно представлен интересный материал. Я работаю в системе начального профессионального образования и считаю,что проблемные классные часы просто необходимы для старшеклассников.Интересна технология дебатов, которую я с успехом использую. Темы дебатов предлагаю такие: "Политика и карьера - удел мужчин","Массовая культура вредно влияет на наше общество". Кроме того вызывают интерес деловые игры, флеш-игры.