Экскурсия на предприятие со школьниками

Как подготовить и провести экскурсию на производство

Учебная или познавательная экскурсия учащихся является составной частью учебно-воспитательного процесса. Как правило, экскурсии на производство организуются и проводятся учителями-предметниками с целью закрепления теоретических знаний по учебному предмету. Но организовать и провести экскурсию могут и классные руководители, заместители директора по воспитательной работе, социальные педагоги.

Экскурсии в общеобразовательном учреждении можно классифицировать следующим образом:

• культурно-досуговые экскурсии в учреждения или на объекты истории и культуры с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся;

• ознакомительные экскурсии абитуриентов (старшеклассников) по объектам учебного заведения;

• учебные экскурсии на предприятия, в учреждения и фирмы в рамках предпрофильного и профильного обучения с целью закрепления общих теоретических знаний по выбранной специальности.

При организации и проведении экскурсии классному руководителю (учителю-предметнику), необходимо знать и соблюдать определенный порядок подготовки к экскурсии:

1. Определить конкретную цель экскурсии. Объять необъятное невозможно. Необходимо определить конкретную цель — что необходимо показать или с чем необходимо ознакомиться учащимся в течение часа на данном объекте. Следует помнить, что экскурсия на любое производство вряд ли носит культурно-досуговый характер, следовательно, и цели ее должны быть конкретно-учебными.

2. Выбор предприятия (организации), на которое будет проведена экскурсия. Это могут быть традиционные для данного учебного заведения предприятия, с которыми налажены творческие взаимотношения; объекты или отделы предприятий, с администрацией которых могут договориться руководители школы (лицея, колледжа), а может быть, и сам преподаватель.

3. Знакомство с ответственным лицом на данном предприятии, которое непосредственно сможет провести часовую экскурсию с учащимися. С этим человеком необходимо встретиться или, в крайнем случае, обговорить условия проведения экскурсии по телефону. Как правило, ответственным лицом от производства будет специалист-профессионал в своей отрасли, но мало знакомый с педагогикой. Поэтому учителю желательно объяснить ему цель экскурсии, дать краткую характеристику данного класса (т. е. как воспринимают теоретический материал ребята, уровень их интеллекта, степень знаний по данному профилю и т. д.); что конкретно интересует обучающихся в данной экскурсии; что надо показать и о чем поговорить; конкретные сроки и время проведения экскурсии. Запомните, в проведении экскурсии конкретная дата (день недели) и время (час, минуты) имеют важное значение как для учебного процесса школы (лицея, гимназии), так и для производственного процесса предприятия. Здесь должно быть все четко оговорено и соблюдено в точности до минуты.

4. Узнать о пропускном режиме на данном предприятии. В современных условиях любое предприятие или организация находятся под охраной, следовательно, надо договориться о пропуске на объект молодых людей. Это может быть список учащихся и учителей с указанием количества людей, их фамилий и возраста, заверенный администрацией учебного заведения и согласованный с администрацией предприятия. Важно помнить, что на многие объекты пропустят только по количеству оговоренных лиц без ручной клади (кроме записных книжек).

5. Ознакомление с маршрутом следования до предприятия. Организатору экскурсии желательно самому рассчитать время, затрачиваемое на дорогу от учебного заведения до предприятия с учетом использования транспорта или пешеходного следования. Обязательно прибавить резервное время на непредвиденные обстоятельства — лучше 5 мин отдохнуть перед входом на объект, чем на 5 мин опоздать. Чаще всего учебная экскурсия проводится в учебное время, следовательно, на ее проведение будет выделено 2 часа. Постарайтесь уложиться во время с учетом переходов (переездов) и самой экскурсии. Если же экскурсия проводится вне рамок учебного расписания, то время рассчитывается с учетом переходов (переездов) до назначенного времени на экскурсию.

6.   Предварительная работа с учащимися. Классному коллективу необходимо поставить конкретную цель экскурсии: что они должны увидеть и услышать, на что особо обратить внимание во время экскурсии. Обязательно (возможно, под запись) определяется задание учащимся, а по возможности — их микрогруппам (по уровню усвоения теоретических знаний). После проведения экскурсии в обязательном порядке классный руководитель (учитель-предметник) должен проверить уровень усвоения практических знаний во время экскурсии и качество выполнения практического задания.

Проведение собеседования с учащимися об этике поведения на улице и на предприятии. Эта беседа будет не лишней с обучающимися любого возраста.

Проведение беседы (возможно, под расписку в специальном журнале) по технике безопасности во время переездов (переходов) до предприятия и на предприятии. Педагог кратко характеризует особенности данного объекта и информирует обучающихся о соблюдении конкретных мер безопасности именно на данном объекте (в производственном цехе, отделе, фирме). Необходимо помнить, что за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время организации экскурсии в первую очередь несет ответственность педагог.

7. Оформление необходимой документации. Для организованной учебной (да и культурно-досуговой) экскурсии в обязательном порядке издается приказ по учебному заведению с указанием сроков и цели экскурсии, объекта, класса и ответственных лиц. В особых случаях могут понадобиться сведения о состоянии здоровья учащихся, например, во время экскурсии в лечебные, медицинские или пищевые учреждения. Необходим список учащихся с личной подписью врача (медицинской сестры) о состоянии здоровья каждого обучающегося. Может понадобиться заверенный ответственными лицами список при переезде в транспорте — учащиеся во время переезда (кроме такси) в учебных целях пользуются льготами.

Итак, вы прибыли на предприятие.

В условленное время вас ожидает ответственное лицо от предприятия, помогает пройти на объект. Во-первых, как правило, проводится ознакомительная беседа: знакомство с ответственными лицами производства, еще раз объясняется техника безопасности, кратко ставится задача перед учащимися — что и где посмотреть, можно ли прикасаться руками и т. д. (о содержании этой мини-беседы педагог уже заранее договорился с ответственным лицом).

Продолжительность экскурсии не должна превышать 1 часа или 1 часа 15 минут. В противном случае внимание обучающихся рассеивается и эффективность экскурсии снижается.

Содержание самой экскурсии сугубо индивидуально! В общих чертах — на производстве необходимо рассказывать учащимся только о том, что им уже известно из теории.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Функции классного часа

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Внеклассная работа в школе

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 13:40 0
Спасибо. Больше информации дано классным руководителям. Спасибо.
Надежда Николаевна Макарова # 1 января 2016 в 23:28 0
Большое спасибо за статью! Всё подробно и важно.Вот уж где давно не бывала со своими учениками. так это на производстве.А ведь в начальной школе не менее важны такие экскурсии, чем в среднем и старшем звене. Всё очень внимательно изучила, будем искать контакты на производстве.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 08:36 0
В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям и разрабатываю такие уроки. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.
Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Наблюдения дают основу, на которой строятся мыслительные операции и являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать.
Из практики своей работы, я вижу, что уровень умения наблюдать у учащихся возрастает от класса к классу.
Екатерина # 17 сентября 2016 в 22:49 0
Спасибо за статью. Одна из немногих полезных по данной тематике)
Наталья Николаевна Лазько # 27 сентября 2016 в 03:44 0
Как известно, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает. Поэтому экскурсия как форма организации обучения является эффективным средством воздействия на формирование личности ребенка. Ее можно рассматривать как специфический урок. Основное значение экскурсий в том, что они сочетают в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать и сравнивать. Эффективность экскурсии значительно возрастает, если экскурсовод подготовлен, тщательно продумал маршрут и объекты осмотра. В связи с этим подробный методический материал является необходимым вспомогательным средством для ее качественной организации.