Игры на развитие творческого воображения для младших школьников

Развивающие игры для начальной школы

Игра «Хохотальная путаница»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. После прочтения педагогом стихотворения детям предлагается выполнить задание.

ЖИЛ-БЫЛ ОДИН СЛОНЕНОК

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хочу я рассказать.

 

Ее я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать.

 

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может, в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слоненок,

А может, не слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодил.

 

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу же,

А может, и не сразу же,

Уселся на скамеечку

И громко заревел.

 

Какой-то взрослый аист,

А может, и не аист,

А может, и не взрослый,

А очень молодой,

Решил помочь слоненку,

А может, поросенку,

А может, крокодильчику,

И взял его с собой.

 

- Вот эта твоя улица?

- Вот это моя улица.

А может быть, не эта,

А может, не моя.

- Вот это твоя клетка?

- Вот это моя клетка,

А может, и не эта,

Не помню точно я.

 

Так целый час ходили,

А может, два ходили

От клетки до бассейна

Под солнцем и в пыли,

Но дом, где жил слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик,

В конце концов нашли.

 

А дома папа с бабушкой,

А может, мама с дедушкой

Сейчас же накормили

Голодного сынка,

Слегка его погладили,

А может, не погладили,

Слегка его пошлепали,

А может, не слегка.

 

Но с этих пор слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик

Свой адрес заучил

И помнит очень твердо,

И даже очень твердо.

Я сам его запомнил,

Но только позабыл.

Э. Успенский

Задание. Нарисовать портрет главного героя стихотворения - «слонёнка, а может, поросёнка, а может, крокодильчика», совместив на портрете несколько признаков от каждого из названных животных.

СТАСЬ-МЕЧТАТЕЛЬ

Улёгся Стась

Средь лужка,

Глядит в небеса

И думает:

«Кабы

Были бы те облака –

Ромовые бабы!

А те розовые тучки –

Сливочные тянучки!

А те золотые в лазури –

Пончики в сладкой глазури...

А весь бы небесный купол

Из сахарного песку был,

А дождик бы шёл - из конфет...

Вот был бы чудесный свет!

Лежал бы я на траве,

На шёлковой мураве,

В сладкое небо глядел

И ел бы себе... и ел...»

Ю. Тувим

Задание. Продолжите мысленно рисовать «вкусные» картины, используя различные природные явления: туман, град, гололёд, вьюгу, листопад, ледоход и др.

КИТ И КОТ

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово - то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

 

КОТ - огромный, просто страшный

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

Кот плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

 

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор –

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину...

 

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

- Кис, кис! -

Он охотно спрыгнет вниз.

Так бы все и продолжалось

Без конца, само собой,

Но развязка приближалась:

В море вышел китобой.

Зорко смотрит капитан.

Видит - в море бьет фонтан.

Он команду подает:

- КИТ по курсу! Полный ход!

 

Китобой подходит к пушке...

Пушки - это не игрушки!

Я скажу начистоту:

Не завидую КИТУ!

 

- Мама! –

Крикнул китобой,

Отскочив от пушки. -

Что же это?.. Хвост трубой...

Ушки на макушке...

 

Стоп, машина! Брысь, урод!

Эй, полундра: в море - КОТ!

- Успокойся! Что с тобой?

- Я, - кричит, - не котобой!

Доложите капитану -

Я стрелять в кота не стану!

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

 

«Всем-всем-всем! –

Дрожа, как лист,

Телеграмму шлет радист-

Всем-всем-всем! На нас идет

Чудо-Юдо Рыба-Кот!

Тут какая-то загадка!

В этой сказке нет порядка!

Кот обязан жить на суше!

SOS! (Спасите наши души!)»

И в ответ на китобазу

Вертолет садится сразу.

В нем ответственные лица

Прилетели из столицы:

Доктора, профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними семьдесят студентов,

Тридцать пять корреспондентов,

Два редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

 

Обсуждали, не спешили.

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил "КИТ" на "КОТ",

"КОТ" на "КИТ", наоборот!»

 

Ну, и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

КОТ на кухне мирно спит...

Все как надо,

Все прилично.

Сказка стала - «на отлично»!

Всем понятна и ясна.

Жаль,

Что кончилась

на!..

Б. Заходер

Задание. Придумайте пары слов, отличающиеся всего лишь одной буквой, например: САЛАТ - САЛЮТ, ДУДКА - ДЕДКА, БАК - БЫК, ЛЕНЬ - ЛИНЬ, ДЕНЬ - ДАНЬ.

Есть где-то Кошачья Планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

 

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

 

Летают в заморские страны,

Находят алмазы с кулак,

Сажают на клумбах тюльпаны

И даже разводят собак.

 

Роскошная жизнь на планете

У кошек, котов и котят!

Но странные жители эти

Всё время о чём-то грустят.

 

Как много игрушек хороших,

Как много пластинок и книг!

Вот нет только кошек у кошек...

Ах, как же им грустно без них!

А. Усачёв

Задание. Придумайте другую планету, которой управляют животные, например: Слоновья Планета или Муравьиная Планета. Расскажите, чем там занимаются животные.

Игра «Если бы да кабы...»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается дать волю своему воображению и мысленно пообщаться со сказочными героями, дав ответ на предложенный вопрос.

Вопросы:

- Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?

- Если бы ты стал обладателем скатерти-самобранки, то как бы ты ею воспользовался?

- Если бы ты оказался в тёплых краях вместе с Дюймовочкой, ставшей женой эльфа, о чем бы ты ее расспросил?

- Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

- Если бы к тебе прилетел в гости Карлсон, как бы вы развлекались?

- Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка - размером с огурец, - как бы ты себя чувствовал?

- Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?

- Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?

- Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?

- Если бы ты оказался в Доме дружбы крокодила Гены и Чебурашки, в какие игры ты предложил бы поиграть своим новым друзьям?

- Если бы лиса Алиса позвала бы тебя прогуляться, что бы ей на это ответил?

- Если бы тебя познакомили с царевной Несмеяной, как бы ты попытался её рассмешить?

- Если бы на пороге твоей школы появился бы огнедышащий Змей Горыныч, как бы ты поступил?

- Если бы тебе поручили испечь Колобок, каким бы ты его сделал?

- Если бы Курочка Ряба снесла для тебя золотое яичко, что бы ты с ним сделал?

- Если бы Дедка долго раздумывал, какой овощ ему посадить, что бы ты посоветовал?

- Если бы у тебя появились сапоги-скороходы, какое применение ты бы им нашел?

- Если бы ты случайно встретил Русалочку, что бы ей пожелал?

- Если бы вылепленная тобою Снегурочка вдруг ожила, что бы ты стал делать?

Игра «Проиграем ситуацию»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Описание. Для проведения игры дети разбиваются на группы. Количество игроков в группе зависит от количества ролей, представленных в карточке-ситуации. Каждая группа получает карточку с данным в ней текстом, описывающим какую- либо жизненную ситуацию.

Задача: сыграть эту ситуацию по ролям и придумать небольшое продолжение, а точнее, завершение истории. Учитель напоминает детям о необходимости соблюдения правил этикета и о существовании таких качеств личности, как доброта, сочувствие, взаимопонимание. На подготовку отводится 5-7 минут, затем группы детей по очереди демонстрируют свое творческое мастерство.

Пример карточки-ситуации

Действующие лица: автор, бабушка, четверо внучат.

Очень любят бабушку

Четверо внучат.

- С добрым утром, бабушка! –

Весело кричат.

А. Барто

Вариант доигрывания ситуации

Бабушка (улыбаясь). Доброе утро, мои милые, доброе утро. Как спалось?

Внуки. Спасибо, хорошо.

- Я спал без задних ног!

- Бабушка, а я во сне тебя видел!

- Бабушка, а ты уже давно встала?

Бабушка. Давно, давно, мои родные. Я уже и завтрак вам приготовила. Ну, пойдемте к столу. Угощу вас блинками с вареньицем! (Уходят.)

Карточки-ситуации

УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Действующие лица: автор, мама.

Проснувшись, крикнул маме я:

- Прощай, моя Пижамия!

Да здравствует Туфляндия!..

А мама мне в ответ:

- По курсу - Свитерляндия!

Шляпляндии - привет!

- Ура Большой Пальтонии!

Шарфанции - виват!..

А если вы не поняли,

То я не виноват!

М. Яснов

КТО ХИТРЕЙ

Действующие лица: автор, дед.

Мне сказал однажды дед:

- Ты смотри - не лазь в буфет!

Там, на самой верхней полке,

Поселились злые волки.

Только дедушка уснул,

Я скорей подставил стул,

Приоткрыл немножко дверцу,

Отодвинул банку с перцем,

Переставил всю посуду –

Я волков искал повсюду...

Поутру проснулся дед,

Не спеша полез в буфет.

Думал к чаю взять ирисок,

А ирисок - нет как нет.

Обыскал он все до щелки,

Заглянул и вверх и вниз...

Я сказал: - Наверно, волки

Утащили твой ирис.

Н. Саконская

ХИТРЫЙ СОНЯ

Действующие лица: автор, Сурок, сынок Сурок.

- Вставай, сынок! –

Сказал Сурок. –

Тебе сегодня

На урок.

Вставай, малыш!

И Крот и Мышь

Уже идут,

А ты всё спишь!

 

Сынок Сурок

Открыл глазок

И на другой

Улёгся бок:

- Ума вполне

Хватает мне,

А в школу

Я схожу... во сне.

Г. Ладонщиков

УПРЯМЫЙ КОЗЛИК

Действующие лица: автор, коза, козлик.

Надвигается гроза;

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой:

- Ну, пойдём,

Пойдём, сыночек!

Тут грозою нас убьёт,

Тут нас дождиком замочит... –

Но козлёнок не идёт:

Бодается, брыкается,

Ногами упирается...

Горя много терпят мамы,

Если дети их упрямы!

Г. Ладонщиков

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Действующие лица: автор, утята.

Утка крякнула:

- Кря-кря!

Свет зелёный вижу я!

Ну-ка, дети, дружно в ногу

Перейдём через дорогу!

М. Дружинина

СОСЕДИ

Действующие лица: автор, волчонок, поросёнок.

На пеньке у трёх сосёнок

Сочинял письмо волчонок:

«Симпатичный поросёнок!

Пишет вам один сосед.

Я живу у трёх сосёнок.

Приходите на обед».

День прошёл - пришёл ответ:

«Сами бы пришли, сосед.

Адрес прежний: я живу

В том знакомом вам хлеву,

Где коровы, гуси, утки,

Прямо у собачьей будки!

Приходите к нам, волчонок!

Ждёт вас толстый поросёнок!»

Л. Мезинов

Игра «Страшилки»

Цель: развитие творческого воображения, речи.

Описание. Педагог читает «страшилку», делая остановку перед кульминационным моментом, и предлагает детям придумать юмористическое окончание произведения.

БЕЛОЕ ПИАНИНО

Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:

- Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!

Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.

Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:

- Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!

Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.

Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:

- Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!

Бабушка перепугалась и дала деньги.

А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.

Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там...

Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».

...а там сидит Карлсон и считает деньги:

- На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки ... не хватит!

(Э. Успенский.)

ЛОХМАТАЯ РУКА

Одну девочку родители оставили дома на три дня. Ночью девочка услышала страшный шум. Она проснулась и увидела у себя в окне большую лохматую руку. Рука просила хлеба. Девочка дала ей булку, и рука скрылась.

На следующую ночь повторилось то же самое. Девочка позвала милицию. Милиционеры сели под кровать и сказали, чтобы девочка не давала хлеба. В двенадцать часов в окне появилась рука и сказала:

- Дай хлеба, дай хлеба, дай хлеба!

Девочка не дала. Рука попросила опять, девочка опять не дала. Тогда в окне появилась...

Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».

...Тогда в окне появилась огромная обезьяна и спросила:

- А что, хлебушек кончился?..

(Э. Успенский.)

Игра «Придумываем окончание сказки»

Цель: развитие творческого воображения, речи.

Описание. Читается фрагмент сказки, затем детям предлагается придумать её окончание.

ОТЧЕГО У МЕСЯЦА ПЛАТЬЯ НЕТ?

Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.

- Сшей мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку,

Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней

Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно, -

Так поправился месяц небесный.

Чуть не плачет с досады портной:

- Что за бес пошутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму:

Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц, гуляка ночной,

Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

- Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи

Стало платье тесней и короче!

Ничего не ответил портной.

Где уж спорить портному с луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

- Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж месяц стучится в окошко...

Окончание сказки.

Да не месяц, а тоненький серп:

В это время он шёл на ущерб.

Не луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной:

- Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру:

То вы делались круглым, как блин,

То худым, точно этот аршин.

Шить вам платье - пустое занятье.

Оставайтесь-ка лучше без платья.

С. Маршак

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие внимания и памяти детей 7-8-9 лет

Игры на развитие внимания у младших школьников

Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность

Игры на развитие артистических способностей у младших школьников

Задания «Найди отличия» для детей 7-8 лет

Олеся Андреевна Малахова # 2 июля 2016 в 14:30 0
Очень замечательный материал!Даже уже провела "Хохатальную путаницу" в нашем детско-оздоровительном лагере. Спасибо огромное.Дети были в восторге!
Наталья Николаевна Дубовцева # 29 сентября 2016 в 22:07 0
Спасибо за интересный материал!
Галина Михайловна Олейникова # 29 октября 2016 в 14:28 0
Спасибочки - спасибочки. Очень интересный материал. Я каждый год ломаю голову над тем, чем занять детей в летнем лагере. А теперь буду использовать ваш материал и создавать свой по вашему алгоритму.