Познавательная игровая программа для начальной школы

Разработка познавательной игровой программы для учащихся начальных классов

Тема: В царстве лесовика (познавательная игровая программа по мотивам славянской мифологии)

Цели: знакомство с образом лесовика в славянской мифологии; повторение стихов и загадок о лесе.

Предварительная подготовка: подбор и повторение с детьми стихов, пословиц, поговорок, загадок о лесе, разучивание песен; изготовление костюма лесовика: шаровары, лапти, рубашка зеленого цвета, белая борода, колпак (основа - из плотной бумаги, оклеенная разноцветными листьями).

Ход мероприятия

1-й ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пойдем в гости к хозяину леса - старику-лесовику. Нашими далекими предками славянами лес воспринимался как живое существо, в котором жили загадочные обитатели. Хозяина леса - лесовика - в разных краях Руси называли по-разному: леший, леший царь, лесак, лесник, лесный, лесной дедушка, лесной дядя, лесовик, лесовой, лесовой дедушка, дядя леший, лешак, лешой. Есть он в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек: красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый на правую. Глаза у него зеленые и горят, будто угли.

2-й ведущий. Как бы ни скрывал лесовик своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: славяне считали, что, если посмотреть на него через правое ухо лошади, лесовик отливает синеватым цветом, так как кровь у него синяя. Он корноухий - правого уха нет.

Если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями; выходя на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, укрываясь под любым ягодным кусточком.

Лесовик нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Он умеет хохотать, свистеть и плакать по-людски.

1-й ведущий. Лесовики, лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Человека, углубившегося в чащу во время сбора грибов или ягод, они либо «заведут» в дебри, либо напустят на глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившейся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Мифы о леших, лесовиках недаром просуществовали на земле тысячелетия. По народным воззрениям, лешие служат как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Часто леший «водит» людей за какую-нибудь оплошность, неправильное поведение в лесу, но бывает и без причины, просто так.

2-й ведущий. Пропавших в лесу людей пытались возвратить с помощью молитвы, нередко обращались к колдунам, относили лесному духу дары, исполняли обряд «отведывания» или «отворачивания». Для этого на перекрестке дорог клали «откос»: хлеб с солью, горшок с кашей, блины и пироги, а то и кусок сала, причем вся эта снедь заворачивалась в чистую тряпочку и перевязывалась красной ниточкой. При этом люди кланялись на все четыре стороны и просили: «Честной леса, просим тебя: нашу хлеб- соль прими, а нашего родного возврати».

Опасаясь быть «уведенными» лесным хозяином, люди старались соблюдать определенные правила: избегали произносить проклятия, ругательства, особенно «Веди, леший!», «Где тебя лешак водил?». Люди входили в лес, испросив разрешения у лесовика, старались не шуметь, не ломать веток, не оставаться в лесу в сумерки.

1-й ведущий. По представлениям наших предков, в каждом лесу - свой лесной дух. Леших в лесах может быть множество, от самых маленьких до старшего - лесовика-великана. Обычно старший лесовик предстает величественным стариком- патриархом или высоким человеком в белых одеждах. У него белая борода, высокий колпак, пощелкивая им, леший может гнать стаю волков, а человека без причины не тронет.

Образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружавший наших предков с рождения до смерти. Многоликий лесной хозяин в поверьях большинства районов России все же не представляется злокозненным стариком, противным людям. Благодаря вере человека в «живой лес», лесных духов, таинственные лесные пространства оказывались приближенными к нему; наполняющие леса растения, звери, птицы становились его родственниками, соседями, союзниками.

Сегодня мы побываем в царстве лесовика, посмотрим, кто там живет и что там растет.

2-й ведущий. Наше путешествие в царство лесовика начнем с игры. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы за мной повторяйте.

Выходим из дома (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).

Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

По деревянному мосточку переходим через речку (хлопки ладонями по коленям).

Реку перешли и снова идем по песочку (трут ладонью о ладонь).

А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

Впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

А вот и лес. Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

Скажем громко: «Мы в лесу!»

Дети. Мы в лесу!

Голос издалека. У-у-у!

Ведущий. Ой! Что это? Как вы думаете, ребята?

Дети. Эхо!

Ведущий (тихо). По народным поверьям, эхо, раздающееся из глубины лесной чащи, считается откликом лесовика. В стародавние времена вместо «эхо» говорили: отголосье, отгул, зык, позык, поголосье. (Громко.) Эхо, я тебя зову.

Эхо. A-у! А-у!

Ведущий.Ты уже поело?

Эхо. Ело! Ело! Ело!

Ведущий. Хочешь пищу заячью?

Эхо. Чью? чью? чью?

Ведущий. Я тебе морковку дам!

Эхо. Ам! Ам! Ам!

Ведущий. Эхо! Ближе подойди!

Эхо. Ты иди! Ты иди!

Ведущий. А вдруг там болото?

Эхо. То-то-то.

Ведущий. Ладно, я потом приду!

Эхо. Жду! Жду! Жду!

Ведущий . Мы в гости в лес пришли!

Эхо. Шли! Шли! Шли!

Ведущий. Хорошо в лесу всегда?

Эхо. Да-да! Да-да!

Ведущий. Лесовик придет сюда?

Эхо. Да! Да! Да!

Ведущий. Позови лесовика!

Эхо. Ха-ха! Ха-ха!

Ведущий. Не то мы уйдем домой!

Эхо. Ой-ой! Ой-ой!

Ведущий. Позовешь? Иль плохо слышишь?

Эхо. Шшш-шшш! Шшш-шшш!

Ведущий (тише к ребятам). Нет, ну вы только послушайте, как лесовик шутит с нами! (Громко к эху.) Эхо! Где лесовика приют?

Эхо. Тут! Тут! Тут!

Выходит Лесовик.

Лесовик. Кто это в моем лесу раскричался?

Дети. Ой, дедушка, здравствуй!

Пусти нас в лес.

Лесовик. Ишь чего захотели! Я крикунов не люблю!

Ведущий.

А мы не будем больше кричать,

Птиц и зверушек пугать,

Мы тебя искали, поэтому кричали.

Мы хотели бы побольше узнать о твоем лесном царстве, попробовать душистых ягод, послушать пение птиц, поискать грибы.

Лесовик. Всем подавай грибы да ягоды! На вас не напасешься! Оно, конечно, интересно: собирать грибы, ягоды да орехи. А вот загадки искать в лесу еще интереснее. Грибы- ягоды набрал и успокоился. А как искать загадки станешь, так и покой потеряешь: нашел загадку - отгадку подай. Пока ее в лесу ищешь - другие загадки найдешь. И пошло-поехало, конца-края не видно! А вы... грибы, ягоды, - скучный вы народ, как я погляжу.

2-й ведущий. Да мы с удовольствием и загадки поищем, и отгадки, и игры веселые покажем.

Лесовик. Игры? Ну ладно! Заходите уже, раз пришли. Только с лесом сначала поздоровайтесь!

Дети (все).

Здравствуй, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

1-й ребенок.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

2-й ребенок.

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

3-й ребенок.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Вместе.

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь, мы свои!

Лесовик. Ну это мы еще посмотрим, какие вы свои. Ходят тут всякие, а потом собирай после них фантики.

Ведущий. Не сердись на нас, дедушка, мы с добрыми намерениями пришли в твое царство.

Лесовик. А я вам задание для начала дам, а там посмотрим, какие вы свои. Я вот тут веник связал, чтобы старые косточки попарить, а какие веточки от каких деревьев - запамятовал. Вот вам веник, разберите его по веточке да назовите деревья, помогите дедушке. (Дети разбирают веник и называют деревья.)

Молодцы! Теперь я вижу, что вы свои. Айда искать загадки! (Проходят чуть дальше и усаживаются на импровизированные пенечки.)

Ваши пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра-пра-прабабушки относились к лесу, как к живому существу, берегли его, песни о нем пели, славили деревья, зверей и птиц, придумывали о них сказки и загадки. Сможете ли вы отгадать загадки, которые придумали ваши пра... дедушки и пра... бабушки? Сейчас поглядим.

1. На горе шумит,

Под горой молчит. (Лес.)

 

2. Сидит - зеленеет,

Летит - пожелтеет,

Падает - почернеет. (Лист.)

 

3. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (Дерево.)

 

4. Изба белена,

А маковка зелена. (Береза.)

 

5. Зимой и летом

Одним цветом. (Ель.)

 

6. Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова.)

 

7. В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик.)

 

8. Серовато, зубовато –

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

 

9. Косой бес поскакал в лес. (Заяц.)

 

10. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

 

11. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

 

12. Кто трудолюбивее

Всех на свете? (Муравьи.)

 

13. Не по рыбам, а сети

Расставляет. (Паук.)

 

14. Не зверь, не птица,

А нос как спица. (Комар.)

 

15. Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина.)

 

16. Стоят казаки,

На них белы колпаки. (Пни под снегом.)

 

17. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

 

18. Стоит в лесу Трошка,

Его ищут, а он молчит. (Гриб.)

 

19. Что не сеяно, а родится? (Трава.)

 

20. Не шмель, не пчела,

А жалит. (Крапива.)

 

21. Что цветет без цвету? (Папоротник.)

 

22. Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

 

23. Вьется веревка,

На конце головка. (Змея.)

 

24. Летом гуляет,

Зимой отдыхает. (Медведь.)

Лесовик. Теперь я вижу, что вы не только свои, даже свои, родственники.

Ведущий. Дедушка Лесовик, а расскажи нам нибудь историю из своей жизни.

Лесовик. Кхе! Я историй-то могу много рассказать, только ведь все равно не поверите, что это про меня и про мои чудеса. Нонешние люди пошли какие-то недоверчивые, все им сказки блазнятся.

Ведущий. Да нет же, мы поверим. Правда, ребята?

Лесовик. Ну раз так, тогда слушайте. Давно это было. Я еще молодым был тогда. Одного мальчонку наняли стадо пасти. В лес послали. Он и давай реветь. А мне-то жалко его: невелик ведь совсем, годков девять, не более. Вышел я на тропу и спрашиваю: «Что ты плачешь?» - «Вот батька нанял в пастухи, а коровы ушли». - «А будешь пасти?» - спросил я три раза. (У нас так полагается, по три раза спрашивать.) «Буду», - отвечает. Взял я его поясок - раньше у пастухов пояски были - сказал слова свои секретные и отдал ему, наказав: «Завтра утром приведешь скотину, в лес не ходи. Утром распусти пояс, вечером завяжи, на ночь снимай». А он, постреленок, не вытерпел, сразу затянул пояс, коровы-то в мыле все к нему прибежали. Много он денег тогда заработал, потому что скотина в сохранности была. Вот так-то! Я ведь добрым людям помогаю! Мной больше стращают только, чертом лесным зовут. А никакой я не черт, я сам чертей не люблю.

А теперь давайте поиграем. Хоть я и стар стал, а игры люблю.

Проводятся игры вместе с Лесовиком.

Игра «Жук-жучище».

В центре один игрок - «жук». Дети идут по кругу со словами: «Жук-жучище, длинные усищи, попался, а?» После этих слов «жук» старается «улететь» - выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти.

Эстафета «Сороконожка».

Дети делятся на две команды. Участники бегут по очереди, оббегая стойку. Когда участник оббегает команду, за него цепляется следующий и т. д. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

Эстафета «Лесные веселушки».

Эстафета также проводится в быстром темпе. Лесовик называет птицу, зверя, насекомое - обитателей леса; по сигналу выстроившиеся друг за другом игроки по очереди показывают способ передвижения, наиболее характерный для этого представителя животного мира. Например, Лесовик говорит: «Заяц». Игроки, стоящие первыми, начинают прыгать, бежать до заранее указанного места и обратно. Здесь оценивается не скорость, а умение передать способ передвижения. Тут уж кто во что горазд! Можно предложить изобразить полет птицы, бег муравья, ход лягушки и. т. д.

Игра «Передай добро по кругу».

Дети встают в круг. Ведущий кидает одному из игроков мяч и называет пословицу, поговорку, о лесе. Можно и крылатые выражения вспомнить, стихи, например: «Лес - наше богатство», «Много леса - не губи, мало - береги», «Лес зеленый охраняй, никого не обижай», «Нет ничего милее - бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес».

Игрок, получивший мяч, должен также назвать пословицу, поговорку, крылатую фразу о лесе, либо строчку из стихов, затем передать мяч другому. Если кто-то не сможет вспомнить что-нибудь о лесе, он передает мяч следующему игроку, а сам выбывает из игры. Побеждает тот, кто в круге остался последним.

Игра «Медведь и пчелы».

Дети делятся на «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «гнездах» (на шведской стенке, на гимнастических скамейках). По сигналу ведущего «пчелы» «улетают» на луг за медом. В это время «медведи» забираются в «гнезда» и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам и «жалят» не успевших убежать «медведей».

Лесовик. Спасибо вам, ребята! Порадовали вы меня. А теперь попробуйте мое снадобье и угадайте, из чего оно приготовлено. Если угадаете, то сил у вас прибавится, а если нет, то еще долго будете блуждать по лесу, прежде чем найдете дорогу домой.

А мне пора, скоро сумерки, надо обойти свои владения, проверить, все ли в порядке. Прощайте, ребята!

Дети. Прощай, Лесовик!

Дети пробуют «снадобье» Лесовика - морс из клюквы, смородины, малины, чай с мятой.

Автор: В. М. Пашпина

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия к Пушкинскому дню

День Российского кино. Сценарий для летнего лагеря

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа

Сценарий мероприятия для летнего лагеря

Сценарий мероприятия в летнем лагере

Людмила Петровна Пастухова # 6 ноября 2017 в 16:46 0
Какой замечательный материал для летнего пришкольного лагеря! Понравилось всё! Способствует не только развитию интеллектуальных способностей детей, но и воспитанию самостоятельности, творчества. Творческих вам успехов!!!