Программа для летнего лагеря с дневным пребыванием детей

Программа для летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Школа аниматоров»

Автор: Берладин Ольга Николаевна, учитель технологии МБОУ МУК «Центр индивидуального развития», г. Сургут

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию программу практико-ориентированного характера для реализации в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Летние школы» для обучающихся 8-10 классов. 

Целью программы «Школа аниматоров»  является создание условий, формирующих организаторские и социальные компетенции современных обучающихся.

Программа рассчитана на 60 часов и состоит из теоретической части в объеме 13 часов и практической части в объеме 47 часов.

Пояснительная записка

Существует множество подходов к пониманию психологического воздействия анимационной деятельности, ее назначению и использованию. Анимация – это психологический прием, с помощью которого можно настроить учащихся на работу в группе, на осуществление большого и сложного ролевого структурированного действия по заданным анимационным правилам.

Анимация выступает как деятельность, захватывающая человека целиком, создающая единство мыслей, чувств и движений, то есть гармоничную жизнь в образе, роли, ситуации.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры, туризма, средств массовой информации, реабилитационных центрах, учреждениях дополнительного образования детей и т.д.. В процессе овладения программой индивид обретает широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств как самоутверждение и самовыражение.

Целью программы «Школа аниматоров»  является создание условий, формирующих организаторские и социальные компетенции современных обучающихся.

Задачи данного курса связаны с познавательной деятельностью школьников:

· ознакомить с основными способами социальных взаимодействий и организационной деятельности;

· развивать умение грамотного и свободного владения методиками и технологиями организаторской деятельности;

· формировать практические навыки индивидуальной и групповой работы в разновозрастном коллективе.

Программа  «Школа аниматоров» носит практико-ориентированный характер и реализуется в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Летние школы» для обучающихся 8-10 классов.  Программа рассчитана на 60 часов и состоит из теоретической части в объеме 13 часов и практической части в объеме 47 часов.

Содержание разделов подобрано таким образом, что на начальных этапах обучение носит репродуктивный, а затем творческий характер. В основе программы лежат принципы научности и практической ориентированности. При реализации программы используются сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа состоит из 3 разделов:

Раздел 1. Объект и предмет анимации. Досуг и развлечения.

Раздел 2. Современные формы досуга.

Раздел 3. Анимационные программы

Эффективность и результативность деятельности обучающихся по данной программе зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия;                          

- наличие целевых установок и перспектив деятельности;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.

Обучение  строится на сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия:

- дискуссии;

- дебаты;

- тематические беседы;

- ролевые и деловые игры;

- самостоятельная творческая деятельность

- совместная работа с преподавателем.

Формы текущего контроля: разработка игр, сценариев мероприятий и их частичное, либо полное воспроизведение. Форма оценивания - дескриптивная, т.е. описание того, что получилось и не получилось, объективный анализ достоинств и недостатков, рефлексия.

Результатом реализации программы «Школа аниматоров» является:

- овладение основными приемами анимационной деятельности;

- разработка и организация культурно-массового мероприятия в рамках летнего лагеря;

- получение сертификата об окончании летней школы аниматоров.

Учебно-тематический план

 

 

Наименование темы

 

Количество чесов

В том числе

Теоретические

 занятия

Практические

занятия

Раздел 1. Объект и предмет анимации. Досуг и развлечения

1

Введение в анимационную деятельность

1

1

 

Раздел 2. Современные формы досуга

2.

Досуг в парке

4

1

3

3.

Карнавальные шествия

3

 

3

4.

Рекламные акции

3

1

2

5.

Развлекательные центры

4

1

3

6.

Театрализованные концерты и литературные вечера

6

1

5

7.

Шоу и зрелища

7

1

6

8.

Малые формы досуга

6

1

5

  Раздел 3. Анимационные программы

9.

Технологии создания и реализации анимационных программ. Виды анимационных программ

8

2

6

10.

Анимационные программы для детей младшего школьного возраста

4

2

2

11.

Анимационные программы для подростков и молодежи

14

2

12

Итого

 

60

13

47

Содержание

Раздел 1 Объект и предмет  анимации – 1 ч.

Тема 1. Введение в анимационную деятельность – 1 ч.

Теоретическое обучение

Знакомство. Упражнения на сплочение группы.

Понятие анимации, ее содержание, место в современном обществе. Направления досуговой деятельности, соотношение понятий досуга и развлечений.

Раздел 2  Современные формы досуга – 33 ч.

Тема 2. Досуг в парке – 4 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Праздники в парках города. Особенности проведения праздника в условиях открытой площадки. Техническое оснащение. Художественное оформление площадок.

Практическое обучение – 3 ч.

- Экскурсия в Городской парк культуры и отдыха. Составление аналитического отчета. 

Тема 3. Карнавальные шествия – 3 ч.

Практическое обучение – 3 ч.

- Просмотр и анализ видеосюжетов

Тема 4. Рекламные акции – 3 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Виды рекламных акций: рекламные мини-акции, PR-акции, торжественные презентации. Особенности рекламных акций.

Практическое обучение – 2 ч.

- Разработка и проведение рекламной акции.

Тема 5. Развлекательные центры – 4 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Дискотека. Особенности составления шоу-программ. Подбор артистов. Способность развлекательного центра удовлетворить потребности посетителей.

Практическое обучение – 3 ч.

- Заочная экскурсия по развлекательным центрам ХМАО. Сравнительный анализ развлекательных центров.

Тема 6. Театрализованные концерты и литературные вечера - 6 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Замысел театрализованного тематического концерта. Музыкальное и художественное оформление. Репетиции. Постановочно-организационная работа.

Практическое обучение – 5 ч.

- Экскурсия в Сургутский драматический театр. 

Тема 7. Шоу и зрелища – 7 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Отличия шоу от зрелища. Особенности художественно-декорационного оформления. Значение костюмов. Воздействие спецэффектов. Использование нетрадиционной техники.

Практическое обучение – 6 ч.

- Разработка эскиза художественно-декорационного оформления праздника. Подбор музыкального оформления. Разработка элементов костюмов.

Тема 8. Малые формы досуга – 6 ч.

Теоретическое обучение – 1 ч.

Зримая песня. Инсценированный анекдот. Сюжетный танец. Использование танцевальных жанров в празднике.

Практическое обучение – 5 ч.

- Разработка зримой песни. Разработка инсценированного анекдота. Разработка сюжетного танца. Приведение мини-концерта.

Раздел 3 Анимационные программы – 26 ч.

Тема 9. Технологии создания и реализации анимационных программ – 8 ч.

Теоретическое обучение – 2 ч.

Технология создания и реализация анимационных программ. Элементы создания анимационных программ. Этапы подготовки и проведения анимационных программ.

Практическое обучение – 6 ч.

Разработка анимационной программы.

Тема 10. Анимационные программы для детей младшего школьного возраста – 4 ч.

Теоретическое обучение – 2 ч.

Любознательность. Активность. Непосредственность. Игра – основной тип деятельности. Игротеки. Утренники. Сказочные путешествия. Конкурсы рисунков, подделок. Прогулки. Игровые программы.

Практическое обучение – 2 ч.

- Подготовка и проведение конкурса рисунка.

Тема 11. Анимационные программы для подростков и молодежи – 14 ч.

Теоретическое обучение – 2 ч.

Активность. Требовательность. Придирчивость. Походы. Романтические встречи. Экскурсии. Беседы. Конкурсы. Дискотеки. Различные праздники. Игровые программы. КВН. Аукцион. Фестиваль.

Практическое обучение – 12 ч.

- Подготовка и проведение игры КВН (закрытие смены)

Учебно-методическое обеспечение

1. Дидактический материал: схемы и таблицы, иллюстрации по разделам «Объект и предмет анимации», «Современные формы досуга» (темы «Карнавальные шествия», «Развлекательные центры», «Театрализованные концерты и литературные вечера»), «Анимационные программы» (тема «Анимационные программы для студентов и молодежи»).

2. Электронно-цифровые ресурсы по разделам «Современные формы досуга» (темы «Карнавальные шествия», «Развлекательные центры», «Театрализованные концерты и литературные вечера»), «Анимационные программы» (тема «Анимационные программы для студентов и молодежи»)

3. Оборудование:

а). Магнитная доска

б). Телевизор и DVD-проигрыватель

в). Канцелярские принадлежности (различные ручки,  цветные карандаши, фломастеры, маркеры) и бумага разных цветов и плотности формата А4, А3, А2

Требования к уровню подготовки

По окончанию изучения программы учащиеся будут иметь возможность

знать/понимать:

·  принципы разработки и проведения различных досуговых мероприятий;

·  основные закономерности, правила и приёмы построения анимационной деятельности;

уметь:

·  последовательно работать над сценарием мероприятия от наброска до конечного результата;

·  выполнять анимационные работы в разных стилях и направлениях;

·  анализировать, критически оценивать и перестраивать свою анимационную деятельность;

·  использовать различные выразительные средства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  совершенствования собственной познавательной деятельности;

·  решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

·  соотнесения интересов, склонностей и личностных качеств для получения профессионального образования или выбора профессиональной деятельности.

Литература для учителя

1.     Анимация. Работа без штампов\\ Праздник. 2003. №10.

2.     Аникиева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

3.     Афанасьев С., Коморин С. Триста творческих конкурсов. М., 2008,

4.     Былеева Л.В. Русские народные игры. М.: «Сов.Россия», 1988.

5.     Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования. М., 2002.

6.      Григорьев В.М. Традиционные и новые праздники. Екатеринбург, 2007,

7.     Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2008.

8.     Культурно-досуговая деятельность \ Под ред. А.Д.Жданова, В.М.Чижикова. М., 1998.

9.     Курило Л.В. Теория и практика анимации. М., 2006.

10.   Лещинская В.В. Праздник для старшеклассников 9-11 кл. М., 2009.

11.  Шмаков С.А. Ее Величество игра. М., 1992.

Литература для обучающихся

1.     Березкин В.И. Искусство стенографии мирового театра. М., 2008.

2.     Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования. М., 2002.

3.     Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2008.

4.     Рубб А.А. Тематические театрализованные концерты: совершенствование организации и проведения. М., 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Планирование лагерной смены

Открытие смены. Сценарий

Игры для детского лагеря

Рассказы для школьников. Рассказы о лете

Общие принципы организации игровой смены в летнем пришкольном лагере

Виолета Амаяковна Аракелян # 8 января 2014 в 21:34 +2
Программа составлена грамотно, очень насыщенная по содержанию. Разнообразные формы работы позволят решить поставленные задачи. Интересное тематическое планирование. Ребятам в таком лагере точно не будет скучно!
Елена Анатольевна Бурлако # 12 марта 2014 в 14:45 0
Очень хорошая программа! Большой спектр мероприятий позволят не скучать детям в таком лагере!
Ирина Николаевна Мелентьева # 27 марта 2014 в 08:43 +1
Занимательная программа! Сама бываю (периодически) начальником лагеря с дневным пребыванием детей  - так что воспользуюсь некоторыми моментами!Спасибо