Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Сценарий экологической игры для учащихся старших классов

Экологическая игра «Что мы знаем о пустынях?!»

Автор: Чобанова Екатерина Олеговна, учитель химии и биологии МОКУ «Партизанская СОШ» с.Троицкое, Республика Калмыкия

Для учащихся 8-11 классов. Данное мероприятие рекомендовано для проведения в школьных лагерях  экологической направленности, которые часто образуются на время летних каникул.

Сценарий проведения экологической игры «Что мы знаем о пустынях?!»

Этапы мероприятия

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: обобщить и закрепить знания о пустынях и процессе опустынивания.

Задачи:

- развить умения учащихся работать с дополнительной литературой, информацией;

- стимулировать познавательный интерес к таким  предметам, как  биология, экология и география;

- воспитывать чувство ответственности за свой край, республику, поселок.

Содержание этапа:

Здравствуйте, юные экологи! Приближается очень значимая для нас с Вами дата – 17 июня.  17 июня – Всемирный день борьбы с опустыниванием. Опустынивание – одна из острейших современных экологических проблем. Пустыни постоянно расширяют свои границы. В последние годы человеческая деятельность достигла таких размеров, что стала определяющей причиной процесса опустынивания.

ЕСЛИ

- тебе дороги просторы твоей родины,

- ты чувствуешь себя неотъемлемой частью природы

- ты болеешь душой за жизнь Земли и на Земле,

ТО

- внеси свою лепту в охрану окружающей тебя среды обитания,

- стремись быть экологически грамотным,

- старайся не вредить существующему вокруг тебя природному миру,

- научись любить, уважать и ценить данное тебе матерью природой: землю, воду, воздух, животный и растительный мир.

Сегодня, в преддверии такого события, я предлагаю Вам проверить свои знания о пустынях, о процессе опустынивания. Давайте сыграем в экологическую игру!

Итак, для начала я предлагаю Вам разбиться на две команды и выбрать капитанов. Для того чтобы разделиться без обид и недоразумений, воспользуемся  волшебным мешочком. Внутри мешочка жетоны красного и синего цвета в равных количествах. Вы подходите и вытаскиваете жетон, цвет которого и определит Вас в ту или иную команду. Также в мешочке есть два «особенных» жетона (красный и синий, эти жетоны с одной стороны имеют надпись «Капитан команды», а с другой – название команды), определяющие капитанов команд.

Происходит формирование команд и выбор капитанов.

Ну вот, команды сформированы, капитаны выбраны. Теперь надо определиться с выбором названия команды.

2. Основной этап:

1 тур. Визитная карточка.

Дорогие капитаны, Вам достались «особенные» жетоны – на их обратной стороне уже написано название Вашей команды. Теперь Вы совещаетесь с ребятами и представляете свою команду согласно названию. Представление может быть в стихотворной, шуточной или какой-либо другой форме.

(Названия команд заранее придумывает сам педагог. В нашем случае были такие – «Золотые песчинки» и «Верблюды», на данном этапе игры можно набрать 5-10 баллов).

2 тур. Выбери правильный ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл).

1. Какие животные обитают в пустынях?

А) рысь

Б) тушканчик

В) выхухоль

Г) суслик (ответ: тушканчик, суслик)

2. Где животные пустыни скрываются в самые жаркие часы дня?

А) в норах

Б) зарываются в песок

В) под ветвями кустов (ответ: в норах, зарываются в песок)

3. Какие растения используются для закрепления песков?

А) селин

Б) джузгун

В) полынь

Г) лебеда (ответ: селин, джузгун)

4. Для чего необходимо сажать на пустынных территориях растения?

А)  чтобы было красиво

Б) чтобы вырос  корм для животных

В) чтобы пески не продвигались дальше (ответ: чтобы пески не продвигались дальше)

5. Как называют самый главный международный  документ по борьбе с опустыниванием и засухой?

А) Конституция

Б) Конвенция

В) Консолидация (ответ: Конвенция)

6. На каком материке находится самая большая пустыня в мире?

А) Азия

Б) Африка

В) Австралия (ответ: Африка)

7. Как называется пустыня, созданная человеком?

А) естественная

Б) антропогенная (ответ: антропогенная)

8. Самая крупная пустыня Европы расположена:

А) в Болгарии;

Б) в Испании;

В) в Турции;

Г) на Украине (ответ: на юге Украины расположены Алешковские пески – самая крупная пустыня)

9. Как буквально переводится название пустыни Каракумы?

А) черные пески

Б) белые пески

В) желтые пески (ответ: черные пески)

10. Сколько процентов суши составляют пустыни?

А) 30%

Б) 25%

В) 15%  (ответ: 25%)

3 тур. Вопрос-ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 2 балла).

1. Как называют участок в пустыне поросший густыми зарослями? (оазис)

2. Какую пустыню Африки называют туманной? (Намиб, почти каждое утро на дюны здесь опускается туман)

3. Корабль пустыни? (верблюд)

4. Минеральный ресурс пустыни? (соль)

5. Одногорбый верблюд? (дромедар, или по-другому арабиан)

6. Запасы чего хранятся в горбе верблюда? (запасы жира)

7. Двугорбый верблюд? (бактриан)

8. Одно из главных пастбищных растений в зоне пустынь? (верблюжья колючка)

9. Какая страна не имеет рек? (Саудовская Аравия, здесь нет ни одной постоянно текущей реки)

10. Самое сухое и горячее место на земном шаре? (Долина смерти)

11.  Где расположена одна из самых уединённых телефонных будок в мире? (в 1960 году в калифорнийской пустыне Мохаве была установлена телефонная будка)

12.  Каким цветом на карте обозначают пустыни? (желто-оранжевым)

13.  Про заросли какого пустынного растения говорят «лес без тени»? (про заросли саксаула)

14.  Песчаные холмы? (дюны)

15.  Самой засушливой пустыня? (пустыня Атакама в Южной Америке)

16.  Оптическое явление в атмосфере, характерное для пустынной зоны, когда наблюдатель  вместе с отдалённым объектом видит его мнимое изображение, смещённое относительно предмета? (мираж)

17.  Первый европеец, покоривший пустыни Азии? ( Александр Македонский)

18.  Жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности, «обитатели пустынь»? (бедуины)

19.  Разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы? (эрозия почвы)

20.  Самая длинная засуха? (400 лет к 1971 году, пустыня Атата, Чили)

4 тур. Исправь ошибки.

Ребята, перед  вами текст, исправьте в нем ошибки.  (За каждое правильное исправление – 1 балл).

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся гористой поверхностью, обилием и разнообразием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают около 15 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь изрезана реками; много  озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются леса — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — влажный.

Правильный ответ:

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют дюнами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это джузгун, селин. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится жир.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают  около 25 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь бессточна; много пересыхающих озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — аридный, сухой.

3. Заключительный этап:

Подсчет баллов, объявление результатов экологической игры.

Рекомендуем посмотреть:

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

День земли. Сценарий для школьников

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Татьяна Леонидовна Косенкова # 1 апреля 2014 в 16:23 0
Спасибо ,очень нужный материал.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 28 мая 2014 в 23:41 0
Простите, но не нашла в вашей игре третьего тура) Материал можно использовать на уроке закрепления знаний в 3 классе по теме "Природные зоны".