Заключительный период лагерной смены

Заключительный период смены

Заключительный период смены — это время подведения итогов, логическое завершение, закрытие смены. Обычно к заключительному периоду происходит спад активности детей, т. к. у них уже появляется физическая и эмоциональная усталость, осознание того, что смена завершается. Позиция вожатого в данный период — это заботливый друг, родитель. Проблемой заключительного периода становится резкое падение дисциплины, возникает проблема межполового общения, несмотря на то, что все достаточно хорошо узнали друг друга. У каждого ребенка взаимоотношения с другими детьми и коллективом в целом развиваются по-разному, возникают какие-то симпатии и антипатии, и к концу смены коллектив начинает распадаться на.группы. Очень часто взаимоотношения между этими группами становятся напряженными, а то и вовсе враждебными. Задачей воспитателя и вожатого является не допускать таких отношений, снять стремление расползаться по разным углам.

Мероприятия заключительного периода должны быть спокойные по тону, но эмоционально насыщенные. Это могут быть психологические игры, песенные часы, шуточные игры (см. выше), «огонек» прощания или отрядный сбор.

Психологические игры и тесты

Заключительный период смены - это период подведения итогов, анализ работы в целом, анализ каждодневной работы.

Педагогический анализ

Движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано.

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа — анализ педагогической деятельности и анализ работы с детьми.

Виды педагогического анализа и формы их обеспечения

I. Анализ педагогической деятельности

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.

Что анализировать?

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроения детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.

На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (педагогический дневник, индивидуальная карта собственного роста).

Предполагаемая схема анализа дня:

1. Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в, воспитательном отношении:

— какую задачу решали;

— основные этапы дела;

— в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;

— как действовали в этом деле ребята, отношение ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;

— приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.

3. Анализ определенной ситуации (при ее наличии):

— краткое содержание и ее участники;

— в связи с чем возникла эта ситуация;

— как проявили себя участники ситуации, их поступки;

— итог ситуации;

— выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня:

— была ли группа организована;

— произошли ли изменения в коллективе;

— кто обратил внимание на себя;

— как изменились ребята, на которых раньше не обращали внимания.

5. Общие выводы:

— удался ли день в целом;

— что дал нового этот день вам как педагогу;

— задачи на следующий день.

II. Анализ результатов педагогической деятельности

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставление результатов собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценку эффективности и уровня своей работы и построение перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.

III. Анализ дела

1. Определение места или цели данного дела в общей программе смены и плане отряда.

2. Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей, их реализация.

3. Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния.

4. Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения.

5. Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.

IV. Самооценка индивидуального состояния

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношения как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации эффективность работы вожатого значительно возрастает.

Что анализируем? Самочувствие психоэмоциональное и физическое состояние. Форма: самоконтроль и самооценка.

Методика выявления и согласования мнений и представлений

Цель: уточнить представления и понятия, рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3—5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт «хорошего подростка», «идеального подростка» и т. д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.

Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем отряде хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимое занятие в детском лагере.

9. Я считаю, что детский лагерь по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. Когда смена закончится, я буду скучать по лагерю. Подсчет: У — общая сумма баллов / общее количество ответов.

У > 3 — высокая степень удовлетворенности;

2 < У < 3 — средняя степень;

У < 2 — низкая степень удовлетворенности.

Метод «Недописанный тезис»

Этот метод заключается в том, что подростку предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме.

Например:

«Хороший детский лагерь — это...»

«Если бы я был начальником лагеря, то непременно...»

«Самое главное в жизни нашего отряда — это...»

«В нашем лагере больше всего ценится...»

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 секунд — 1 минута). При обработке результатов ответы группируются по трем характеристикам: «положительная», «отрицательная», «неясная».

Методика опросника

Подростки получают задание — написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается.

Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

В нашем детском лагере:

Хорошо

Плохо

1.

1.

2.

2.

3.

3.

8 и т. д.

8 и т. д.

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.

Анализ работы с детьми

Он очень важен в развитии детского коллектива, с одной стороны, и является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого, с другой. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне («понравилось», «не понравилось»), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу («почему»).

По содержанию выделяют анализ для временного отрезка, дела,ситуации.

Алгоритм анализа

1) Вспоминаем, описываем ситуацию.

2) Отмечаем «плюсы» и «минусы», удачи, проблемы.

3) Называем причины.

4) Делаем общий вывод, принимаем решение.

Принцип анализа

1) Конкретность.

2) Наглядность.

3) Соответствие предмета анализа ситуации.

4) Разнообразие форм представления ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.

5) Соответствие возрасту детей:

младшие — саморефлексия, основанная на доказательствах; средние — коллективные формы, обобщение на «мы» вместо «я»; старшие — анализ на перспективу.

Формы организации анализа

1.В индивидуальном порядке.

При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.

2. По кругу.

Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на «огоньках». В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.

3. С мячиком.

Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый задает тему для разговора, определяет вопросы, начинает сам первый высказываться, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.

4. По группам.

Сочетание группового и индивидуального анализов. Обсуждение вначале ведется в группах по 5—7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.

5. Живая анкета.

Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: «да», «нет», «затрудняюсь ответить»), выбираются помощники (по количеству ответов), которые проходят и собирают ответы — хлопок по ладошке того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.

6. Пресс-конференция.

Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.

7. Коллективное письмо.

8. Почтовый ящик.

9. Индивидуальный дневник.

Перечисленные форма анализа используются не только в заключительном периоде, но и на протяжении всей лагерной смены.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на сплочение детского коллектива

Копилка вожатого

Сценарий игры для летнего лагеря «Полундра»

Игры и мероприятия для детей в детском оздоровительном лагере

Игры в лагере во время дождя

Ирина Евгеньевна Савицкая # 26 мая 2016 в 09:47 0
Хорошо подобраны методики. Большое подспорье психологам