Игра о вреде курения для младших школьников

Ролевая познавательная игра «О вреде курения» для учащихся начальной школы

Цели и задачи:

• формирование здорового образа жизни;

• расширение знаний о вреде курения.

Оборудование: плакат «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак);

• таблица по биологии «Вред курения»;

• кинофильм о вреде курения;

• муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких;

• рисунки — карикатуры о вреде курения;

• результаты анкеты о курении;

• газета «За здоровый образ жизни»;

• аудиозаписи песен о вреде курения;

• маски медведя, лисы, дятла, волка, домик;

• шапка судьи, парик судьи;

• деревянное долото;

• словарь Даля;

• информация о химическом составе табака;

• микрофон, метроном;

• анкета

1. Пробовали ли вы курить?

2. Если «да», то в каком возрасте?

3. Первую сигарету выкурили:

а) один; б) с другом; в) в компании.

4. Курю для того, чтобы:

а) считать себя взрослым;

б) за компанию;

в) ради интереса.

5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:

а) ругают;

б) убеждают бросить;

в) безразличны.

Ход ролевой игры

Учитель: Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества — никотине. Вы, наверно не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведём с вами суд над сигаретой. Судья! Займите свое место.

Итак, внимание: суд идет!

Судья: Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсудимую.

♦ Входит сигарета.

Судья: У нас присутствуют со стороны защиты: табак — рода многолетних трав из семейства пасленовых; со стороны обвинителя — историки, медики, биологи, спортсмены, филологи, математики, художники, химики, корреспондент.

♦ Выходят участники в костюмах.

Учитель: Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.

Филолог 1: Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак — растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье».

Филолог 2: Далее: «Табачник — торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».

Судья: Непонятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения — слово историкам.

Историк 1: История приобщения европейцев к курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение «петум» — так они его называли.

Историк 2: После второго похода Колумба, семена табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака — привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Историк 3: В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вёл жёстокую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении — 60 ударов палок по стопам; два раза — резали носы, уши, ссылали в дальние города.

Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Слово защите.

Табак 1: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации.

Табак 2: Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Судья: Слово медикам.

Медик 1: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Медик 2: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Историк 1: Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы I в XVI веке курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее.

Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступлений. Слово математикам.

Математик 1: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Математик 2: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год — это 2,5 миллиона человек.

Математик 3: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономическая цифра. Общая масса окурков — 2,5 миллиона тонн.

Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время свидетельских показаний. Слово лесным жителям.

Медведь: Решил мужик бросить курить. Закинул в лесу в кусты трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. Я — медведь — их нашел. С того все и началось.

Учитель: Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать, обо всем медведь забыл — набьёт трубку, закурит, да и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шёл как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.

Лиса:

Миша! Друг мой! Ты ли это?!

Не виделись мы всё лето.

Как ты бедный похудел.

Будто целый год не ел.

Что с тобою, ты больной?

Медведь

Сам не знаю, что со мной!

Не здоровится мне что-то!

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем —

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю, никак не спится.

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам.

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса:

Что ж ты к дятлу не пойдёшь?

К дятлу надо б обратиться.

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему.

Учитель: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.

Волк:

Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал, как ты жил?

Провалилися бока —

Шкура стала велика!

Ты хвораешь?

Медведь: Да, хвораю.

Волк: Что с тобой?

Медведь:

Силы нету той.

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем —

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спится.

Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь.

Пропадаю...

Волк:

Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!

Надо к дятлу обратиться,

Он у нас такая птица!

Разберется, даст совет —

Да, так да, а нет, так нет.

Медведь: Завтра я к нему пойду.

Волк: А найдешь его?

Медведь: Найду

Учитель: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошёл медведь к сосне, голову задрал кверху:

Медведь:

Дятел, дятел, старый друг!

Ты спустись на нижний сук.

Дятел:

Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли?

Медведь:

Видно, нет.

Не здоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем —

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спится.

Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь...

Дятел: Верно, куришь или пьешь?

Медведь: Да, курю, откуда знаешь?

Дятел:

Больно дымом ты воняешь.

Ну-ка сядь под этот сук,

Дай-ка спину: тук, тук, тук!

Да-с. Выстукивать не просто

Медведей такого роста.

Не дышать и не сопеть —

Ты больной, хоть и медведь.

Ну-с,... мне все как будто ясно.

Медведь: Не смертельно ли, опасно?

Дятел:

Накопилась в легких копоть —

От курения вся беда.

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

Медведь:

Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не смогу! Не брошу! Жалко!

Дятел:

Выполняй ты мой совет!

А не то в берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?

Табак: Нет.

Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение: чумой XX века.

Медик 1: Посмотрим на таблицу. Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Медик 2: Курение или здоровье — выбирайте сами. Появился термин: «болезни, связанные с курением». Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.

Медик 3: Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около одного килограмма табачного дегтя.

♦ Рассматривается муляж лёгких.

Медик 4: В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень — это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

Медик 5: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрены конечностей.

Медик 6: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.

Медик 7: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов — всё это выдаёт курильщика.

Судья: Почему курят? Это так вредно. Слово по результатам анкеты.

♦ Проводится анализ анкеты.

Судья: У защиты есть желание взять слово?

Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку «Капля никотина убивает лошадь»? А люди курят, и их не убивает никотин.

Судья: Кто возьмёт слово? Биологи — говорите.

Биолог 1: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?

Биолог 2: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет — смертельный исход неизбежен.

Биолог 3: В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90 % мышей развился рак.

Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.

Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний-20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают, лишь на 20 % задерживают вещества.

Судья: Видеосвидетельство.

♦ Просмотр кинофильма.

Судья: Последнее слово подсудимой.

Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод: курить — здоровью вредить. И сколько бы вам ни было лет, сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня всё.

Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.

♦ Суд удаляется на совещание.

Спортсмены класса рассказывают о себе, о здоровом образе жизни.

Художники рассказывают о плакатах.

Корреспондент: Я — корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.

Какой вред здоровью может принести сигарета?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Какие вредные вещества в сигарете?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Как вы поясните поговорку «Капля никотина убивает лошадь!».

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?

Учащиеся: Англия — вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате. Дания — запрещено курить в общественных местах. Сингапур — за курение штраф 500 долларов. Нет рекламы на табачные изделия. Финляндия — врачи установили день — 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет. Япония, г. Ваки —- три дня в месяц без курения. Франция — после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более чем на два миллиона человек.

Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.

♦ Классный час заканчивается прослушиванием аудиозаписей песен о вреде курения по куплету с обсуждением текста, высказыванием своего отношения к вопросу.

Автор: О.В. Давлятшина, г. Омутнинск

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Почему нельзя?», 1 класс

Классный час «Как уберечь себя от вредных привычек», 3 - 4 класс

Классный час «Здоровый сон», 3 класс

Классный час «Курить - здоровью вредить», 2 класс

Анжела Юрьевна Тельнова # 2 мая 2020 в 14:03 +1
Добрый день. Очень интересный сценарий. Детям будет интересно. В игровой форме показать вред курения. Я всё думала, как в это теме подойти. Вы подсказали.
В время беседы в третьем классе весь в категорической форме твердили, что будут вести здоровый образ жизни. курить не будут.
Если бы эту сценку снять на видео и показать им через 10 лет!
Спасибо.
Валерия Сергеевна Боденова # 30 июня 2020 в 15:12 0
Сценарий продуманный и имеет определённое логическое завершение. Тема выбранная для него очень актуальна в наше время. Благодаря тому, что дети сами участвуют в данной игре, им проще и интересней усваивать информацию. Данное мероприятие развивает в детях умение играть определённую роль и чётко, громко говорить на публике.
Спасибо вам за данный материал.