Игры с буквами и словами, 1-4 класс

Игровые приемы изучения правописания слов, основ фонетики и морфологии для младших школьников

Удивительные открытия в стране Правописания

Уважаемые взрослые и дети, приглашаем вас в сказочное путешествие по удивительной стране Правописания. Это сказочная страна немного необычная: в ней поселилась и сказка, и самые основные правила правописания слов в русском языке. Порой и не поймешь, где же здесь сказка, а где настоящие, самые главные правила и законы правописания русских слов. Но это и не страшно, главное, что и через игру со словами мы вместе с ребятами легче освоим некоторые правила русского языка.

Итак, в сказочной стране Правописания нас встречают Знайка и Незнайка. Незнайка очень любопытный, а Знайка старается ему помочь разобраться во многих сложных проблемах русского языка. Давайте познакомимся со Знайкой и Незнайкой, станем непосредственными участниками их диалогов, развивающих игр и упражнений.

Заметки для учителя: В дальнейших играх и диалогах учитель может выступать в роли Знайки, а один из ребят — в роли Незнайки. Где это уместно, учитель будет сам вести диалог от имени этих известных сказочных героев Н. Носова. Если теоретический материал, по мнению учителя, будет сложен для усвоения учениками данной возрастной группы, то он может самостоятельно выбирать фрагменты, примеры и методические приемы, варьировать предложенным в этой главе материалом. Главное, через игру со словами помочь ученикам быстрее освоить правила правописания и основы фонетики и морфологии.

Знайка: Ребята, мы рады вас приветствовать в нашей сказочной стране Правописания. Надеемся, что все приключения, которые ждут нас всех вместе в этой стране, вам понравятся.

Незнайка: А вот мне непонятно, что такое «фонетика».

Знайка: Фонетика (греч. phonetike от phone — звук) — раздел науки о языке, в котором изучается звуковая сторона языка: способы образования и акустические свойства звуков, их изменение в речевом потоке, ударение, слог. Фонетика изучает также принципы фонетического деления текста на фразы. Частная фонетика изучает звуковой строй конкретного языка. Общая — рассматривает общие для всех языков вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической структуре. Описательная — исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане (в настоящее время), историческая — прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, позволяет объяснить современное состояние фонетического уровня языка особенностями его исторического развития. Сопоставительная фонетика объясняет явления звукового строя языка на материале родственных языков. Мы же с вами будем говорить об основах фонетики русского языка.

Незнайка: Вот вы тут много наговорили слов про слова. Как же в них разобраться?

Знайка: Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от слов или предложений сам по себе звук не имеет значения. Звуки в русском языке выполняют очень важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. А сами слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Всякий звук представляет собой колебание воздуха, воспринимаемое органами слуха (ушами). Звуки речи образуются в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата при выдыхании воздуха, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Речевой аппарат человека состоит из дыхательного горла, гортани, полости рта (с языком, нёбом, зубами и губами) и полости носа. Дыхательный аппарат (легкие, бронхи, дыхательное горло) создает воздушную струю. Воздух из легких по бронхам попадает в дыхательное горло. В его верхней части расположена гортань, состоящая из нескольких связанных мускулами хрящей, один из которых — кадык, который можно нащупать рукой. Поперек гортани расположены эластичные мускулы, называемые голосовыми связками. В момент напряжения они сближаются, струя воздуха заставляет их вибрировать, в результате чего возникает голос. Если связки не напряжены, образуется шум. Когда выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму, образуются гласные звуки. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки.

Незнайка: А как звуки превращаются в буквы?

Знайка: Буква — элементарная частица письменности. В каждом языке принято переводить звуки в буквы посредством написания определенного значка.

Незнайка: Теперь я уяснил, что алфавит современного русского языка насчитывает 33 буквы: Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ни, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, Ъъ, Ыы, Ьь, Ээ, Юю, Яя.

Звуков в русском языке — 42. Для обозначения звуков (транскрипции) часто используют символы, обозначающие буквы алфавита. При этом для обозначения мягкого согласного символ соответствующего звука дополняют знаком «ь» (мягкий знак) или апострофом, звук «й» иногда также обозначают символом «j», звук [ч] из-за отсутствия твердой пары может обозначаться [ч] или [чь], звук [щ] обозначают [щ] или [щь].

— 6 гласных звуков: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]

— 36 согласных звуков: [б] [бь] [в] [вь] [г] [гь] [д] [дь] [ж] [й] [з] [зь] [к] [кь] [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь] [п] [пь] [р] [рь] [с] [сь] [т] [ть] [ф] [фь] [х] [хь] [ц] [чь] [ш] [щ].

А вы, ребята, теперь усвоили? Тогда поиграем в слова и буквы.

Игра «Гласные и согласные звуки»

Игра позволяет ее участникам:

• быстро запомнить гласные и согласные звуки, освоить операцию классификации;

• развить комбинаторные способности;

• приобрести навыки алгоритмического мышления.

В игре могут участвовать от 2 до 25 человек.

В игре используются специальная колода из 33 карт с изображениями букв русского алфавита.

В зависимости от задания учителя победившим считается тот, кто набрал максимальное количество карт с гласными (или согласными) звуками за одну (две, три — по договоренности) минуту игру.

Основные правила игры:

• колода тасуется и случайным образом делится на две части. Каждая часть выкладывается в ряд буквами вниз;

• первый ход делает игрок (команда игроков), сидящий вслед за раздающим по часовой стрелке;

• за один ход можно брать одну, две или три карты, но только из одного ряда;

• игрок, делающий ход, переворачивает карты, которые хочет взять; однако при этом он может взять только те карты, на которых гласные (или согласные) звуки обозначены буквами алфавита. Например, при вскрытия трех карт со значениями «А», «Е», «Б» можно взять только две карты; со значениями «А», «Е»;

• в ходе игры участник может указать количество карт, которое будет брать, но вскрыть меньшее количество, используя уже открытые карты («Я хочу взять из этого ряда три карты. Открою вот эти две карты и использую вот эту уже открытую карту»). Из образовавшейся последовательности открытых карт игрок может взять карты с гласными (или согласными) звуками, обозначенными буквами алфавита;

• если игрок взял ошибочную выборку карт, то ему предлагают сбросить все взятые им карты в колоду.

Тот, кто взял с игрового поля последнюю карту, получает ноль очков, независимо от количества взятых карт.

Варианты игры могут быть самые различные: составление слогов и слов на скорость, подборка гласных или согласных звуков и т. д.

Развивающее упражнение «Удивительные гласные»

Ребятам зачитывается отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Упражнение по фонетике»:

Мы гласные,

Мы — гласные,

Стоглазые и властные.

Мы — в вашем первом крике.

На фронте.

И на рынке.

В «ура!»

И в «помогите!»

На сцене,

На могиле.

В страдании

И в злобе...

Мы — как фундамент в слове.

Кричите, если страшно,

Кричите, если больно...

Мы — в лихости футбольной,

Когда — удар и — мимо.

Когда орут:

«На мы-ы-ы-ло-о!»

Мы рвемся из гортани,

И вы нас не глотайте.

Мы не хотим обратно.

Мы — гласные.

Мы — правда.

Затем проводится диалог с ребятами:

— Со всем ли вы согласны с поэтом в данных строчках?

— Как вы поняли значение гласных звуков в нашей речи?

— О каких гласных звуках чаще всего идет речь в этих строчках?

Гласные — добрые «волшебники» для согласных, но сами они очень опасны. Из-за гласных в слабой позиции часто делаем ошибки. Почему? Потому что в слове у гласных есть только одна сильная позиция — под ударением.

От слова — к делу, от игры — к познанию

В стране Правописания много времени уделяется познанию русского языка. Здесь прекрасно понимают, что люди должны передавать свои мысли и знания друг другу, своим потомкам. Для этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, позже в письме. Если бы они этого не сделали, их мысли и знания умерли бы вместе с ними.

Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг из пергамента было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур. Трудно даже назвать точно дату, когда впервые стали изготавливать такие книги. Это могло произойти где-то в X веке с официальным принятием христианства на Руси или даже раньше, после 863 года, когда славянские просветители братья Кирилл и Мефодий разработали новую, вслед за глаголицей, азбуку, названную Кириллицей.

Появление книгопечатания в России в XVI веке связано в первую очередь с появлением бумаги, которую изобрели в Китае еще в XIII веке.

Русский язык — один из богатейших языков мира по своим словарным запасам, он насчитывает сотни тысяч самых разнообразных слов. Главную разновидность всякого языка, его высшую форму составляет литературный язык.

Издавна на русском языке пишутся книги, издаются газеты и журналы, составляются разнообразные документы. Это язык, которым пользуются в различных учебных заведениях, государственных учреждениях, язык радио и телевидения. Наряду с литературным языком существуют народные говоры — местные, территориальные разновидности русского языка, или диалекты, обогащающие литературный язык. Такие слова языковеды выделяют в особый раздел: диалектных слов.

Если вам известно, объясните, пожалуйста, значение данных слов:

— баять и гутарить (говорить, разговаривать);

— стайка (хлев для скотины);

— тын-забор (плетень из вертикально закрепленных палок);

— дежа (южн.), или квалиня (северн.) (деревянная кадушка для теста, посуда для квашения).

— ухват, или рогач (приспособление для посадки горшка или чугунка в русскую печь);

— туесок (берестяное ведерко с ручкой и крышкой).

Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче и точнее будут его собственные мысли, тем с большей определенностью, яркостью они могут быть выражены.

Богатство языка — это богатство мыслей. В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого— румяное, ты умей его, девица, повертывать...».

Вдумайтесь в смысл этого выражения, т. е. умейте владеть словом, т.к. слово может иметь не одно, а несколько значений, оно многозначно.

Грамматическое значение слова сопутствует лексическому значению слова. Различия при этом таковы:

1. Грамматические значения абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.

2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое — особыми формальными показателями.

Итак, грамматическое значение — это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений.

Возьмем, например, слово «Дом». Это слово может обозначать:

• Жилище, жилое здание, а также людей, живущих в нем (вышел из дому, сбежался весь дом).

• Квартиру, а также семью, людей, живущих вместе, их хозяйство (выйти из дому, знакомы домами, хлопотать по дому).

• Квартиру, а также семью, людей, живущих вместе, их хозяйство.

• Учреждения, обслуживающие какие-нибудь общественные нужды (дом отдыха, дом торговли, дом рыбака, дом быта).

А теперь подберите как можно больше и быстрее омонимы к следующим словам:

— порода (горная, порода собак);

— среда (день недели, среда обитания, внутренняя среда);

— язык (язык, как орган тела, «язык» — пленный, иностранный язык):

— знак (математический знак « + » или «-», знак судьбы или дорожный знак);

— посадка (посадка самолета, посадка ученика за партой, посадка овощей).

Русский язык очень образный. Одно и то же явление может охарактеризовать различными словами и выражениями, например: «Он трудился очень хорошо» (трудился замечательно, самозабвенно, ударно, трудился до изнеможения, добросовестно и. т. д.).

Подберите синонимы (разные по звучанию, но одинаковые по смыслу) к данным словам:

— метель (буран, вьюга, пурга);

— солдат (военнослужащий, воин, рядовой, сержант, служивый).

Молодцы, а теперь попробуем наоборот:

— добрый (злой, жестокий, свирепый, разъяренный, кровожадный);

— красивый (некрасивый, страшный, урод, ужасный, безобразный, отвратительный);

— толстый человек (худой, тонкий, стройный).

Мини-игра «Поставь ударение»

Учитель раздает группе ребят карточки с написанными на них словами или эти слова записывает на доске (можно эти слова написать на ватманском листе или спроецировать на экран). Кто быстрее и правильно в данных словах расставит ударение (поставит значок ударной гласной): бармен, кулинария, вероисповедание, туфля, жалюзи, приданное, красивее, намерение, звонишь, торты.

А теперь поговорим об ошибках. Орфографические ошибки отравляют жизнь многим школьникам, часто можно услышать, как многие ребята жалуются: «Все правила знаю, любое могу рассказать, упражнение делаю правильно, а как диктант — полно ошибок!».

Дело в том, что правила сами по себе мало чем могут помочь нам в письме. Прежде чем применять правило, необходимо найти «орфографически опасное место». Не случайно выполнять упражнение с пропущенными буквами легче, чем писать диктант или сочинение: когда места возможных ошибок указаны, несложно и правило вспомнить. Поэтому самое важное для развития грамотности — выработать в себе «орфографическую зоркость».

Теперь вы убедились, что русский язык труден, но красив, интересен и основателен. Вот какие вдохновенные строки посвятил русскому языку балкарский поэт М. Геттуев:

Спросят меня; что похоже на море?

Русский язык, — не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.

Свежесть подарит засушливым летом.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую, звонкую воду;

Сколько бы влаги живой не вбирал я —

Жажда сильнее была год от году.

На протяжении всей своей истории русский язык, как и все языки мира, постоянно изменяется. Немецкий языковед Август Шлейхер полагал, что «...языки, как и люди, меняясь со временем, проходят путь от младенчества к расцвету и старости». Сегодня мы с вами уже не можем прочитать без перевода большинство древнерусских текстов, в которых содержатся интересные сведения о жизни наших предков. Уходят в прошлое многие слова и выражения, которые совсем недавно были у всех на слуху в советскую эпоху. Появляются новые, значение которых еще 20 лет назад мало кто знал — «дилер», «флэшка» и многие другие.

Пишем правильно буквы в корне слова

Продолжаем путешествие по загадочной стране Правописания. Знайка поясняет Незнайке некоторые правила правописания гласных в корне слов. Воспользуемся и мы его советами.

Безударные гласные в корне

Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса — ударное «е» в словах небо, небесный

Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: собака, вагон, корова.

Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.

Чередование гласных в корне

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от:

• ударения;

• последующей согласной;

• суффикса, следующего за корнем;

• значения корня.

Давайте вспомним правила правописания:

• В корне «гар-гор» — под ударением пишется «А» (загар), без ударения пишется «О» (загорел):

Летом надо загорать,

Но не надо забывать:

Лишь умеренный загар

Нам полезен в млад и стар.

А теперь, дружок, запомни —

Только станешь загорать,

Знай, что —гор— без ударенья

«О» здесь надо приставлять.

А когда загар пристанет

Смело в слове «а» пиши.

— Гар— теперь под удареньем,

Загорайте, малыши!

• В корне «зар-зор» — без ударения пишется «А» (зарница), под ударением может писаться как «А», так и «О» (зарево, зорька).

На заре запел петух —

Загорелась зорька вдруг.

Испугался он зари:

«Зарево, ты не гори!»

— Зар— всегда без ударенья —

Ты запомни навсегда.

— Зор— бывает с удареньем,

Но бывает с буквой «А».

Прежде чем слова писать,

Надо просто рассуждать.

• В корне «клон-клан» — без ударения пишется «О» (наклонить), а под ударением может писаться как «А», так и «О» (кланяться, поклон).

Кланялся слуга царю,

Отбивал поклон ему.

Кланяться ему не лень,

Может бить поклон весь день.

• В корне «твор-твар» — без ударения пишется «О» (творить); под ударением может писаться как «А», так и «О» (тварь, творчество).

Спеши творить добро ты людям,

Тебя за это не забудут!

Пусть творчество прогонит лень,

Твори всегда, хоть целый день!

Исключением из правил является слово «утварь».

Мы утварь в доме соберем,

Почистим все, помоем в нем.

Творенье наше не пустяк,

Блестит наш дом не просто так.

• В корне «кос-кас» — перед согласным, за которым нет суффикса «А», пишется «О» (коснуться). В корне «кос-кас» — перед суффиксом «А» пишется буква «А» (касаться).

К наукам прикоснулись мы —

Прикосновеньем мы сильны.

Косится лень на нас с утра,

А мне касаться с ней нельзя.

• В корне «лаг-лож» — перед суффиксом «а» пишется буква «А» (предлагать), в других случаях пишется «О» (предложить).

Предложили Мишке кашу:

«Кушай, Миша, кашу нашу».

Надо Мишке предлагать

Спать ложиться лишь в кровать.

Мишка, ты теперь запомни:

— Лаг— пиши пред буквой «А».

— Лож— напишешь в этом корне,

Если дальше нет той «А».

• Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и производных от этого слова. Корень «плав» — употребляется в остальных случаях (плавание).

И пловчиха, и пловец

Сбросили немного вес.

Плаванье — хороший спорт:

Поплывешь — и есть рекорд!

Ты «пловчиху» и «пловца»

С буквой «о» пиши всегда.

А лишь станешь «плавать» ты,

Сразу —плав— везде пиши.

• В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав.

Ростовщик сорвал росток

И привез его в Ростов.

В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: отрасль.

В поле выросла трава,

А на ней растет айва.

Выращен тот плод не зря —

Будет рада детвора.

• В корне «скак-скач-скоч» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать»)и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи — заскочу и заскочи.

— На минутку заскочи,

Ты забыл у нас очки.

— Я не конь, чтобы скакать,

Хоть забыл очки забрать.

Лягушка прыгала по кочкам.

На дереве раскрылись почки.

У Саши — попугай ручной.

У пристани — вокзал речной.

Ты там, где есть «чк», «чн»,

Задумайся, дружок, слегка.

Где есть «щн» и есть «нщ»,

Шипящие везде трещат.

Синичка, женщина и пончик,

Молочный, овощной и кончик —

Когда их пишешь, не спеши

И мягкий знак в них не пиши!

(По стихотворению 3. Баевой «Не спеши»)

• Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).

Если надо хлеб макать —

Не забудьте «а» писать.

Если будем промокать,

Станем «о» везде писать.

Сложное правило о правописании чередующихся гласных Е и И в корнях (-бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-) можно запомнить с помощью простого стишка: Собирать, стирать, задира —

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

Кроме этих правил, существуют еще несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с

Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,

Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,

Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.

И за б(е)дный тот об(е)д

Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Чтобы лучше запомнить название русских падежей и порядок их следования при склонении, уже много лет своим малышам учителя предлагают заучить простую фразу:

Иван — (именительный)

Родил — (родительный)

Девчонку — (дательный)

Велел — (винительный)

Тащить — (творительный)

Пеленку — (предложный).

И еще один пример. Одиннадцать глаголов-исключений, относящихся ко второму спряжению, запоминаются при помощи простой рифмовки:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Правописание же слов с непроизносимой согласной в корне легко запоминается при помощи такой «запоминалки»:

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»: Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде –

Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.

Л(о)жится Ваня заг(о)рать

Не на песок, а на кр(о)вать.

Он к другу заск(о)чил с утра.

Все буквы вставить нам пора!

• К слову «загар» придумайте еще несколько слов, чтобы в них встречались корни «гар» и «гор», и объясните, почему в данном случае пишется именно эта буква (нагар, загорелый, загорается, пригорел и т. д.).

• Придумайте несколько предложений, в которых встречаются слова со значением корней «мак», «люк» и «моч».

• От слова «залог» образуйте новые слова и объясните правописание корней в этих словах (предлог, заложник, предложение и т. д.).

• Измените слово «коснулся» так, чтобы в нем появилась буква «а» (касаться, прикасаться, касается и т. д.).

Как одиннадцать цыплят стали правила искать

Вы уже убедились, что в стране Правописания могут произойти удивительные вещи. Если честно, то порой можно всю жизнь ходить по этой удивительной стране и находить новые интересные факты.

Например, как в русском языке написать «одиннадцать цыплят»? Вот как попыталась вам помочь в этом вопросе Ирина Расулова:

Огней мерцающий наряд

Привлек цыпленка детский взгляд.

Птенец проник в цирк-шапито,

Как капелька сквозь решето.

Цилиндр волшебника без дна,

Там заяц, кот, ежонка два!

Считает цифры черный дог,

Мячом жонглирует бульдог.

Циркач под куполом парит,

С трапеций птицею летит,

Рукою ловит он кольцо.

Его сменяют шесть борцов.

Восторга вырвался тут писк.

Пресек птенца цыган-артист,

На цыпочках подкрался, цыпу — хвать.

И цыкнул: «Цыц, нельзя мешать».

Сын курицы стал циркачом.

На кошке скачет он верхом.

(Отрывок из стихотворения И. Расуловой «Цыпленок в цирке»)

Давайте и мы, как и многие дети до нас, запомним уникальную фразу, которая всегда и везде поможет нам при письме: «Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!».

А вот «цифры» и «циркач» Надо с «и» всегда писать!

Какие замечательные стихи-обучалки для детей написала Заслуженный учитель Российской Федерации и поэтесса из древнего города Азова Зинаида Ивановна Баева:

Правописание числительных

Двенадцать, одиннадцать,

Тридцать и двадцать

Пошли за околицу

Соревноваться.

А солнышко всем им

Лучи подает,

Начало у каждого

Слова свое.

А дальше запомни,

Как все малыши,

И «дцать» в конце

Каждого слова пиши!

Пятнадцать, шестнадцать,

А также семнадцать.

Потом восемнадцать

И все девятнадцать.

Писать их приходится

Часто, однако,

В срединке их пишем

Без мягкого знака.

Правописание слов с удвоенной согласной

Коллектив и расстоянье,

Килограмм и миллион,

Группа, класс, аллея, ванна —

Все пришли на стадион.

Дело было на рассвете

В день субботний, выходной.

Там в хоккей играли дети,

Бил Филипп удар штрафной.

Масса падала на вожжи,

По шоссе металл бежал,

Плавали в бассейне дрожжи,

А у кассы шум стоял.

Алла, Анна и Геннадий,

Инна, Жанна и Кирилл —

Всем куда-то было надо,

Каждый что-то говорил.

Но писать их не опасно,

Все слова в большом родстве:

Одинаковых согласных

Рядышком напишем две.

Играем с суффиксом и приставкой

Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — земл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. Суффикс не является обязательным элементом слова.

В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-тель, чит- а-ть — чит-а-тель. Как правило, определенные суффиксы используются для образования слов какой-то конкретной части речи. Так, для образования имен существительных характерны суффиксы -ость-, -енщ, -ак-, -ок-, -ач-, -ей-, -лец-, -тель-, -чик-, -щик, -ист-, - ниц(а), -иц(а). Для образования имен прилагательных характерны суффиксы -н-, -тельн-, -к-, -ск-, -еск-, -чат-, -ив-, -лив-, -чив-, -ав-, -ат-, -аст-, -ов- (-ев), -овск-, -инск-, -енск-. Для образования глаголов характерны суффиксы -и-, -е-% -ну-, -ыва-, -ива, -ова-, -ева-, -ва-. Для образования местоимений характерны суффиксы -то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис.

Различаются суффиксы словообразовательные и формообразующие. Словообразовательные суффиксы служат для образования однокоренных слов: писать — писа-тель; оптика — оптический; опыт — опыт-н-ый. Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова. Формообразующие суффиксы выделяются в прилагательных, наречиях на -о, -е, глаголах и глагольных формах — причастии и деепричастии.

Функции суффиксов отлично демонстрирует веселое стихотворенье О. Григорьева «Былина».

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамейке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты дурачище».

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеищу

Да как треснет Борище в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

Загадочные карточки

Для этой игры необходимо изготовить пять карт со следующими надписями: «дом», «нож», «нос», «ик», «ище».

В игре могут участвовать два ученика или две команды — две, равные по количеству учеников, группы ребят.

Каждой команде (игроку) предлагается по очереди составлять новые слова из слов (карточек) «дом», «нож», «нос» путем приставления карточек с суффиксами. После каждого правильно составленного слова ход переходит к следующему игроку (команде). Выигрывает тот игрок (команда), которые больше составят слов из данных карточек.

Приставка, или префикс (от лат. prае — впереди, fixus — прикрепленный) — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — прибежать — забежать. В слове может быть не одна, а две и более приставок: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать. Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь, улетать).

Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный.

Приставочным способом образуются имена существительные (удача — неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа) присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.

Приставочно-суффиксалъным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово «подснежник» обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка -под- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, настольный, приморский, набело.

Бессуффиксный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\ть\ — отлет). Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование.

Правописание приставок тоже подчинено определенным правилам, например:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки «через», «из», «воз» и «без»,

Но если звук глухой согласный их встречает,

То мы их пишем только с буквой «с».

Или еще один пример:

 

Есть нехитрые приставки,

Сами скажут, что где ставить.

Раз(с)-, из(с)-, воз(с)-, а также чрез(с)-,

Слышишь глухо — пишешь «с».

Если звонкий слышен звук,

Он не требует наук.

Изначально все понятно,

Произносится «з» внятно.

Слышен возмущенный смех:

— Быть хочу главнее всех!

С «3» собью сейчас я спесь.

(То восстала буква С).

— С 3-приставкой слов не встретишь,

К слову 3 — ты не прилепишь.

Белове «сдача» «3» слышна,

Но стоять в нем не должна.

— Сделал дело — так гуляй.

Спой, спляши, свари, слетай.

Друг, запомни слова три:

Здание, здоровье, зги.

А еще словечко «здесь», Вот теперь стишочек весь.

(Отрывок из стихотворения И. Расуловой «Нехитрые приставки. Занимательная грамматика»).

Супер-приставки

В этой игре учитель предлагает ребятам придумать (вспомнить) слова, образованные так называемыми универсальными приставками, в результате чего образуются слова, означающие что-то особенное, например, приставка «супер». Варианты ответов:

РАЗ-: раз-ухабистый, раз-веселый,раз-умница, рас-красавчик;

ПРЕ-: пре-веселый, пре-комедия, пре-милый;

СО-: со-автор, со-брат, со-существовать, со-стыко- ваться;

СВЕРХ-: сверх-легкий, сверх-тяжелый, сверхскорость;

СУПЕР-: супер-вежливый, супер-модный, суперразряд;

АНТИ-: анти-частица, анти-вещество, анти-моно- польный;

НЕДО-: недо-слышать, недо-понимать, недо-де- лать;

ПРОТИВО-: противо-вес, противо-газ, противошоковый, противо-пожарный;

ПРО-: про-англичанин, про-американский, про- натовский.

Загадки приставки «с»

Учитель предлагает ребятам придумать (вспомнить) слова (глаголы), в которых приставка «с» имеет различные значения:

— движение с разных сторон к одной точке, соединение в одном месте (связать, сложить, созвать, скрепить и т. д.);

— движение сверху вниз (спрыгнуть, сбросить, слезть и т. д.);

— удаление чего-либо с какого-нибудь места, поверхности (скосить, срезать, сбрить и т. д.);

— воспроизведение чего-нибудь по какому-либо образцу (срисовать, скопировать, счертить и т. д.);

— с частицей «ся» — взаимное действие (сработаться, сговориться, созвониться и т. д.).

Бременские музыканты

(Игра с приставкой «за»)

Учитель напоминает ребятам эпизод из сказки «Бременские музыканты», когда бродячие артисты насмерть перепугали лесных разбойников, крича не своими голосами. Теперь у вас есть возможность показать эту историю, что называется, в лицах, а заодно и поупражняться в составе слова.

Для игры понадобится два набора карточек: первый — со словами «пес», «кот», «петух», «осел», «трубадур»; второй — со словами «пел», «кукарекал», «лаял», «орал», «кричал», «мяукал», «ревел», «смеялся». Ключевой карточкой в этой игре будет карточка с надписью «за».

В игре участвуют пять игроков. Учитель на одном краю стола раскладывает перевернутые надписями вниз карточки первого набора, а на другом — второй набор. Игроки по очереди должны подойти к первому набору карточек с надписями героев сказки, вытащить любую из них и показать всем остальным. После того как все карточки первого набора выбраны участниками игры, учитель по очереди приглашает каждого ко второму набору карточек с глаголами. Только ученик возьмет карточку, учитель сразу показывает ему свою карточку с надписью «за» — это означает, что игрок должен тут же совершить то действие, которое ему выпало по карточке — залаять, засмеяться, запеть и т. д. Все действия произносятся громко, будто бы сказочный герой пугает разбойников — учеников класса.

Игру можно повторить несколько раз с другими участниками.

Приставочный мимический театр

Для игры вновь понадобятся несколько карточек с приставками «в», «пере», «вы», «ото», «при».

Учитель вызывает двоих учеников и говорит им и всем остальным ребятам, что сейчас они будут производить определенные действия с телевизором. Затем только игрокам показывает по очереди карточки, например, с «в». Игроки в форме пантомимы должны воспроизвести действия с телевизором с этой приставкой (в данном случае — включить). Все остальные учащиеся должны угадать, какое действие с телевизором изобразили игроки, и назвать приставку — «главную участницу» этого действия.

Далее можно предложить трем ребятам сесть рядом друг около друга на стульчиках. В этом варианте игры ребята должны действиями воспроизвести приставки, например, «пере» — передвинуться, «при» — придвинуться. Все же остальные вновь должны догадаться, какая приставка «заставила» игроков совершить данное действие.

Придумай слово»

Для этой игры понадобятся все наборы карточек предыдущих двух игр. Учитель предлагает всем ребятам придумать (вспомнить) любые слова с теми приставками или словами, которые он будет показывать ученикам. Затем учитель молча показывает любую карточку, например, «кот» — возможные слова: котик, Котофеевич и т. д. Или карточка «за» — замок, занавес, застолье и т. д. Можно предложить ребятам путем приставления карточек друг другу придумать несуществующее животное и пофантазировать, как бы оно выглядело.

Цепочка мини-игр «Играем в буквы»

Заколдованное слово

Учитель зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т. е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово — заменить в нем всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:

На лугу паслись две свечки (овечки),

А у нас погасли овечки (свечки).

Мы построим новый сом (дом),

Шевелит усами дом (сом).

Мы в тетради ставим дочку (точку)

Очень любит мама точку (дочку).

Снежный лом (ком) упал на нас,

Нужен ком (лом) как раз сейчас.

Вот огромная нора (гора),

В ней глубокая гора (нора).

Из букв — слово

Из сочетания двух-трех букв путем приставления к ним всего одной буквы образовать как можно больше новых слов:

• ОМ — (сом, ром, дом, том, ком, лом и т. д.).

• УК — (лук, сук, жук, бук и т. д.).

• АК — (мак, рак, бак, лак и т. д.).

• ОЛЬ — (боль, соль, роль, моль, ноль и т. д.).

• ОЧКА — (точка, дочка, мочка, кочка и т. д.).

• ОРА — (нора, гора, пора, кора и т. д.).

Кто быстрее справится с тестом?

Учитель заранее на листах заготавливает текст теста, а затем раздает листы группе ребят. Задание — кто быстрее и правильно справится с тестом об основах фонетики.

Тест на знание основ фонетики

Из нескольких ответов выбери правильный и обведи его кружком.

1. Что такое звук

А — звук — это то, что мы слышим и пишем.

Б — звук — это то, что мы слышим и произносим. (пр.)

В — звук — это то, что мы произносим и пишем.

2. Что такое буква

А — буква — это то, что мы произносим.

Б — буква — это то же самое, что и звук.

В — буква — это специальный знак для обозначения звука на письме. Букву мы пишем, видим и читаем, (пр.)

3. Назови, сколько в русском алфавите букв, обозначающих гласные звуки, и какие?

А — а, б, г, о, и, ы, э, у, я.

Б — а, и, л, р, н, й, э, ю, я, е.

В — а, о, у, и, ы, э. (пр.)

4. Какие буквы обозначают мягкость согласных?

А — е, ю, а, ё, у, я.

Б — е, ё, ю, я, и, ь. (пр.)

В — ч, щ, е, ё, ю, я.

5. Выдели правильный вариант парных согласных (по звонкости — глухости):

А — б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. (пр.)

Б — б-п, ф-п, г-х, с-ш, ч-щ.

В — в-ф, п-ф, з-ж, с-ш, ш-щ.

6. Выдели вариант непарных мягких согласных:

А — ч, ц, щ.

Б — х, ш, ц.

В —ч, щ, й. (пр.)

7. Выдели вариант непарных твердых согласных:

А —ч, ц, щ.

Б — ж, ш, ц. (пр.)

В — ч, ц, й.

Грамматический мини-штурм (3-4-й классы)

Учитель в быстром темпе задает вопросы ученикам. Кто быстрее на них ответит?

• Как может изменяться имя существительное? (по числам и по падежам).

• Изменение имен существительных по падежам называется... (склонением).

• Сколько падежей в русском языке? (6).

• Перечисли их с вопросами...

И.п — кто? что?

Р.п — кого? чего?

Д.п — кому? чему?

В. п —кого? что?

Т.п — кем? чем?

П.п — о ком? о чем?

• В каком падеже стоит имя существительное «любовь»? (И.п. — именительный падеж).

• Как называется имя существительное в именительном падеже единственного числа? (Начальная форма).

• Сколько букв и сколько звуков в данных словах: труд (4б., 4зв.), гвоздь (6б., 5зв.), сила(4б., 4зв.), словарь(7б., 6зв.), холодильник(11б., 10зв.).

Шуточная памятка о предлогах и родительном падеже

Вот я — падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? Чего? — и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Откуда? Где? — ты должен знать,

Как при письме меня писать.

С родительным падежом употребляются предлоги: у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для, после.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски:

«Плохо знаю падежи,

А теперь давай, пиши».

Если вы стишок этот выучите, то и предлоги запомните без труда.

«Слово с цифрами»

Вспомните или придумайте сами такие слова, в которых «закрались» цифры, например, 40-а — сорока. Напишите эти слова на листе бумаги или на классной доске с помощью цифр.

Варианты ответов:

смор1а — смородина, по2л — подвал, элекЗк — электрик, меЗка — метрика, 100л — стол, виЗна — витрина, паЗот — патриот, об — опять, 100рона — сторона, 100янка — стоянка, пи100лет — пистолет, 7я — семья, 100п — стоп, 100н— стон, 100лб — столб, 3тон — тритон, 2жды — дважды и т. д.

Приставь слово к слову

Уже знакомая игра, в которой к заданному началу слова надо прибавить окончание и получить новое. У кого получится больше слов?

• Аква-...; астр(о)— ...; аэро-...;

• Бол-....; грамм(а)-...; диа-....;

• Жур-...; кап-...; ман-....;

• Микро-....; порт-....; тека-...;

• Теле— ...; термо-....; фон-....; цирк-...

Рекомендуем посмотреть:

Игры на уроках русского языка в 6 классе

Кроссворды, ребусы по русскому языку с ответами, 6-9 класс

Игровые задания на уроках русского языка, 5-9 классы

Игры со словами для детей 10 лет

Словесные игры для школьников среднего звена

Наталья Александровна Сергеева # 27 сентября 2018 в 20:38 +1
Интересная подборка игр! Особенно понравились "Мини-игры" .Подобные игры есть в книге А. Шибаева "Язык родной,дружи со мной"