Использование пословиц на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерны меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.

Использование пословиц при изучении орфографии

Говоря о пословицах на уроках русского языка, следует решить вопрос о том, при изучении каких тем, при использовании каких приемов обучения правописанию они могут быть привлечены.

♦ Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с формой этого слова или однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы:

• Конец — делу венец.

• Кончил дело, гуляй смело,

в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой — однокоренное слово, в котором этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конец и кончил, ставят ударение и подчеркивают гласную букву о. Пословицы являются хорошим примером к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.

Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед парными согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.

Так, в I классе ученики заучивают поговорку Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во II классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель предлагает подобрать такое однокоренное слово или изменить слово так, чтобы согласный на конце слова был слышен ясно. Дети делают вывод, что для проверки нужно, чтобы после парного согласного стоял гласный или сонорный согласный. Под пословицей записываются слова: нос — носы — носик, мороз — морозы — морозец. При этом сомнительные согласные на письме выделяются.

Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредоточивается на новом орфографическом правиле.

На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами:

• Слаще всех плодов — плод честного труда.

• Свой глаз — алмаз.

• Дороже алмаза свои два глаза.

• Не шуба греет, а хлеб.

Учащиеся читают пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова или формы этих же слов, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными: плод — плодов, плодить глаз — глаза, глазок алмаз — алмазы, алмазный хлеб — хлеба, хлебушек

Затем учитель обращает внимание на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Учащиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить, какую букву следует писать в корнях слов труд и шубка (род. п.). Слова труда — труд, шуба — шубка дописываются к уже записанным словам.

Закончив работу с плакатом, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зеленый наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.

♦ Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.

Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.

В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например:

• У коровы молоко на языке.

• Мороз да метели под февраль налетели.

• Яблоко от яблони недалеко падает.

• Человек без Родины, что соловей без песни.

Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для II класса есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащихся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель:

• Где трактор ходит, там золотая пшеница родит.

• Трактором пахать, не лопатою копать.

• Трактор — меже смерть.

• Не трактор пашет, а тракторист.

Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа:

• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

• Каков мастер, такова и работа.

Урок пройдет живее, интереснее, если на нем использовать иллюстративный материал, который могут изготовить учащиеся.

Для плакатов, которые могут быть использованы как наглядные пособия при закреплении написания отдельных слов, не проверяемых правилами, рекомендуем следующие пословицы и поговорки.

ДОРОГА

У дороги конца нет.

Знающий дорогу не устает.

С хорошим попутчиком — половина дороги.

 

ЯЗЫК

Язык — стяг: дружину водит.

Не спеши языком, торопись делом.

Языком капусту не шинкуют.

 

УРОЖАЙ

Больше землю удобряй, выше будет урожай.

Хороший снежок урожай сбережет.

Упустишь время — потеряешь урожай.

Если учащиеся имеют альбом или тетради с пословицами, куда они систематически выписывают пословицы из учебников, то их следует использовать при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Учащимся дается задание: найти в альбоме и выписать пословицы с указанными учителем словами. Например, во II классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель.

Дети находят и выписывают пословицы с указанными словами:

• Жить — Родине служить.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• В сильный мороз береги нос.

• Всякая дорога вдвоем веселей.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Март с водой, апрель с травой.

Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.

В III—IV классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.

Не учи орла летать, а ... петь.

Крепкую дружбу и ... не разрубишь.

Видать ... по полету, а доброго ... по походке.

... поет месяц, а ... каркает круглый год.

Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.

В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записывают слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем учитель читает пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем пословицы с названными выше словами. (Слова, которые пропускает учитель, даны в скобках.)

• Ученому везде (дорога).

• Что написано пером, то не вырубишь (топором).

• Слово не (воробей), вылетит — не поймаешь.

• На смелого (собака) только лает, а труса кусает.

• Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.

Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры:

• Сам погибай, а (товарища) выручай.

• Всякая (дорога) вдвоем веселей.

• Собирая по (ягодке), наберешь кузовок.

• Не гони коня кнутом, а гони коня (овсом).

• Корова на дворе — (молоко) на столе.

• Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

• Лежебоке и (солнце) не в пору всходит.

• Ленивому всегда (праздник).

• В страду одна забота: не стала бы (работа).

• Случается такой год, что в день по семь (погод).

• Два друга — (мороз) да вьюга.

• (Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

• На (капустнике) козел не караульщик.

- Не разгрызешь (ореха), не съешь ядра.

Следует отметить, что при изучении слов с непроверяемым написанием важно использовать знание происхождения слова. Этимологический словарь в этом случае — незаменимый помощник учителя.

♦ Пословицы при изучении слов с удвоенными согласными

Изучение написания слов с удвоенными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написания слов с удвоенными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.

Хороша нива у дружного коллектива.

Ссора до добра не доводит.

При закреплении материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы:

• Недаром говорится, что нужда коллектива боится.

Утренний дождь не долог.

• Хороший лен — дохода миллион.

Русский солдат не знает преград.

Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с удвоенными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.

В III классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во II классе они записали и изучили пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя удвоенные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, утренний, миллион, ранний — или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы:

Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.

Весенние ветры приносят летние дожди.

Русский в словах горд, в делах тверд.

В III или IV классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.

Примерный текст диктанта.

Всякая ссора красна миром.

Утренний дождь путника не остановит.

К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

Осенняя сушь что острый нож.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза

продирает.

Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть использованы при повторении написания слов с удвоенными согласными в III—IV классах.

• Храброму не нужна длинная шпага.

• По дрожжам пирогов не узнаешь.

• Худой мир лучше доброй ссоры.

• Ранняя осень — убыток, поздняя осень — достаток. (Кит.)

• Острый язык — дарование, а длинный — наказание.

• Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.)

• Между «говорить» и «делать» — длинная дорога. (Испан.)

• Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.)

Важно обратить внимание детей на то, что написание одних слов с удвоенными согласными нужно просто заучить (коллектив, дрожжи, жужжать, суббота), а для запоминания других требуется знание состава слова. Например, длинный, каменный, русский — удвоение согласных происходит здесь на стыке корня и суффикса. А в словах поддакивать, оббежать — на стыке приставки и корня. Для иллюстрации правила можно подобрать пословицы:

• Длинный язык до добра не доведет.

• Недруг поддакивает, а друг спорит.

♦ Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака

Уже во II классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, ё, ю, я.

При закреплении этого материала в III классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик — слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком.

Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке.

• Родину-мать умей защищать.

• Отольются волку овечьи слезки.

• Ученье — путь к уменью.

• Маленькое дело лучше большого безделья.

• От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

♦ Игры с пословицами и поговорками

Особым видом работы с пословицами на уроках русского языка в начальной школе являются игры с пословицами. Цель игры — закрепить и проверить знание орфографических правил. Приведем для примера два варианта игр с пословицами:

1-й вариант. Отгадай пословицу по названному слову.

Учитель называет слово, а учащиеся приводят пословицы, в состав которых входит данное слово, и объясняют написание слов, указанных учителем.

Учитель: Назовите пословицу со словами рыбка, уха.

Ученик: Рыбка мелка, да уха сладка.

Учитель: Найди орфограммы в словах рыбка, сладка, мелка и объясни способы проверки написания.

2-й вариант. Отгадай вторую часть пословицы.

Учитель называет первую часть пословицы, а ученики всю пословицу и объясняют написание отдельных слов.

Учитель: Труд человека кормит...

Ученик: Труд человека кормит, а лень портит. Учитель: Объясни написание слов труд, лень, человека.

Для проведения игр на уроках русского языка рекомендуем пословицы.

II класс

• Нет лучшего дружка, чем родимая матушка.

• Ложка дегтя портит бочку меда.

• Зимой шубка не шутка.

• В зимний холод всякий молод.

• Хороша кашка, да мала чашка.

• Смелый там найдет, где робкий потеряет.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• С кем по грибки, с тем и по ягодки.

• Кошке игрушки, а мышке слезки.

• Весна красна цветами, а осень плодами.

• Рыбка мелка, да уха сладка.

III класс

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Корова на дворе — молоко на столе.

• Весна красна цветами, а осень снопами.

• Осень с плодами, зима со снегами.

• Май холодный — год плодородный.

• На уборке часом опоздаешь, годом не наверстаешь.

IV класс

• На чужой сторонушке рад своей воронушке.

• Шила в мешке не утаишь.

• Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

• От умного научишься, от глупого разучишься.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Мягко стелет, да жестко спать.

• В пустой бочке и звуку много.

Использование пословиц при изучении грамматики

Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия. Последние могут изготовить сами учащиеся.

Так, в III классе повторяется тема «Правописание падежных окончаний имен существительных». Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.

На уроке используется плакат с пословицами.

• Каков мастер, такова и работа.

• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

• На работу с радостью, а с работы с гордостью.

• По работе и мастера знать.

Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание, определяют падеж имени существительного.

После работы с плакатом учитель предлагает учащимся прочитать записанные ими дома пословицы, ставя к слову труд вопрос, определяя падеж и выделяя окончание. Затем все записывают пословицы:

• Труд кормит, а лень портит.

• Землю солнце красит, а человека — труд.

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

• Суди о человеке по его труду.

• Белые ручки чужой труд любят.

• В труде рождаются герои.

После того как все пословицы будут записаны, учитель предлагает сравнить два слова труд и работа по значению и по окончаниям. Дети определяют, что по значению эти слова похожи (являются синонимами), но в одних и тех же падежах имеют разные окончания. После чего учащиеся делают вывод о том, что эти слова относятся к разным склонениям.

При повторении в III классе темы «Имя прилагательное» рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках.)

• (Маленькое) дело лучше (большого) безделья.

• (Родная) сторона — мать, (чужая) — мачеха.

• (Старый) друг лучше (новых) двух.

• (Черная) земля (белых) рук не любит.

• Зимой снег (глубокий) — летом хлеб (высокий).

• Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка.

• У мудрого человека (длинные) уши и (короткий) язык.

Учащиеся отгадывают пропущенные слова, определяют, что они обозначают и какой частью речи являются.

На дом дополнительно дается задание: подобрать две-три пословицы со словами, обозначающими качество, признак предмета.

На следующем уроке устно разбирают несколько пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая прилагательные.

♦ Работа с карточками

Карточки бывают двух видов: 1) карточки, содержащие текст для анализа, и 2) карточки с отдельными орфограммами. Как те, так и другие карточки используются в основном при закреплении и проверке знаний учащихся. Так как этот вид работы представляется детям младшего школьного возраста своеобразной игрой, то он обычно вызывает у них особый интерес и активизирует их внимание. Карточки можно использовать при изучении не только грамматического, но и орфографического материала.

Покажем, как проводится работа с карточками, содержащими текст для анализа, при изучении спряжения глаголов.

Карточки с пословицами составляются заранее по количеству учащихся в классе. Задание, которое должны выполнить ученики, одинаково для всех, поэтому удобнее его не писать в карточках, а после разъяснения написать на доске. Каждый ученик, получив карточку с пословицами, должен переписать их в тетрадь, подчеркнуть личное окончание глагола и определить, к какому спряжению он относится. Приведем примерное содержание карточек по теме «I и II спряжения глаголов».

1-й вариант

1. Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

2. Кто сеет мир, пожнет счастье.

3. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

4. Земля зимой силу копит, а летом отдает.

5. Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.

6. Кто мало говорит, тот больше делает.

7. На час отстанешь — в день не догонишь.

8. Ударь кремнем о кремень — и добудешь огонь, не ударишь — не получишь и дыма.

9. Без росы и трава не растет.

2-й вариант

1. Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.

2. Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

3. Кто любит науки, тот не знает скуки.

4. Усердным трудом все получишь, а лениться будешь — все потеряешь.

5. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — пожинает.

6. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.

3-й вариант

1. Мир строит, война разрушает.

2. Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает.

3. Солнце сияет, а месяц светит.

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Маленькая ложь за собой большую ведет.

6. Уходит день — не привяжешь за плетень.

7. Кто спит весною, плачет зимою.

8. Журавль летает высоко, да видит далеко.

Аналогичную работу с карточками можно провести при повторении правописания глаголов 2-го лица единственного числа, а также при закреплении правописания частицы не с глаголами.

Приведем образцы карточек с пословицами и поговорками, которые рекомендуем использовать на таких уроках.

Задание 1. При списывании дописать окончания глаголов 2-го лица. Подчеркнуть окончание -ешь одной чертой, -ишь — двумя чертами.

1-й вариант

1. С малого начинай — достигне... большого.

2. Летом не собере..., зимой не найде....

3. Если не сдержи... слова, не сдержи... и клятвы.

4. Завяже... пояс на ходу, на ходу он и развяжется.

5. Снег с углем не смешае... .

6. Железо не откуе... — плуга не сделае... .

2-й вариант

1. Обдумай то, о чем говори..., даже когда шути... .

2. На час отстане... — в день не догони... .

3. Ветер не привяже..., тень не схвати... .

4. Семь раз упаде..., восьмой раз встане... .

5. Упаде... в воду, сухим не выйде... .

6. Пальцем хлеба не отреже... .

3-й вариант

1. Что в детстве приобрете..., на то в старости обопремся.

2. Начне... в учении с малого, постигне... и большое.

3. Как поработае... — так и пое... .

4. Сожме... — кулак, разожм... — ладонь.

5. Из пасти льва добычу не вытащи... .

6. Семена не отбере... — урожай не собере... .

Задание 2. При списывании вместо точек перед глаголом вставить отрицание не и подчеркнуть его вместе с глаголом.

1-й вариант

1. Слово зря ... молвится.

2. Кто в Москве ... бывал, красоты ... не видал.

3. Слёзы не бусы — обронишь, ... соберешь.

4. Кто ... сеет, тот ... жнет.

2-й вариант

1. По шилу кулаком ... ударишь.

2. За твоим языком ... поспеешь босиком.

3. Не стыдно ... знать — стыдно ... учиться.

4. Хвастать ... косить, спина ... болит.

3-й вариант

1. Торопливость делу ... помогает.

2. Семена ... отберешь — урожай ... соберешь.

3. Враг побежит, если ты ... побежишь.

4. ... разгрызешь ореха, так ... съешь и ядра.

Карточки с отдельными орфограммами используются в основном при закреплении орфографических правил, хотя могут быть использованы и при повторении грамматики.

Такой вид работы можно организовать при повторении правописания глаголов 3-го лица с частицей -ся и неопределенной формы глаголов с частицей -ся. Для этого каждый ученик готовит две карточки, на одной из которых крупными буквами красным карандашом пишет -тся, а на другой черным карандашом пишет -ться. На уроке учитель читает пословицы, а учащиеся, определив форму глагола, поднимают соответствующую карточку.

Приведем пословицы, которые могут быть использованы на этом уроке.

• Пшеница боится позднего дождя.

• Цветок не распустится — плод не завяжется.

• Науке учиться — старости нет.

• Железо без употребления покрывается ржавчиной.

• Золото и в болоте светится.

• Чтобы овладеть высоким мастерством, надо много трудиться.

• Нет реки, через которую нельзя было бы переправиться.

• Сталь ломается, но не гнется.

• Лиса дважды в капкан не попадается.

• Только трус отрекается от своего слова.

• Кто в воду падает, тому нечего бояться дождя.

• Трудолюбию учатся три года, лени — три дня.

• Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается.

• Цветы опадают, аромат остается.

• На миру и работа спорится.

• Будешь лениться — узнаешь голод.

Рекомендуем посмотреть:

Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Пословицы и поговорки о смелости, трусости

Английские пословицы с переводом на русский

Пословицы и поговорки про учение

Использование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Светлана Владимировна Лукьянова # 23 декабря 2014 в 16:09 +1
Спасибо за интересный материал.
Наталия Евгеньевна Кривенцева # 12 марта 2015 в 20:55 +1
Столкнулась с проблемой, что дети не могут объяснить смысл пословиц. Ваш материал очень поможет в решении моей проблемы.
Ирина Николаевна Захарова # 30 марта 2015 в 21:25 0
Замечательный материал. Сама в работе очень люблю обращаться к пословицам. Сейчас у меня 2 класс.Ребята сами находят интересные пословицы, предлагают для работы. Часто используют в речи, аргументируя свою точку зрения. Особенно на уроках литературного чтения. Получается очень тесная связь между русским языком и литературой.
Елена Валерьевна Цветкова # 3 мая 2015 в 22:28 0
Очень интересный материал. Согласна с тем, что учитель должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В даноой работе приведены различные формы работы с пословицами. Обязательно возьму на заметку. Спасибо.
Наталия Тимофеевна Колесникова # 1 июля 2015 в 16:19 0
В литературе пословица выступает как один из жанров фольклора. В пословицах заложен глубокий смысл, результат жизненных наблюдений не одного поколения людей. На уроках литературы пословицы используются с целью приобщения младших школьников к овладению национальными и общечеловеческими ценностями. Своей статьей Вы продемонстрировали педагогам успешное использование пословиц и на уроках русского языка. Причем, умело подобрали и классифицировали по разным разделам и темам русского языка. Спасибо! Обязательно использую на своих уроках.
Анастасия Сергеевна Протасова # 3 сентября 2015 в 07:51 0
спасибо за материал.
Наталья Васильевна Тарановская # 10 октября 2015 в 15:00 0
Своим материалом Вы показали, что пословицы можно использовать на уроках русского языка.Хорошо подобраны пословицы по разделам.Материал насыщенный, полезный. Вы молодец!
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:50 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Татьяна Владимировна Волкова # 23 ноября 2015 в 14:01 +1
Я считаю, что использование пословиц особенно на уроках русского языка и литературного чтения очень важно, так как это не только развитие лексикона учащихся посредством обращения к русскому фольклору, но и развитие мышления. Мне материал понравился.