Конспект устного журнала в начальных классах на тему искусства

Конспект устного журнала в начальных классах «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

Автор: Мартынова Нина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Запрудненской СОШ № 2, Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня

Описание материала: Конспект устного журнала для детей младшего школьного возраста (7-9 лет) на тему искусства. Данный материал будет актуален для воспитателей старших групп, учителям начальных классов, как внеурочная деятельность. Данный материал был создан для расширения кругозора и развития познавательного интереса у детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Развитие», «Культурная», «Этическая».

Цель: формирование знаний об искусстве и его месте в жизни человека, изучение истории искусства.

Задачи: Сформировать у детей представление о разных видах искусства и их общности в культуре и жизни.

Вступительное слово учителя.

- Мир искусства прекрасен и удивителен.

Среди множества видов искусства есть три особых – пожалуй, их можно назвать главными это литература, музыка, изобразительное искусство. Слово, звук, изображение - без них невозможны все другие виды искусства - ни спектакль, ни фильм, ни концерт.

Большой мир искусства откроет вам свои тайны на страницах нашего устного журнала «Союз волшебных звуков, чувств и дум».

Итак, открываем  первую страницу.

Приходит Художник.

Моё искусство самое древнее из трёх главных. Люди ещё не умели говорить, а изображение уже создавали. Вспомните, например, наскальные рисунки, найденные археологами.

Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один- единственный человек- сам художник. Изобразить можно всё: и видимый мир предметов, людей, животных, и невидимый мир чувств - радость и горе, правду и ложь, добро и зло.

Художников много, работают они по - разному, по- разному их называют. Кистями и красками работают живописцы.

Карандашом, углём, тушью, пастелью - графики.

Изображения в глине, пластилине, камне создают скульпторы.

- Есть художники, которые занимаются росписью глиняных игрушек, посуды, фигурок птиц, зверей и людей.

Сейчас я взмахну своей кисточкой, и вы превратитесь в таких художников.

СТРАНИЦА ПОЭТИЧЕСКАЯ.

Учитель:

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И, право, никогда не сочиняю.

- Поэзия начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя. А для этого надо быть человеком глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим.

Входит муза.

Все литературные произведения, созданные с глубокой древности, можно разделить на две большие части: поэзию и прозу. Различить их просто.

Поэзия - это то, что написано стихами, а проза - всё остальное.

Тот, кто читал « Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, знает, что в стихах главное- рифма.

«Рифма- это когда два слова оканчиваются одинаково»,- объяснял начинающему поэту Незнайке опытный поэт Цветик. Незнайка быстро усвоил урок, а какие стихи у него получилось - все помнят.

На самом деле сочинение стихов – дело совсем не простое.

Конечно, вы заметили, что в стихах есть своя мелодия, свой ритм, и создаётся он равномерным, как шум моря, чередованием ударных и безударных слогов. Строки будут аукаться, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание.

Людей, пишущих стихи, называют поэтами.

- Сейчас я взмахну пером, и вы превратитесь в поэтов.

СТРАНИЦА МУЗЫКАЛЬНАЯ «СЕМЬ ЗВОНКИХ НОТ».

Учитель:

- Мы живём в мире, наполненном множеством звуков. Мы слышим их на улице, в транспорте, на работе, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева.

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

Входит Скрипичный ключ и Нотка.

Скрипичный ключ:

- Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передаёт впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение света и тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады.

- Людей, создающих музыку, называют композиторами, а тех, кто доносит эти произведения до слушателей, - исполнителями.

Нотка:

- На первых порах музыка звучала только в исполнении человеческого голоса. Эту музыку называют вокальной.

  Сначала люди пели « без сопровождения». Потом стали «помогать» себе хлопками в ладоши, притоптыванием. Вот и выходит, что древнейшим музыкальным инструментом был сам человек. И только позднее люди стали использовать куски дерева, плоские камни – они издавали гораздо более громкие и разнообразные звуки.

- Дальше – больше. Люди заметили, что музыкальный звук можно извлечь из тугой тетивы лука, из стебля тростника или трубчатой косточки

Скрипичный ключ:

Так кто же изобрёл, кто создал музыку?

А никто. Вернее – многие люди с глубокой древности и до наших дней по крупицам создавали и продолжают создавать всё новые музыкальные произведения, и новые музыкальные инструменты.

- Сейчас я возьму дирижерскую палочку и вы превратитесь в музыкантов.

Театральная страница.

- Изобразительное искусство, литература, музыка – каждое из этих видов искусства прекрасно и неповторимо. И все они вместе объединяются в театре.

- Читаю стих.с. 3

- Театральное произведение – спектакль – складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора.

- Театр – искусство коллективное,

спектакль – это творчество.

Входит Петрушка.

-  Здравствуйте, ребята и взрослые.

-  Меня зовут Петрушка. Я весёлый задира, главный актёр кукольного театра.

- А знаете, когда и где появился театр?

Он появился в Древней Греции много веков назад.

- А на Руси самым популярным был кукольный театр – балаган.

На ярмарке строили его посреди площади, украшали гирляндами, вывесками и разыгрывали представление.

- Я приглашаю вас. Давайте украсим нашу ярмарку и разыграем весёлое представление.

Сказка С. Михалкова «Как мужик корову продавал».

Мир искусства прекрасен и удивителен. А дорога туда начинается в твоей душе, в твоём сердце.

Учитесь раскрывать свою душу для красоты, учитесь смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное.

Помните: не каждый, кто смотрит, умеет видеть прекрасное и удивительное.

Рекомендуем посмотреть:

Устный журнал в начальной школе, 2 класс

Игра счастливый случай для младших школьников

Всемирный День приветствий. Сценарий для 4 класса

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Мария Михайловна Донюш # 21 января 2014 в 16:50 0
Мое мнение, что, конечно,  у учащихся  после такого занятия складывается хорошее общее представление о изобразительном искусстве, его месте в жизни современного человека и одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира через понимание музыки, театра, поэзии. Скажите, какое место занимает этот урок в Вашем учебном плане? И еще, конспект достаточно емкий, укладываетесь ли Вы в отведенные 40 минут или на это занятие у Вас отведено несколько уроков?
Помимо всего используете ли Вы наглядные материалы, а именно фотографии, видео и пр.?
Спасибо за Ваш труд, успехов Вам.
Ольга Борисовна Лобанова # 17 ноября 2014 в 15:19 0
Замечательный материал. Можно вынести во внеурочную деятельность, можно использовать как систему классных часов. Нестандартная форма, интересный материал.
Виктория Викторовна Юрьева # 30 июля 2015 в 10:05 0
Прекрасный материал для первого занятия,например,театрального клуба(в рамках внеурочной деятельности).Естественно, каждый педагог подберёт тот иллюстративный материал, который подходит конкретной группе детей.Спасибо за основу!