Краеведческий материал на уроках окружающего мира

Изучение краеведческого материала как средство становления мировоззрения школьников

В последнее десятилетие возрос интерес к изучению родного края в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено рядом причин: новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого принципа обучения. В условиях современной школы краеведческий принцип преподавания не всегда учитывается учителями, недостаточно широко используется природоведческий материал родного края, из-за чего знания об окружающей природе у детей скудны и не соответствуют стандарту, предусмотренному программой. Учащиеся не в достаточной степени знакомы с прошлым и настоящим малой родины, родного края. Для решения этой проблемы следует обратиться к ее анализу, поиску путей ответа на вопросы:

• Для чего следует изучать свой край?

• Что изучать?

• Как преподавать краеведческий материал?

Краеведческая работа носит исследовательский, прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из поставленных задач, можно сказать, что процесс формирования краеведческих знаний у детей в начальной школе многогранен и требует тщательной подготовки со стороны учителя и высокой активности со стороны младших школьников.

Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности своей области.

Ценностная - предполагает становление краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросо- образность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, регио- нальность.

Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями. Начальная ступень - пропедевтический курс, который способствует осознанию важности окружающего мира. Вторая ступень - интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов.

Анализируя проблемы реализации краеведческого подхода в преподавании учебных предметов, выяснили, что они во многом носят гипотетический характер и нуждаются в уточнении и корректировке. Это требует организации собственного целостного процесса: необходим педагогический эксперимент. В ходе экспериментальной деятельности привлекаются два класса одной параллели: экспериментальный и контрольный. Работа

ведется в двух направлениях. Первое направление работы - выявление и ликвидация существующих пробелов в знаниях детей. Необходимо вызвать интерес у младших школьников к активному участию в экскурсиях, изучению природы родного края, положительное отношение к получению дополнительных знаний и их самостоятельному добыванию.

Для определения уровня имеющихся знаний о природе родного края используются анкеты, которые помогут создать общую картину представлений об окружающей природе у детей.

По каждому из направлений предложено пять вопросов. Если учащийся верно отвечает на три и более вопросов, считается, что он показывает высокий результат, если отвечает на два вопроса верно и на один вопрос с ошибками - средний результат, если допускает ошибки в каждом вопросе или не отвечает правильно - низкий результат.

АНКЕТА 1

Выявление уровня знаний учащихся о растительном мире родного края

1. Какое из растений не произрастает в нашей области?

Береза, осина, тополь, вяз, дуб, кедр.

2. Приведите примеры травянистых растений леса нашей области (3-4 наименования).

3. Приведите примеры травянистых растений степи нашей области (3-4 наименования).

4. Составьте рассказ о растении, изображенном на иллюстрации по плану:

- Название растения.

- Это дерево, кустарник или трава?

- Где растет?

- Какое значение имеет это растение?

(Детям предлагается составить рассказ про ландыш майский.)

5. Распределите растения по группам:

Растения степи

Растения леса

Сорные растения

 

 

 

Полынь горькая, чертополох крючковатый, одуванчик лекарственный, ландыш майский, вяз гладкий, пижма обыкновенная, фиалка удивительная, пастушья сумка, василек русский. (Детям предлагаются изображения растений и их названия.)

АНКЕТА 2

Выявление уровня знаний учащихся о животном мире своей области

1. Назовите три вида перелетных птиц нашей области.

2. Составьте рассказ о животном, изображенном на иллюстрации по плану:

1) Название животного.

2) Внешний вид: размеры, окраска.

3) Чем животное питается?

4) Где животное живет?

5) Какое значение имеет в природе?

6) Как необходимо к нему относиться?

(Детям предлагается изображение косули.)

3. Какие из животных не водятся в нашей области?

Ласка, лесной хорек, бурозубка, норка, кабан, косуля, медведь, тигр.

4. Приведите примеры насекомых нашего края (3-4 наименования).

5. Подчеркните названия животных, которых разводят в нашей местности: коровы, куры, кролики, песцы, лошади, пчелы, овцы, свиньи, олени, гуси, страусы, кенгуру.

АНКЕТА 3

Выявление уровня знаний учащихся о географических и климатических особенностях своей местности

1. Отметьте знаком «+» явления природы, характерные для нашей области:

гололед, прохладное лето, листопад, белые ночи, прилет перелетных птиц, изморозь на деревьях, ледостав, половодье, жаркое лето, землетрясения, извержение вулкана, ливень, гроза, северное сияние, цунами, снегопад.

2. Все ли утверждения верны?

- Область расположена на юго-востоке Русской равнины;

- по территории области протекает река Хопер;

- граница омывается Черным морем;

- на территории области нет ни одного соленого озера.

3. Подчеркните слова, обозначающие формы земной поверхности, характерные для нашей области:

холмы                                моря                горы

озера                                 овраги             болота

морские террасы              сопки              балки

4. Напишите названия полезных ископаемых, которые добываются в родном крае (4-5 наименований).

5. Раздели на группы полезные ископаемые, найди те, которых нет в нашем крае:

Твердые

Жидкие

Газообразные

 

 

 

Нефть, вода, песок, природный газ, бишофит, глина, гипс, соль, железная руда, золото.

После того как определится исходное состояние имеющихся у младших школьников знаний, согласно поставленным задачам исследовательской работы необходимо сформировать положительное отношение к обучению, ликвидировать некоторые пробелы в знаниях детей. Для этого необходимо провести экскурсии осенью и весной, интегрированные уроки художественного труда и окружающего мира. Посетить краеведческий музей, планетарий, где будут проведены лектории о природе города или области. Использовать дидактические игры на уроках окружающего мира, совместно создать «Азбуку краеведения», лото по краеведению. Показывать мультимедийные презентации, видеофильмы, панорамы. Материал к урокам, к экскурсиям, должен заинтересовать ребят, подтолкнуть к познанию окружающего мира, выработке своей жизненной позиции по отношению к природе родного края, повысить уровень краеведческих знаний. Информация должна быть доступна и интересна для детей младшего школьного возраста, но в то же время представлять определенную трудность, развивать мыслительные процессы, способствовать стремлению самостоятельно добывать знания.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании окружающего мира требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы.

В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей окружающей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения отдельных географических объектов или всего географического комплекса.

Дети наблюдают за изменениями в неживой и живой природе осенью, зимой, весной; за изменениями в продолжительности светового дня, положением Солнца на небосводе; заполняют дневники погоды. Наблюдают за подготовкой растений к зиме - изменением окраски листьев, процессом листопада. В зимнее время наблюдают за зимующими птицами и состоянием деревьев, кустарников, травянистых растений. Выясняют значение снежного покрова в защите растений от вымерзания. Весной наблюдают за пробуждением растений: набухание почек, появление молодых побегов; раннецветущими травянистыми растениями; прилетом птиц. Затем, во втором и третьем классах, краеведческая работа усложняется. Дети приобретают все новые и новые навыки наблюдений. У них расширяются знания о своей местности благодаря участию в экскурсиях.

Программой по природоведению предусмотрен в осеннее и весеннее время обязательный минимум учебных экскурсий. В первом классе - четыре, во втором - две, в третьем - одна, в четвертом - две.

Экскурсии можно разделить на следующие группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на производства.

Хорошие результаты дает применение дидактической игры «Лото по краеведению». Определения в карточках разрабаты

ваются по следующим направлениям: животный мир, почвеннорастительные ресурсы, климат, рельеф, полезные ископаемые, поверхностные воды, города области. В начале игры каждый ученик получает отдельную карточку. Начинающий игру читает определение справа. Весь класс думает над ответом, а тот ученик, у которого ответ написан на карточке слева, отвечает, а затем читает новое определение (справа на своей карточке). Игра может проходить и наоборот: читается термин, а нужно найти определение.

Примеры карточек лото.

Грызуны

Зона, расположенная в основном в Заволжье и в Сарпинской низменности. Климат засушливый, летние температуры высокие. Почвы отличаются сухостью и засоленностью

Хищные животные

Зона, занимающая более 80 % территории области. Основной фон растительного покрова образуют узлолистные дерновинные злаки и разнотравье

Лось

Лягушки, чайки, бобр, ондатра, выхухоль, выдра

Птицы степей

Страна, с которой Волгоградская область граничит на юго-востоке

Насекомые степей

Бурозубка, еж, ласка, норка

Природные

зоны области

Хорек, сайгак, перевязка, лисы

Типы почв

Гравилат городской, крапива двудомная, лютик ползучий, мята полевая

Лекарственные

растения

Василек русский, гониолимон татарский, коровяк фиолетовый, очиток едкий, чабрец обыкновенный

Деревья

Волжский, Камышин, Михайловка, Урю- пинск, Фролово, Котово, Жирновск, Калач-на- Дону

Гололед

Крупнейший индустриальный, транспортный и культурный центр. В нем проживает 1 млн человек. Он протянулся вдоль Волги более чем на 70 км, ширина его не более 9-12 км

Весна в области

Хопер, Медведица, Иловля, Чир, Аксай

Возвышенности

области

Великая русская река. Самая длинная река Европы

Прикаспийская низменность

Соленое озеро Волгоградской области, имеющее котловину на 15 м ниже уровня Мирового океана. Впадают 4 реки: Саморода, Хаара, Ланцуг, Горькая

Полезные ископаемые, характерные для области

Сарпинские озера, расположенные на территории Волгоградской области

Мел

В 7 км от Камышина возвышаются невысокие горы. Из них выделяются два резко очерченных холма - Карпунинский и Шишанка

Камышинские

уши

Порода, состоящая из скоплений микроскопических раковинок животных - простейших, скрепленных карбонатом кальция. Толщина пласта в нашей области - 60 м

Сарпа и Цаца

Нефть, газ, железная руда, известняки, глина, суглинки и пески

Эльтон

Форма рельефа, занимающая территорию Заволжья и часть правобережья Волги к югу от Волгограда. Поверхность осложнена падинами и лиманами. Ниже уровня мирового океана на 28 м

Волга

Приволжская, Ергенинская, Донская и Калач- ская гряды

Реки

Время бурного расцвета природы: разливаются реки, начинается перелет птиц, зеленеют поля, цветут сады. Время первых гроз

Областной

центр

Слой плотного льда, образующийся на поверхности земли, деревьях, окружающих предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно при температуре несколько ниже 0°

Города области

Дубы, вяз, клен, тополь, тутовое дерево

Растения степи

Шалфей, полынь, цмин песчаный, чабрец обыкновенный, вероника дубравная, лапчатка гусиная

Растения леса

Темно-каштановые, чернозем, каштановые, светло-каштановые, солончаки, пойменные

Животные

степи

Степи и полупустыни

Животные леса

Чертополоховка, бражник-языкан, голубокрылая кобылка, скорпионы, чернотелки

Казахстан

Жаворонки, дрофы, стрепеты, перепела, синицы, орлы,луни

Животные

водоемов

Животное встречается в лесных массивах Волго-Ахтубинской поймы. Самый крупный представитель оленей. Горбоносая голова самца увенчана массивными лопатообразными рогами

Степь

Волки, лисицы, барсуки, хорьки

Полупустынная

зона

Заяц-русак, суслик крапчатый, тушканчик, слепыш, хомяк, песчанка, полевка

Совместно с учащимися учитель разрабатывает «Азбуку краеведения», в материалы которой входят названия растений и животных области. Дети находят иллюстрации того или иного растения или животного, его краткую характеристику. «Азбука»

выставляется в классе для прочтения ее всеми учениками. С помощью данного пособия проводятся игры на уроках окружающего мира. Например, показывается изображение растения или животного, а учащиеся узнают его, называют, кратко описывают. Или, наоборот, зачитывается краткое описание, а дети называют растение или животное и показывают его в «Азбуке». Важным направлением работы является проведение окончательной диагностики приобретенных и имеющихся знаний на уроках, экскурсиях, играх на природе. Эту задачу возможно решить используя контрольный тест.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1) Напишите 3 названия животных леса нашей области.

2) Какие вы знаете озера нашего края?

3) Назовите природные зоны области.

4) Напишите 3 названия животных степи нашей области

5) Напишите 3 названия животных водоемов нашей области.

6) Напишите 3 названия грызунов, обитающих в нашей области.

7) Какие осадки характерны для нашей области?

8) Напишите 3 названия растений степи области.

9) Напишите 3 названия птиц нашей области.

10) Напишите 3 названия растений леса нашего края.

11) Напишите 3 названия лекарственных растений леса области.

12) Какие реки нашей области вы знаете?

13) Напишите 3 названия полезных ископаемых, характерных для нашей области.

14) Напишите 3 вида насекомых области.

15) Напишите 3 названия деревьев нашего края.

Комплексное понимание краеведения позволяет решить серьёзную проблему статуса краеведческого знания. С этой точки зрения краеведение предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного знания, которое включает в себя географические, исторические, экологические и другие аспекты. Взаимодействие в краеведческой работе различных видов человеческих знаний и деятельности способствует пошаговому становлению мировоззрения младших школьников.

Рекомендуем посмотреть:

Загадки про школьные принадлежности для 1 класса с ответами

Загадки про птиц для 2 класса с ответами

Загадки про этикет для младших школьников с ответами

Загадки о природе и животных для детей 2 класса с ответами

Загадки Чуковского с ответами для детей 2-3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!