Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Автор: Проскуровская Оксана Георгиевна, учитель начальных классов, МБОУ «ООШ № 33», г. Новокузнецка Кемеровской обл..

Описание работы: материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам – психологам, когда необходимо отследить девиантное поведение младшего школьника. Методика является авторской.В основе методики лежит метод наблюдения.

Цель: - Выявить уровень девиантного поведения младшего школьника.

Ход проведения:

Диагност наблюдает за поведением во время уроков,  поведением во внеурочное время, во время посещения столовой,  поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Характеристика уровней сформированности девиантного поведения (высокий, средний, низкий) по которым диагностируемый получил больше всего критериев отражена в Таблице № 1.

Диагност должен учитывать, классифицируя и наблюдая, особенности поведения: стабильность проявления, частоту проявления, особенности личности, характер и мн.др..

Таблица № 1

Карта наблюдений девиантного поведения младшего школьника

Виды наблюдения.

Проявление наблюдения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Поведение во время уроков

*ходит во время уроков, встаёт с места;

*не выполняет учебные задания во время уроков;

*отвлекается, поворачивается,

разговаривает;

*недисциплинирован;

*раздражителен;

*пассивен в деятельности;

*прогуливает уроки без уважительной

причины;

* резкая смена настроения.

*иногда проявляет

недисциплинированность;

*частично учебные задания во время уроков;

*не всегда отвечает на устные вопросы,

реагирует агрессивно;

*иногда проявляет раздражительность;

*иногда или редко пропускает занятия без

 уважительной причины;

*редко отмечается резкая смена настроения;

*иногда не контролирует себя;

*дисциплинирован;

* активно участвует в процессе урока;

*доброжелателен;

*чётко выполняет инструкции;

*всегда присутствует на занятиях;

*усидчив;

*является лидером;

* умеет себя контролировать;

 

Поведение во внеурочное время

*агрессивен;

*нарушает нормы и правила поведения в

учреждении на перемене и после уроков;

* провоцирует конфликты;

*вспыльчив;

*является неформальным отрицательным лидером;

*не выполняет общественные поручения

* редко вспыльчив;

*может иногда нарушать нормы поведения;

* иногда является неформальным

отрицательным лидером;

* редко принимает участие в жизни класса,

*общается со всеми одноклассниками;

*соблюдает нормы поведения

*независим от других;

*может организовать группы по

 интересам;

* является лидером;

*умеет критически мыслить,

принимать адекватные решения.

*неконфликтен;

*участвует в общественной жизни

 класса;

*охотно выполняет общественные

поручения;

Поведение во время посещения

столовой

*агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся,

пинается, огрызается)

*не соблюдает правил поведения в столовой;

*проявляет неадекватные реакции

 (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);

*стремится привлечь к себе внимание;

*пассивен;

*зависим от других

*иногда агрессивно ведёт себя по

 отношению к одноклассникам, взрослым

 (толкается, плюётся, пинается, огрызается)

*не часто, но нарушает правила поведения в столовой;

*иногда привлекает к себе внимание

 асоциальным поведением;

*может проявлять раздражительность;

 

 

*аккуратен;

*сдержан;

* соблюдает правила поведения в

 столовой;

 

 

Поведение во время

 посещения театров, выставок, экскурсий

*неустойчивость поведения;

*грубит;

*неадекватно реагирует на замечания

учителя;

*проявляет негативные реакции в

 отношении увиденного;

* громко смеётся, разговаривает, кричит

*проявляет протестные реакции;

 

*в некоторых моментах проявляет

 неустойчивость в поведении;

*может неадекватно отреагировать на

замечания взрослого, одноклассника;

*иногда проявляет протестные реакции;

*не часто проявляет негативные реакции в

 отношении увиденного;

 

*активно участвует в процессе

знакомства с новым;

*интересуется увиденным;

*соблюдает правила посещения

общественных мест(театров, выставок, экскурсий);

* умеет логически мыслить,

принимать адекватные решения.

*самодисциплинорован.

Поведение во время

 перемены, во время игр.

*поддаётся влиянию;

* является асоциальным лидером;

* без причины может накинуться,

ударить сверстника;

*придумывает или участвует в

агрессивных играх

* иногда привлекает к себе внимание

 асоциальным поведением;

* может быть асоциальным лидером;

* редко придумывает или участвует в

агрессивных играх

 

*соблюдает правила игр;

* может организовать группы по

 интересам;

* является лидером;

 

Обработка результатов

Высокий уровень: предполагает оценку «3»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины;  резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;  провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного;  громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером;  без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает или участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне девиантного поведения младшего школьника.

Средний уровень: предполагает оценку «2»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения;  иногда является неформальным отрицательным лидером;  редко принимает участие в жизни класса

иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет  неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного;  иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;  может быть асоциальным лидером;  редко придумывает или участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.

Низкий уровень: предполагает оценку «1»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером;  умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам;  является лидером; умеет критически мыслить,  принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения; аккуратен; сдержан;  соблюдает правила поведения в  столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест(театров, выставок, экскурсий);  умеет логически мыслить,  принимать адекватные решения; самодисциплинорован; соблюдает правила игр;  может организовать группы по интересам;  является лидером. Поведение младшего школьника в N(норме).

Рекомендуем посмотреть:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Ольга Леонидовна Зенченко # 3 января 2014 в 18:33 +3
Спасибо за такой содержательный материал. А карту вы разработали сами?
Елена Окорокова # 19 января 2014 в 17:56 +3
Спасибо,очень своевременно,т.к.таких проблем сегодня всё больше и больше.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 27 января 2014 в 19:28 +4
Я работаю в коррекционной школе, у нас много различных методик работы с детьми и наблюдений за ними. Но такой я еще не встречала! "+" Вашей методики является простота в проведении и, что немаловажно, в фиксации результатов. Мне кажется, что  выводы по такому наблюдению будут достаточно точными и рекомендации для родителей и педагогов будут действенными. Метод  наблюдения, который лежит в основе Вашей методики всегда позволяет дать довольно точную оценку поведения ребенка. В Вашей публикации стоит нумерация "таблица №1", это дает надежду на то, что Вы поделитесь еще чем-то полезным и интересным! будем надеяться, а пока беру ваш опыт себе в копилку! Спасибо!!!
Ольга Анатольевна Дурова # 30 января 2014 в 19:15 +2
Полезная информация, возьму на заметку.
Елена Валерьевна Пластинина # 21 февраля 2014 в 16:48 +3
Большое спасибо за понятную и реальную для применения методику! С каждым годом детей с отклонением в поведении всё больше, а квалифицированной помощи от наших школьных психологов, занятых бумажной работой, а не работой с детьми, всё меньше! Проблема большая. А решать приходиться её нам- учителям начальной школы.
Валерия Ивановна Смирнова # 28 марта 2014 в 13:51 +3
Спасибо за Ваш материал! Материал описан доступно и понятно. Мне он интересен и полезен с одной стороны, как учителю коррекционной школы, с другой, как родителю дочки - второклассницы.   Учителю-дефектологу можно воспользоваться Вашим материалом в диагностике своих воспитанников, в составлении характеристик.  А как родителя, меня все больше беспокоит поведение некоторых одноклассников моей дочери, у которых признаки девиантного поведения ярко выражены.
Татьяна Петровна Старцева # 5 апреля 2014 в 08:13 +2
БЛАГОДАРЮ за материал. Честно сказать, у нас в школе на эту проблему не обращают внимание. По новому ФГОСу мы должны "СПРАВЛЯТЬСЯ"  со всеми детьми( так говорит администрация). А я возьму ваш материал на заметки и предложу коллегам. СПАСИБО!!!
Елена Савченко # 7 июня 2014 в 13:43 +1
Огромное спасибо. Я думаю, что многие педагоги встречаются с такими детьми. Обязательно буду использовать ваш материал.
Лариса Ивановна Сухопрудская # 15 сентября 2014 в 16:08 +1
Оксана Георгиевна,спасибо за материал! Есть у меня такой ребенок! И к, сожалению, теперь таких детей все больше встречается в наш сумасшедший век! Дети неуправляемые,задерганные родителями,социальной средой, и т.д. Прочла с удовольствием!
Шугаева Ольга Сергеевна # 8 октября 2014 в 10:05 +1
Большое спасибо за материал! На сегодняшний день эта тема очень актуальна в сельских общеобразовательных школах. Взяла в свою копилку, буду применять на практике.
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 9 октября 2014 в 21:49 +1
Благодарю за методику!В моем 1 классе, к сожалению, найдется парочка-тройка детишек, которых я хотела бы продиагностировать...Завтра и начну!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:00 +1
Большое спасибо. Сама работаю с детками, с проблемами и элементами девиации. Пополнила свою методическую копилку.
Анна Борисовна Кирий # 21 октября 2014 в 14:56 +1
Спасибо! Такую карту с успехом можно использовать в работе с родителями. Эти критерии наиболее понятны для родителей, ведь не всегда родители видят проблемы в поведении своего ребенка.
Татьяна Александровна Пригорнева # 11 ноября 2014 в 18:51 +2
Хорошая и подробная карта наблюдения за ребенком. Можно применять её результаты при составлении психолого- педагогической характеристики на ученика. Детей с девиантным поведением с каждым набором в начальные классы становится все больше, работать труднее (исходя из моей практики работы), преодолевать все трудности на каждом уроке приходится нам -учителям начальных классов. Спасибо за методический материал.
Татьяна Владимировна Львова # 27 ноября 2014 в 20:00 +1
Согласна, что можно применять данную карту при работе с родителями, можно, чтобы они сами ее заполнили, и сами проследили наличие или отсутствие девиаций.
Ольга Викторовна Качалина # 27 ноября 2014 в 20:19 +1
Спасибо,нужный материал.У меня в классе сразу трое таких детишек.Иногда теряешься,как себя вести с ними.
Оксана Александровна Тищенко # 10 января 2015 в 11:07 +1
Изучив вашу таблицу, я выяснила, что у меня все дети с отклонениями 3-го и 2-го уровней. Хотя нормальная у нас школа.Любой ребёнок когда-то, что-то нарушает, а если он всё соблюдает, то над этим уже надо задуматься.
Валерий Григорьевич Вершинин # 16 февраля 2015 в 10:00 +1
Уважаемая Оксана Георгиевна! Вы провели важное исследование, которое позволяет учителю более спокойно вести себя в стрессовых ситуациях и не искать причины поведения ребёнка постоянно в собственных промахах. Ваш труд поможет учителю правильно составить такую таблицу для класса, соединить свои усилия со школьным психологом и родителями,и, если потребуется,с медициной.
Валентина Владиславовна Гайдуцкая # 16 февраля 2015 в 11:00 0
В данный момент работаю над данной темой, ваше исследование очень актуально и пригодиться в моей работе. Спасибо!!! v
Екатерина Сергеевна Горелова # 21 февраля 2015 в 23:28 0
Оксана Георгиевна! Изучила Вашу работу, большое спасибо. В моем 5 классе несколько сложных ребят. Постоянного психолога у нас в школе нет, учителя сами "справляются" с этими проблемами. Ваша разработка поможет и учителям, и родителям лучше понять причины проблем, сделать поведенческий портрет класса.
Диана Шевкетовна Люманова # 25 февраля 2015 в 22:03 0
Добрый вечер. Очень интересный и актуальный материал. Сложных в поведении деток,к сожалению, становится всё больше. Мне, начинающему педагогу, эта проблема очень близка. Попробую применить вашу разработку на практике.
Наталия Владимировна # 13 марта 2015 в 19:17 0
Добрый вечер! Вчера было родительское собрание нашего 3 класса. Первый раз родители увидели на нем маму мальчика, который третирует весь класс. В течение трех лет он постоянно и жестоко избивает наших детей . Школа бессильна, полиция тоже (стоит на учете) , психитор признал его здоровым. Нахождение с ним в одном классе угрожает здоровью окружающих. Мать с ним не справляется, школа тоже. Только за последние два месяца родители 4 раза обращались в полицию с жалобами. Неужели необходимо дождаться серьезной трагедии с каким -нибудь ребенком по вине этого мальчика, что бы наконец были приняты меры реагирования? Нам сообщают, что коррекционных школ для таких детей в Москве нет, и все законы защищают его, а не тех, кто он него страдает. Подскажите пожалуйста, неужели нет способов обезопасить наших детей от его побоев, матершины и издевательств?
Марина Николаевна Агуреева # 15 марта 2015 в 08:05 0
Спасибо. Методика понятна, интересна. Но как же заниматься с такими детьми, у которых высокий уровень девиантного поведения. В этом учебном году есть у меня такой ученик в классе. Боремся, воспитываем, но учебный год скоро закончится, а сдвигов в лучшую сторону нет.
Юлия Владимировна Матвеева # 26 марта 2015 в 10:34 0
Большое Вам спасибо. Очень содержательный материла, по которому можно вести наблюдение за детьми с таким поведением.
Татьяна Вениаминовна Попкова # 30 июня 2015 в 12:18 0
Спасибо за нужный материал. Только как с такими детьми работать. Родители на контакт не идут. Их чадо самое лучшее. "Это Вы подход не умеете находить-" говорят они.
Виктория Викторовна Юрьева # 30 июля 2015 в 09:50 0
Спасибо за чёткие и логичные инструкции.Такая методика обязательно должна быть в копилке каждого учителя начальных классов.Школьному психологу физически невозможно понаблюдать за всеми детьми, а вот поработать с ребёнком на основе наших наблюдений,сделать выводы,провести консультацию с родителями, дать конкретные рекомендации учителю психолог несомненно сможет.
Евгения Викторовна Паринова # 6 февраля 2016 в 10:50 0
Спасибо Вам за нужный материал. Таких детей становится все больше. Ваша методика позволяет пронаблюдать за такими детками и дать родителям конкретные сведения о поведении ребенка.