Обучающий проект для 1 класса «Веселый алфавит»

Автор: Шабалина Наталья Валериановна, учитель начальных классов ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

Описание материала: Данный материал поможет учителю начальных классов, учителю-логопеду в обучении детей звукам и буквам в 1 классе. Применены разные формы работы при ознакомлении и закреплении материала урока.

Цель: закрепление знаний букв русского алфавита.

Задачи:

- знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни,

 развивать умение распознавать звук и букву;

- формировать первоначальные  представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.

- развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета письмо и развитие речи. Длительность выполнения проекта учебный год. 

Дети получили задание найти ответы на вопросы:

1) Почему алфавит назвали алфавитом?

2) Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?

3) Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Этапы реализации проекта:

1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.

2.  Работа   по поиску материалов к проекту.

3. Выполнение дидактических заданий к проекту

4. Защита ученических работ,   формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

5. Оформление результатов  работы :

Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»

Создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»

- подготовка презентации «Алфавит- прописи»,

- создание серии презентаций «33 родных сестрицы»

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

7. Подведение итогов, награждение участников.

1 этап

Знакомство с проектом.

- Как нам понять друг друга?

- Как появился современный алфавит?

В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки — племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык — предшественник русского, белорусского и украинского языков.

Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами). Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь. В VIII—IX веках, кроме Киева, образовались древнерусские города Псков, Чернигов, Полоцк, Смоленск, в которых развивались различные ремёсла. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.

Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков.

Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления: юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках); вместо фиты и ферта мы используем букву ф; вместо зело и земля — букву з; вместо ять и есть — букву е; кси и пси.

Ну и конечно, многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче.

Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.

У кириллицы было несколько видов начертаний. Долгое время (особенно у восточных славян) сохранялось уставное письмо, или устав: кириллические буквы писались прямо, одна отдельно от другой. Уставом писали в основном богослужебные книги. С течением времени устав заменился полууставом, который встречается в книгах XV—XVII веков. По образцу полуустава был отлит шрифт первых русских печатных книг.

Полуустав сменился скорописью, в которой первоначальное начертание кириллических букв значительно изменилось. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита. Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки в Древней Руси было единственным способом "тиражирования" книги и распространения её среди грамотных людей. Появление книгопечатания на Руси стало началом новой эпохи.

2 этап

Работа  по поиску материалов

1. Экскурсия в библиотеку.

2. Беседа с библиотекарем «Порядок книг в библиотеке»

3. Подбор стихов «Веселый алфавит»

1. При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

2. Библиотекарь  Ольга Евгеньевна Шарнина  показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста. А эта полка с книгами о Великой Отечественной войне.

3. Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

4. В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

5. У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

6. В нашей школе у секретаря  Ольги Евгеньевны  есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит. Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё …(алфавит)

3 этап

Выполнение дидактических заданий к проекту

1. Изучение алфавита.

2. Работа с  раскрасками «Алфавит»

3. Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»

4. Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная   азбука»

5. Подготовка презентации «Алфавит - прописи»,

6. Создание серии презентаций «33 родных сестрицы»

Это интересно знать.

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв).

Знакомство с алфавитом

- Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

- А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

- Назовите первую букву, последнюю.

- Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

- Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

- Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н

Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

4 этап

Защита ученических работ.

1. Работа с проволокой.

2. Работа с пуговицами.

3. Ниткопись.

4. Аппликация.

5 этап

Оформление результатов  работы

1. Книжка  – малышка  со стихами

2. Книжка - малышка с рисунками детей «Необычная азбука»

3. Презентация  «Алфавит - прописи».

4. Серия презентаций « 33 родных сестрицы»

6 этап

Оценивание работы

- Проведение мониторинга учащихся. Техника чтения.

- Результаты срезовых знаний по письму  и развитию речи

7 этап

- Подведение итогов, награждение участников.

- Внеклассное мероприятие  «Прощание с Букварем»

Итог работы:

1. Изучен алфавит.

2. Подготовлены  книжки – малышки:

- со стихами «Веселый алфавит»,

- с раскрасками, рисунками детей «Необычная   азбука», 

- с аппликациями  «Алфавит»

3. Подготовлена  презентация «Алфавит - прописи»,

4. Подготовлена серия презентаций «33 родных сестрицы».

5. Подготовлен  дополнительный  материала для изучения:  букв – пуговицы, проволока.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в 1 классе. Азбука профессий

Исследовательский проект в 1 классе «Здравствуй, Баба Яга!»

Мила Кузьмина # 20 сентября 2013 в 00:12 +2
Обучающий проект в 1 классе - это год интересной, насыщенной и совместной работы учителя, ученика и родителя.
Казанцева Ирина Павловна # 6 октября 2013 в 17:29 +1
Проект это сложный вид деятельности. 1 класс и такой проект. Молодцы. На следующий год набираю первоклашек, попробую с ними проектную деятельность на данную тему. Тема очень интересная и увлекательная.
Светлана Смирнова # 8 декабря 2013 в 21:14 +1
Сейчас большая работа ведется по проектной деятельности, Ваш проект необычен, увлекателен, интересен тем, что проводилась большая и разнообразная работа. спасибо.
Оксана Георгиевна Проскуровская # 18 декабря 2013 в 12:14 0
Спасибо за материал.Я уже не первый год с ребятами делаю проекты, готовим исследовательские работы. Сколько удовольствия они получают от поиска информации, от совместной деятельности, а главное от результата работы. На следующий год у меня первоклашки-воспользуюсь вашими советами.
Анастасия Леонидовна Тюменцева # 19 декабря 2013 в 11:51 0
Проекты-очень тяжелый и кропотливый труд, тем более с малышами! Вы действительно проделали колоссальную работу. Спасибо блльшое!
марина евгеньевна луценко # 3 января 2014 в 20:47 0
Я тоже занимаюсь проектной деятельностью.Но, наверное, вам посчастливилось найти единомышленников среди родителей своих учеников. Младшему школьнику самому справиться ох как тяжело.Учитель может выступать как организатор, корректор, руководитель, а вот помощниками должны стать родители. Хотелось бы увидеть дополнение к вашей работе с рассказом  о помощи родительской общественности. Мне так не хватает союзников среди них и вот как их найти - хотелось бы узнать. А проект - просто замечателен!
Елена Фёдоровна Колкова # 3 января 2014 в 22:52 0
Работа над проектами хотя и трудная, но очень интересная.
Елена Янц # 10 января 2014 в 18:40 0
Колоссальный труд педагога!!! Я нынче тоже пробую проект в 1 классе "Живая Азбука", но так как я только начинающий педагог, то некоторые пункты в своём проекте упустила. Мы так же ходили в библиотеку, по презентации знакомились со славянкой азбукой, и буквы мы сделали(но  пока ещё не все) из подручных материалов. И в итоге у нас получится, можно сказать, один большой классный проект.(Но пока он ещё в процессе) Большое вам спасибо за расширения кругозора...
Зоя Ивановна Затульная # 6 февраля 2014 в 20:47 +2
Работа над проектом трудоемкая, требует много времени. Вы очень четко и правильно расписали все этапы работы над проектом. Правда, для первого класса еще сложноват этот вид деятельности, но мы должны идти "в ногу со временем", придерживаться требований ФГОС. Я думаю, что в вашей совместной работе с детьми хорошими помощниками будут родители. У Вас получится очень хороший проект!
Елена Валерьевна Пластинина # 21 февраля 2014 в 16:29 0
Занимаюсь проектной деятельностью с детьми своего класса уже 5 лет. Поэтому понимаю, какой огромный труд вложен в эту работу! В проектной деятельности закладываются основы формирования таких сторон личности ученика, как: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Кроме того, сформированные в процессе работы над проектом метопредметные результаты помогут ребёнку в дальнейшем открывать новые знания. Спасибо!
Вера Борисовна Куталина # 9 марта 2014 в 18:17 0
Вы большая молодец! Тема проекта интересная детям и ненадуманная. Уверена, что каждый ученик нашел в этом проекте занятие себе по душе. Возьму на заметку такую идею.
Людмила Александровна Филатова # 14 июня 2014 в 14:42 0
Сейчас большая работа ведется по проектной деятельности. Работа над проектом трудоемкая, требует много времени. Вы очень четко и правильно расписали все этапы работы над проектом. Ваш проект необычен, увлекателен, интересен тем, что проводилась большая и разнообразная работа. Вы большая молодец! Тема проекта интересная детям. Уверена, что каждый ученик нашел в этом проекте занятие себе по душе. Возьму на заметку такую идею.В следующем году тоже попробую провести подобный. Спасибо за идею!
Анна Ивановна Рыбалева # 28 августа 2014 в 07:16 0
СПАСИБО ЗА ПРОЕКТ, В ЭТОМ ГОДУ ВМЕСТЕ СО СВОИМ ПЕРВЫМ КЛАССОМ ЗА ОСНОВУ ВОЗЬМУ ДАННЫЙ ПРОЕКТ.
Елена Валерьевна Горелова # 10 октября 2014 в 17:02 0
В этом году реализую экспериментальную образовательную программу по дополнительному образованию детей для первоклашек "Азбука Комсомольска", где мы с ребятами в игровой форме будем повторять алфавит, изучая объекты города Комсомольска-на-Амуре. Ваш проект мне интересен, так как тоже направлен на игровые методы обучения. Спасибо.
Анна Викторовна Саватеева # 12 октября 2014 в 12:58 0
Большое спасибо! Опять от Вас такой подарок! Дай бог вам здоровья и много творческих сил!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:01 0
Спасибо огромное. Присоединяюсь к словам коллег. Материал очень интересный
Анна Борисовна Кирий # 21 октября 2014 в 17:44 0
Спасибо, Наталья Валериановна! Интересно, что в проекте буквы мы не только видим, но читаем о них веселые стихи, апплицируем, мастерим из проволоки и пуговиц, рисуем и раскрашиваем. Это база для запоминания букв и, как следствие, чтения. Я, как учитель-логопед, буду использовать элементы проекта для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии.
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:36 0
Давно мечтала сама разработать подобный проект.Руки не доходят.Спасибо за новые идеи. Конечно не все дети смогут выполнить этот проект,но у Вас все детали предусмотрены.Слабые дети могут буквы мастерить, а кто посильнее и проекты защитят.
Светлана Владимировна Лукьянова # 23 декабря 2014 в 16:10 0
Проект интересен, спасибо.
Ксения # 17 февраля 2015 в 10:23 0
Очень хороший проект. Он помог понять с чего стоит начинать.
Елена Николаевна Нечаева # 19 февраля 2015 в 22:09 0
Проект очень хороший. Весь класс привлечён к работе, дети которые послабее стараются сделать лучше. Я в первом классе вела проект "Весёлая Азбука". Конечно работа над проектами в начальных классах, это большой и тяжёлый труд, но приятно видеть результаты этого труда. Успехов вам в проектной деятельности.
Светлана Николаевна Ряскова # 23 июля 2015 в 13:05 0
Проектная деятельность новая форма обучения. Я тоже много работаю над проектами. Дети выполняют эту работу достаточное время. Получают результат, которым гордятся, радуются, потому что они сделали своими руками, без помощи взрослых. Я считаю,что у проектной деятельности большое будущее. Спасибо за интересный подход по проектной деятельности.