Организация и проведение игр и конкурсов в начальной школе

Технология и специфика организации и проведения игровых конкурсных программ для младших школьников

В технологии организации детских игровых конкурсных программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых конкурсных программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает у культурно-досуговых работников определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

Оптимальное планирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламентировать свой труд, увидеть его место в стройной системе культурно-досуговой деятельности.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

В общей методике технологического процесса выделяют несколько этапов.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем материалы, собранные культурно-досуговыми работниками и их активом, поступают в сценарную группу, где и преобразуются в художественную форму. Для анализа собираются ответы на последующие вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, общекультурному развитию, степень его готовности принять участие в подготовке программы, что соответствует определенному набору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность». Далее сценарная группа составляет программы пошаговых действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Субъекты стремятся к точному осознанию задач каждым участником. Это достигается регулярными сборами и активным участием в обсуждении всех вопросов, проигрыванием исполнительских ролей.

Последний этап — проведение игровой конкурсной программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой конкурсной программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой конкурсной программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения данных программ и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства культурно-досугового работника.

Для организации и проведения детской игровой конкурсной программы педагогу-организатору необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая конкурсная программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы клубной работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых конкурсных программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

2) воспитательную функцию;

3) познавательную функцию;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В игровую конкурсную программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все игровые конкурсные программы имеют:

■ сценарно-режиссерскую основу;

■ требования предварительной подготовки и репетиций (обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов);

■ наличие призов (награждаются победители и участники);

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку, соревнование, игру на скорость. Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.

Они классифицируются по:

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

2) времени;

3) содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»). Рассмотрим игровую конкурсную программу как педагогическую форму, как систему взаимоотношений и как деятельность, в основе которых лежат игра и конкурс.

Конкурс — форма досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение, имеющие целью выявить лучших из числа участников. Идея сравнения, сопоставления — в этом зерно конкурса. Конкурс является уникальным явлением досуговой педагогики, он краток и поэтому желателен. Конкурс стимулирует ребят в возможности их самореализации.

Конкурсы могут иметь самые разные формы:

■ викторина — игра, построенная на занимательных вопросах и ответах на них;

■ головоломка — игра, построенная на решении занимательных задач с помощью сообразительности, догадливости;

■ кроссворд — игра-задача, состоящая в заполнении словами пересекающихся рядов-клеток; вопросы носят утвердительный характер.

■ ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, рисунков и т.д.; изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации цифр, букв, рисунков, знаков.

Вопросы должны быть содержательными, разнотипными, раскрывающими различные стороны актуальной темы, при этом посильными для аудитории. При составлении вопросов нужно учитывать различную степень подготовленности участников и их возраст. Поэтому вызвать интерес участников может та викторина, где будут вопросы разной степени трудности.

Наряду с обычными вопросами познавательного и занимательного характера викторина может включать «зрительные вопросы». Ведущим демонстрируются предметы, растения по выбранной теме и задаются детям соответствующие вопросы.

Творческие конкурсы-соревнования могут быть веселыми и серьезными. Обычно составляется цепочка конкурсов, ориентированных на разнообразное творчество детей, на детей разного возраста. Они должны соответствовать интересам школьников и содержанию деятельности в учреждениях социально-культурной сферы. Это будет являться хорошим стимулом в развитии познавательной активности, удовлетворения потребности детей в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового рукотворчества, смекалки, художественных проявлений. Система досуговых конкурсов (цепочки) дает возможность каждому занять лидирующее положение в какой-то деятельности, стать «звездой первой величины».

Конкурс требует простых правил-условий (их вырабатывают организаторы), а также определенных форм поощрения.

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития;

■ конкурс должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответствовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка, делающая убедительным появление конкурса; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты, поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление эстетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям младших школьников в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Не менее широкое распространение в досуговой практике имеют так называемые конкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Развлекательный аукцион состоит обычно из двух турнирных периодов. Первый, когда в игре участвуют все присутствующие — отборочные соревнования. На этом этапе побеждает тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее ответам. Во втором туре, строящемся по принципу развлекательно-игрового конкурса-зрели- ща, борются за личное или командное первенство определившиеся перед этим победители. Диапазон заданий в этом случае значительно расширяется. Наряду с разрешением вопросов традиционно-викторинного типа финалисты участвуют в художественных, спортивных и других состязаниях. Задания такого состязания строятся с расчетом на какие-то зрелищные реакции, а сам конкурс предполагает наличие зримых атрибутов борьбы, т. е. эта часть аттракциона должна «хорошо смотреться».

Игровая конкурсная программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Исследователями отмечается факт малочисленности подобных игровых программ в школе. Причиной является слабая подготовка кадров и нежелание многих педагогов вносить новое.

Как отмечает С.П. Афанасьев, процесс изобретения новых творческих конкурсов — очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика ума» и, если воспользоваться всеми приемами придумывания (а их, кроме приведенных в классификации, существует еще немало), можно составить картотеку, насчитывающую десятки тысяч названий.

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения;

■ формирование уверенности в себе;

■ привитие навыков коммуникации.

Из вышесказанного следует, что игровая конкурсная программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В игровую основу программы могут быть заложены потехи и забавы.

Потеха и забава — это два разных игровых принципа. Потеха несет в себе мужскую основу, забава — женскую. Соответственно, они предназначены для людей разных полов.

Состязание отличается от конкурса тем, что в нем выявляется не лучший, а победитель. В отличие от этого понятие «соревнование» имеет спортивный уклон, а «состязание» напрямую связано с игрой.

Игровые соревнования и конкурсы всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности, изобретательности и многого другого.

В соответствии с особенностями аудитории они строятся по-разному, в зависимости от содержания, однако имеют много общего в организационных вопросах.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении игровой конкурсной программы не исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из ассистентской группы за каждый конкурс.

Театрализованная игровая конкурсная программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая конкурсная программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием игровой конкурсной программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием игровой конкурсной программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием игровой конкурсной программы имеют следующую последовательность:

1) выбор темы;

2) подбор и отработка материала;

3) поиск сценарного хода;

4) написание сценария;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации игровых конкурсных программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности культработника и обязательным условием его профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых конкурсных программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в младших школьниках самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная досуговая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Игровая программа по сказам братьев Гримм, 1-2 класс

Сценарий игровой программы для группы продлённого дня

Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»

Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет

Татьяна Николаевна Маркелова # 9 октября 2015 в 22:12 0
Очень полезная и интересная информация.
Все доступно, конкретно. Повторение и закрепление давно пройденного очень полезно (имею в виду свой стаж).
Наталья Васильевна Тарановская # 13 октября 2015 в 14:51 0
Полезная информация.Правильно оформлено,все подробно,доступно.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:49 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Екатерина Александровна Фомина # 25 февраля 2016 в 19:40 0
Очень полезный материал. Спасибо!
Анастасия # 5 мая 2016 в 15:31 0
а можно узнать автора и название литературного издания?