Виды родительских собраний в начальной школе

Виды родительских собраний и структура их подготовки. Начальная школа

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно- воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. Они являются важным педагогическим инструментом в руках педагога.

Характеристика различных видов родительских собраний представлена в таблице.

Родительские собрания в школе делятся на два основных вида: общешкольные и классные.

Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель таких собраний — знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Виды родительских собраний

Вид родительского собрания

Краткая характеристика вида

Установочное (инструктивное)

Информирование родителей по значимым вопросам: об итоговой аттестации учащихся, о введении школьной формы и др.

Аналитическое

Знакомство с аналитическими материалами: итоги успеваемости за определенный период причины пропусков занятий и др.

Консультативное

Консультирование по различным вопросам: профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул и др.

Чрезвычайное

Проводится по поводу какой-либо чрезвычайной или конфликтной ситуации. Это коллективный совет взрослых людей, собравшихся, чтобы решить проблему

Совместное

Проводится совместно с детьми (особенно с подростками и старшеклассниками) для планирования деятельности по какому-то принципиальному вопросу, например: участие в социальной акции, открытие в школе нестандартных центров образования и т.д.

Отчетное

Представление родителям отчетов о проделанной работе, например: результатов творчества учащихся: театральные постановки, проекты, прикладные умения и др.

Информационно - просветительское

Посвящено рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель классных родительских собраний — обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Обычно классные родительские собрания проводятся один раз в четверть (триместр), при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На собраниях анализируют учебные достижения учащихся, характеризуют их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Любое родительское собрание условно делится на три части:

— вступительная;

— основная;

— заключительная.

Структура подготовки к родительскому собранию включает в себя следующие моменты:

1. Определение цели.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Проведение микроисследований.

4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5. Выбор формы приглашения родителей.

6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.

7. Оборудование и оформление помещения для собрания.

Педагогу следует помнить:

■ родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

■ тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

■ собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

■ собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Особое внимание следует уделить приглашению родителей на собрание. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно — можно записать ее в дневниках учеников, позвонить или отправить письма электронной почтой, через электронный дневник. Особенно необходимо обратить внимание на те семьи, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках или пришлют сообщение через электронный дневник, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то предупредят об этом заранее классного руководителя. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Классному руководителю можно дать несколько рекомендаций по проведению родительского собрания:

■ Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

■ Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

■ Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

■ Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

■ Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

■ Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

■ Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

■ Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

■ В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

■ Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

■ Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Классному руководителю не стоит:

■ Осуждать отсутствующих родителей.

■ Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

■ Давать негативную оценку всему классу.

■ Переоценивать значение отдельных предметов.

■ Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания для классного руководителя является важным моментом рефлексии его педагогической деятельности.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

■ явка родителей, причины отсутствия;

■ персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

■ вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Вот некоторые секреты успешности родительского собрания:

✏ Уделите внимание приглашению на родительское собрание: оформлению приглашения, интересному и интригующему названию.

✏ Продумайте расстановку мебели в кабинете, где будет проходить родительское собрание. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

✏ Подготовьте визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

✏ Используйте разнообразные формы проведения родительских собраний, особенно в начале обучения 1-х классов, например: разговор за чашкой чая.

✏ Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.

✏ Умело определите день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.).

✏ Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не «Катина мама...».

✏ Используйте групповые формы работы родителей, игровые элементы.

✏ Опирайтесь на опыт, мнения авторитетных родителей.

✏ Желательно заканчивать собрание принятием конкретного решения.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных — важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют своего ребенка. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность

Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»

Конспект родительского собрания в 1 классе

Как интересно провести родительское собрание в начальной школе

Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе

Нет комментариев. Ваш будет первым!