День славянской письменности и культуры. Сценарий для 2 класса

Внеклассное мероприятие на тему «День славянской письменности и культуры» для 2 класса

Сценарий внеклассного мероприятия на День славянской письменности и культуры для начальной школы

24 мая - день славянской письменности и культуры

Сценарий ко Дню славянской письменности и культуры для младших школьников «В гостях у мастеров народных промыслов»

Учитель. Ребята, мы долго готовились к этому дню. В течение года на классных часах мы с вами заочно побывали в старинных деревнях, где искусные мастера делают глиняные и деревянные игрушки. Вы сами попробовали быть мастерами и сделали игрушки из глины. А сегодня мы подводим итог нашего путешествия. Вы собрали большой материал об этих игрушках. Большое спасибо вашим родителям за то, что они вместе с вами учились росписям, за глину, которую они приготовили и принесли нам для работы. И вот сегодня у нас большой праздник. Мы на ярмарке народного творчества.

Что такое ярмарка? Это праздник, на котором искусные мастера продают свою продукцию. Выступают артисты, кукольный театр, работают аттракционы, карусели и даже бывает поводырь с медведем. Итак, отправляемся в прошлое. Закрыли глаза: раз, два, три!

Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаем.

Давно мы вас ждем-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

(Дети изображают карусель. Звучит песня В. Леонтьева «Ярмарка».)

Скоморох 1.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Скоморох 2.

Эй! Не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Скоморох 1.

И со всех концов Земли

Все на ярмарку пришли!

Народ собирается!

Наша ярмарка открывается!

Скоморох 2.

Ярмарка, ярмарка!

Подходи, выбирай,

И на память забирай!

(На сцене продавцы дымковской игрушки.)

Продавец 1.

Угодно купить?

Могу уступить.

Скоморох 1.

Игрушки - диво,

Изящны, красивы!

Продавец 2. Прибыли мы из старинного русского города Вятки. А торгуем дымковскою игрушкою.

Продавец 1.

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Серости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Продавец 2.

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Продавец 1. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново, так раньше назывался город Вятка.

Продавец 2.

Ведь игрушки самые яркие –

Украшения ярмарки.

Продавец 1.

Барашек-свисток,

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Продавец 2.

Утка Марфутка

Бережком идет,

Уточек Марфуточек

Купаться ведет.

Продавец 1.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спинке Егорка.

Продавец 2.

Индя-индя-индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой –

Красный, белый, золотой.

(Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники». В окне сказочного дома появляется Петрушка.)

Петрушка.

Здравствуйте, ребята!

Узнаете меня?

Я веселая народная игрушка,

А зовут меня...

Дети. Петрушка.

Петрушка.

Я самый веселый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

Я привел своих друзей.

А теперь, ребята, угадайте, кто пришел со мной.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети. Матрешка.

Матрешка 1. Это наша матрешка, ей почти 100 лет.

Матрешка 2. Впервые куклу сделали в мастерской под Москвой.

Матрешка 3. Игрушка всем понравилась. И первая игрушка состояла из восьми фигур.

Матрешка 4.

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер:

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

Матрешка 5.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну так пой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

Матрешка 6.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Матрешка 7.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

Об искусном мастере-творце!

(Танец «Матрешки».)

Скоморох 1.

Малые ребятушки,

Ярмарке порадуйтесь,

Пряничком, бараночкой,

Крендельком побалуйтесь!

Скоморох 2.

Эй, ребята, в бубны бейте!

Вы ладоши не жалейте.

Поиграйте на гармошке,

Постучите нам на ложках.

Скоморох 1.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары!

Пышут жаром самовары!

(На сцене появляются продавцы хохломы.)

Продавец 1. А вот деревянные стол, стул, полки, чашки, плошки, ложки.

Продавец 2. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек.

Продавец 1. Срубил себе избу, сделал мебель, посуду. Однажды прилетела к нему Жар-птица, и он накормил ее пшеном. Когда Жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

Продавец 2.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

Продавец 1.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется –

Попробуй, сумей-ка.

Продавец 2.

А где-то Кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Продавец 1.

Еще характерен

Для всей хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы.

Скоморох 1.

А вот посмотрите - знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Скоморох 2.

Вам мамы ее рассказали когда-то,

Сейчас эту сказку напомнят ребята.

(Инсценировка сказки «Курочка Ряба».)

Скоморох 1.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев их впервые,

Каждый удивится.

Скоморох 2.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто - роспись гжель.

(На сцене продавцы гжели.)

Продавец 1.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Продавец 2.

Известно всем в народе

Ее названье - гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

Продавец 1.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

Продавец 2.

У каждого художника

Есть свой узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка родимая.

Продавец 1.

Ее трава шелковая,

Ее цветы весенние

И мастерство волшебное

Достойны восхищения.

Продавец 2.

Из этих чашек с розами

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

(Звучит песня В. Леонтьева «Ярмарка». Дети изображают карусель. На сцене продавцы городецких игрушек.)

Продавец 1.

Мы ребята озорные!

Продавец 2.

Мы ребята удалые!

Продавец 1.

Всех на ярмарку зовем!

Продавец 2.

Мы игрушки продаем!

Продавец 1.

А ну, честной народ!

Подходи посмелей!

Покупай товар, не робей!

Продавец 2.

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Продавец 1.

Привезли вам поклон

И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли.

Продавец 2.

С мест, что Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где умыты ракиты

Голубою водой.

Продавец 1.

Городецкая роспись –

Как ее нам не знать

Здесь и жаркие кони,

Молодецкая стать.

Здесь такие букеты,

Что нельзя описать.

Продавец 2.

Здесь такие сюжеты,

Что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись –

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

(Появляется Поводырь с медведем.)

Поводырь.

Расступись, народ честной,

Идет медведюшка со мной!

(Медведь кланяется.)

Поводырь.

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Медведюшка, ты петь умеешь?

(Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подает медведю гармошку, просит спеть, да погромче. Медведь берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко раскрывая рот.)

Поводырь. Больно тихо ты поешь. А вам слышно?

Дети. Нет!

Поводырь. Попросите медведюшку, пусть громче споет!

(Дети просят медведя петь погромче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.)

Поводырь. А теперь, покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

(Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.)

Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

(Медведь ползет в сторону, плюхается.)

Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

(Медведь надевает на голову косынку и берется за ее концы. Звучит мелодия русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза». Пляшет: идет вперевалочку по кругу, кружится, неуклюже припадая на одну ногу, попеременно выбрасывает ноги вперед, снова кружится, припадая на другую ногу. С окончанием музыки садится на пол.)

Поводырь. Уж Мишутка утомился!

И народу поклонился!

(Медведь кланяется, и Поводырь его уводит. Дети выстраиваются в одну линию и поют частушки.)

Все.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Хохлома.

Золотая хохлома,

Ею все любуются.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Гжель.

В Гжели делают посуду -

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Дымково.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Городец.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися –

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

Матрешки.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Ученик. А эти игрушки мы сделали сами, своими руками!

(Выставка игрушек, сделанных детьми, общее чаепитие.)

Автор: В.Н. Домаева

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие во 2 классе. Всемирный день красоты

Внеклассное мероприятие в 1-2 классе на тему: Комнатные растения

Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе

Игра «Поле чудес» для младших школьников на тему «Цветы»

КВН по сказкам Пушкина. Сценарий для 2 класса

Александра # 12 октября 2014 в 07:34 0
Сложный сценарий... Детям будет тяжеловато учить столько... Этому будет предшествовать длительная подготовка, репетиции... Но всё равно интересно! Удачи вам и в дальнейшем творчестве!!!
Анна Борисовна Кирий # 20 октября 2014 в 20:55 0
Спасибо, очень точно выделена индивидуальность народных умельцев! Каждый промысел "заиграл" в стихотворном тексте автора.
Паринова Евгения Викторовна # 26 октября 2015 в 09:47 0
Какая подготовка предшествовала этому мероприятию! В маленьком классе сельской школы такое невозможно, к сожалению. Чувствуется, что педагог активно сотрудничает с родителями. Поделки, костюмы, ярморочный антураж не возможно подготовить без их участия. Спасибо за воссозданную атмосферу ярморочного гуляния. Особенно понравились стихи о народных промыслах.