Интеллектуальный конкурс для младших школьников

Конкурс интеллектуалов для учащихся начальной школы

Цели: развивать все виды мышления, внимания, память; воспитывать интерес к изучению школьных наук, ответственность, собранность.

Оборудование: карточки и плакаты с заданиями, бумага, карандаш, фломастеры, грамоты и призы.

Общая характеристика. Конкурс интеллектуалов следует рассматривать как праздничное действие. В течение учебного года его можно провести несколько раз. Конкурс командный, предусматривает выявление и поощрение детей, отличившихся в личном зачете. Он может быть проведен как в условиях одного класса, так и между учениками из разных классов и школ.

Подготовка команды. Оптимальный состав команды - 5-7 детей. Желательно, чтобы команды имели название, эмблему и другие атрибуты.

Подготовка плакатов, таблиц с заданиями. Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана. Лучше всего выполнить их в технике аппликации из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует располагать на отдельном листе бумаги. Детям необходимо раздать листочки и фломастеры. На каждом листочке следует предварительно написать фамилию и имя участника. Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно.

Первый класс

1-я серия. Невербальные знаки по нахождению закономерности в расположении фигур.

Задание: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек. Время выполнения каждого задания примерно 1—1,5 минуты. Общая продолжительность выполнения заданий 1-й серии - 5-6 минут. За правильный ответ присуждается: А - 1 балл, Б - 1 балл, В - 2 балла, Г - 2 балла.

2-я серии. Задачи для выявления оригинальности и гибкости мышления.

Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями-окружностями.

Задание: закончите рисунок, превратив каждую окружность в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог. Время работы - 5-7 минут. Оценивается оригинальность. За изображение солнца, мяча, лица человека, цветка, тарелки, колеса - 0 баллов. За остальное изображение - 1 балл.

3-я серия. Предлагается нарисовать: фигуры, у которых три угла; фигуры, у которых 4 угла; фигуры, у которых нет углов.

За каждую правильно нарисованную фигуру начисляется 1 балл.

4-я серия. Нахождение закономерности в расположении чисел.

Задание: вставьте пропущенное число.

Время работы - 5 минут. За каждое правильно написанное число начисляется 1 балл.

5-я серия. Вербальные задачи на выявление комбинаторных способностей и логического мышления.

Задание: найдите спрятанные на рисунках слова.

Время работы - 4 минуты. За каждое правильное слово - 1 балл. Жюри подводит итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Второй класс

1-я серия. Невербальные знаки по нахождению закономерности в расположении фигур.

Задание: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек. Время выполнения каждого задания - 1-1,5 минуты. Общая продолжительность выполнения заданий 1-й серии - 5-6 минут. За правильный ответ присуждается: А - 1 балл, Б - 1 балл; В - 2 балла; Г - 2 балла.

2-я серия. В эту серию включаются задачи для выполнения оригинальности и гибкости мышления. Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями.

Задание: закончите рисунок, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

Оценивается оригинальность. Рисунок А - 0 баллов за изображения крыши, дома, ракеты, дорожного знака, ромба, квадрата, горы, буквы Л, буквы А. Другие изображения - 1 балл. Рисунок Б - 0 баллов за изображение волны, гусеницы, веревки, облака. Другие изображения - 1 балл. На выполнение задания дается 4 минуты.

3-я серия. Задание: нарисуйте как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.

4-я серия. Вербальные задания на выявление комбинаторных способностей.

Задание: составьте слова из написанных в круге букв. Добавлять или убавлять буквы нельзя. Оценка: за каждое слово - 1 балл.

5-я серия. Задание на определение уровня объемно-пространственного мышления. Какая из частей дополняет колесо?

Жюри подводит итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Третий класс

1-я серия. Задание: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте недостающую фигуру.

Оценки: А-1 балл, Б - 1 балл, В - 2 балла.

2-я серия. Задачи на сообразительность.

- Чем кончаются день и ночь?

- Что стоит посередине Земли?

- Чем кончается лето и начинается осень?

- Один термометр показывает 2 градуса мороза. Сколько градусов мороза покажут два термометра?

Оценка: задача 1 - 1 балл; задача 2 - 1 балл; задача 3 - 1 балл; задача 4 - 1 балл.

3-я серия. Задание: разделите квадрат на четыре равные части разными способами.

Оценка: два способа - 1 балл; три способа - 2 балла; 4 способа-6 баллов.

Варианты ответов:

Этими четырьмя ответами решение данной задачи не ограничивается, она имеет бесконечное множество правильных ответов. За нахождение этого решения количество баллов можно удвоить.

4-я серия. Вербальные задачи.

Задание: придумайте как можно больше предложений, используя слова космос, лето, театр. В предложении должны быть все три слова. За каждое предложение начисляется по одному баллу.

5-я серия. Задание. До начала XVIII века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел:

532 - ФЛВ; 544 - ФМД; 122 - РКВ; 645 - ХМЕ; 335 - ТЛЕ.

Определите, каким числам соответствуют записи: ХКД, CJIB, ТЛФ.

За каждое верно записанное число - по 1 баллу. Жюри подводит итоги конкурса.

Четвертый класс

1-я серия. Задание на логическое мышление.

Задание А. Два землекопа за 3 часа выкопали канавы длиной 2 метра. Сколько землекопов за 5 часов выкопают канавы длиной 5 метров? (Ответ: 2 землекопа)

Задание Б. Трех подружек спросили, как их зовут. Первая сказала: «Меня зовут Марина», вторая: «А меня Катя», а третья добавила: «А меня зовут Марина или Лена». Как зовут каждую девочку, если все они сказали неправду о своем имени, но имена всех трех названы верны? (Первую девочку звали Лена, вторую - Марина, третью - Катя)

Оценки: задание А - 1 балл, задание Б - 2 балла.

2-я серия. Вербальные задания на выявление комбинаторных способностей.

Задание: составьте слова из написанных в круге букв.

Оценка: за каждое слово - 1 балл.

3-я серия. Конвергентные задачи на определение уровня развития объемно-пространственного мышления.

Задание: подберите каждой фигуре пару таким образом, чтобы, соединяясь вместе, они образовали куб.

Оценка: за каждую правильно подобранную пару начисляется 1 балл.

4-я серия. Задание на выявление закономерности. Нарисуйте недостающую фигуру вместо точек.

Оценки: А-1 балл, Б - 1 балл, В - 2 балла.

5-я серия. Задачи на выявление уровня абстрактного и логического мышления.

Ведущий сворачивает лист бумаги в четыре раза на глазах у детей так, как показано на рисунке. С помощью ножниц делает вырезы. Дети должны нарисовать то, что должно получиться, если лист развернуть.

Оценки: А - 1 балл, Б - 2 балла, В - 2 балла, Г - 2 балла.

Жюри подводит итоги конкурса.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая игра для детей 7-9 лет

Игры для начальных классов

Развивающие игры для начальных классов. Внеурочная деятельность

Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)

Словесные головоломки, 3 класс

Ирина Александровна Ерёмина # 17 июля 2017 в 15:59 0
Интеллектуальное развитие учащихся одна из важнейших задач современной школы. В современном мире человек должен обладать нестандартным мышлением. Ваши задания направлены на развитие нестандартного мышления, на поиск закономерностей. Они могут быть использованы не только во внеурочной деятельности, но и во время уроков для сильных учащихся.
Ирина Александровна Ерёмина # 17 июля 2017 в 16:10 0
Интеллектуальное развитие учащихся одна из важнейших задач современной школы. В современном мире человек должен обладать нестандартным мышлением. Ваши задания направлены на развитие нестандартного мышления, на поиск закономерностей. Они могут быть использованы не только во внеурочной деятельности, но и во время уроков для сильных учащихся