Литературный ринг о дружбе в 1-2 классе

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 1-2 класса

Литературный ринг в начальной школе

Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости»

Цели: на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать любовь к художественной литературе.

Оборудование: заготовки отрывков из литературных произведений, таблицы и картинки для оформления кабинета, материал для оформления сказки, ножницы, клей, мячи для игры.

Ход мероприятия

(Звучит песня «Настоящий друг» (муз. Е. Крылатова, сл. М. Пляцковского). Дети заходят и садятся, разделившись на 2 группы.)

Педагог. Добрый день, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости, т. е. о тех человеческих качествах, которые помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде литературного ринга между двумя группами.

Итак, литературный ринг начинается! Каждой группе предлагается для чтения текст. Подготовьте чтение этого текста и придумайте вопросы по нему для другой группы.

Конкурс 1. «Тексты»

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Автор: Е. Пермяк

Примерные вопросы

— Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

— Почему Вова остался один на свете?

— Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Еше бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.

И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпет...

Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

— Что ж ты, — говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!

— Высоко, - соглашается Санька.

— Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Еще бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Автор: Э. Шим

Примерные вопросы

- Почему Санька незаметно для маленькой Вари подклады- вал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

- Понравилось ли тебе, как Санька относится к своей маленькой сестре? Почему?

Канавка

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном — чуть не упала.

- А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку. - Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки — платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Автор: В. Донникова

Примерные вопросы

- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаше, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Автор: В. Осеева

Примерные вопросы

— Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснели Маша и Таня?

Дружба

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

— Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.

— Давай,—согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

— Пожар! Пожар! — кричит.

Подбежали другие ребята.

— Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

— Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

Надругое утро Боря принес во двор паровозе вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

— Я - твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.

— Давай, — согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

— И меня примите.

— Не примем, — сказал Сережа.

— Почему? - удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты вчера говорил!

— То вчера, — сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Автор: И. Туричин

Примерные вопросы

— Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

— Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Приглашаю представителей от групп прочитать текст и задать

вопросы, которые они подготовили для соперников. А результаты ответов предлагаю оценивать аплодисментами противоположной команды. Если ответ глубокий, полный, содержательный, хлопаем, высоко подняв руки, если ответ не очень понравился, хлопаем перед собой. Если есть желание дополнить ответ, поднимите руку.

Прослушав и проанализировав рассказы, вы поняли, как важно быть справедливыми, честными, добрыми по отношению к окружающим, вовремя прийти на помощь.

Конкурс 2. «Ты среди друзей»

Поиграем в игру «Передай мяч». Игроки должны передавать мяч своему соседу локтями, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.

Игра «Кто это?». Необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его плечами.

Конкурс 3. «Составление сказки»

Это доброе сражение покажет, насколько важно уметь слушать своих товарищей, поддерживать друг друга, работать дружно, сплоченно, какой результат может дать взаимопонимание. Перед вами картинки, которые станут фрагментами сказки, составленной вместе. Надо их вырезать и превратить в детали аппликации - иллюстрации сказки, которая будет на этом листе ватмана. У каждого своя картинка. Вы используете ее тогда, когда посчитаете нужным. Итак, я начну, а вы продолжите.

На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной...

(Педагог прикрепляет на лист ватмана черную тучу. У детей картинки: дерево, дети с велосипедом, с мячом, со скакалкой; радуга, птичка, солнышко и т. п. Продолжение сказки может быть любым, как это захотят сделать дети. Главное, что в составлении сказки участвуют обе команды вместе. Они по очереди выходят к ватману, предлагают свое продолжение и приклеивают свой фрагмент.)

Подведение итогов

Подошел к концу литературный ринг. Подумайте и ответьте на вопросы.

1. Почему сегодня нет победителей и проигравших?

2. Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить?

3. В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление для младших школьников

Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Людмила Чучадеева # 1 марта 2014 в 10:53 0
Хорошее занятие. Оно заставляет ребят думать, рассуждать о таком важном качестве человека, как дружба.Хорошо подобраны тексты.Я думаю, что данное мероприятие заставит задуматься об их отношении к одноклассникам, взрослым, и просто к окружающим их людям.